Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из приоритетных в современном образовательном пространстве, поскольку от ее разрешения во многом зависит не только повышение качества обучения учащихся, но и их мотивация к достижению учебных и творческих результатов. В условиях качественно новой образовательной ситуации, при которой на первое место выходят субъект-субъектные отношения между участниками образовательных отношений в рамках учебной деятельности, развитие младших школьников неразрывно связано с пониманием сущности и структуры развития их познавательной активности. В основе структуры общего интеллектуального развития обучающихся можно выделить определенные принципы успешной реализации процесса формирования познавательной активности:
- субъектность,
- самостоятельность,
- креативность,
- связь с жизнью,
- ориентация на самореализацию и педагогической поддержки.
Все эти принципы находят своё отражение в разных учебных программах, в том числе и в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа», который мы реализуем третий год. Познавательным универсальным учебным действиям, к которым, как вы знаете, относятся общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия, отводится большое значение во всех УМК, но отличительной чертой УМК «Перспективная начальная школа» является организация целенаправленной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий с помощью учебника. Учитель направляет работу детей, координируя их действия, даёт детям в руки инструмент – учебник и учит с ним работать. Дети работают с оглавлением, изучают тему, отвечают на предложенные вопросы, при необходимости работают со словарями, делают выводы.
Личностное развитие обучающегося, так же является приоритетным в решении задач образования и подчёркивает важность принципа субъектности. Основными характеристиками, которого являются активность, способность к рефлексии, свобода выбора, ответственности за свои действия, саморазвитие и т.д. В связи с этим учитель начальных классов в ходе учебного процесса, формирует у обучающихся способность ориентироваться в новых учебных ситуациях, критически подходить к оценке фактов и явлений, независимо от суждения других, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, опираясь на полученные результаты и делать выводы.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает, что современный школьник должен уметь:
- ориентироваться в потоке учебной информации;
- перерабатывать и усваивать ее;
- осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
- ставить и формулировать проблемы.
На формирование этих компетенций и направлена работа по формированию познавательных учебных действий.
Познавательные действия включают следующие разделы:
- общеучебные: знаково-символические и информационные;
- логические действия;
- постановку и решение проблемы.
Стоит отметить, что важным условием формирования общеучебных умений является запрет на сообщение понятия в готовом виде. Новое понятие должно быть «добыто» посредством действий самих обучающихся с предметом исследования в процессе совместной деятельности с одноклассниками и учителем.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (обучающиеся изучают страницу учебника, формулируют цель исходя из темы урока на основе упражнений, предложенных авторами).
Задания такого типа, формируют умения работать с информацией, представленной в табличной форме:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска/
В данном задании обучающиеся вычленяют необходимую информацию из текста.
На уроках русского языка большое внимание уделяется формированию умения работать с разными источниками. Показателями сформированности информационной компетентности являются умения пользоваться различными источниками, критически оценивать найденную информацию и анализировать её достоверность, а также переводить информацию из одного вида в другой.
Задания типа: «Найди в Словаре происхождения слов. Сочини и запиши предложения с любым из данных слов. «Найди слово «снегирь» в Словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жизнь? Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?
Следующее задание позволяет ученику найти информацию в словаре для формирования грамотного письма. Это задание направлено на понимание и преобразование информации.
- умения структурирование знаний (русский язык);
Обучающимся предлагается сравнить столбики слов и ответить на ряд вопросов, которые логически подведут под понятие.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Обучающиеся открывают обратный словарь, выписывают две группы слов (первая группа слов с основой на Ч, вторая группа слов основа, которых оканчивается на чь.) Предлогается сформулировать вывод о работе мягкого знака.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Следующее задание даёт возможность ученику выбирать наиболее рациональные способы решения.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- умение определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.
Обучающиеся систематизируют знания, полученные в ходе прочтения научного текста, и на их основе приходят к выводу «Что же меняется в природе с приходом зимы в наш край». Принцип связи с жизнью, подогреет интерес к материалу, т.к. конкретная ситуация отражающей реальную действительность.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые потом преобразуются в буквенные.
Например, при работе со двухуровневыми: произнесите слово, которое изображено на рисунке, назовите звуки этого слова, прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы (второй уровень) прочитать слово орфоэпически с ориентацией на ударение, соотнесите звуковую форму слов с буквенной, обьясните различие, например, в словах изюм и змей (почему с слове изюм звук(у) обозначается буквой ю, а звук (э) в слове змей – буквой е.
Логическими универсальными действиями являются:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
- подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Задание позволят подвести обучающихся под понятие и сформулировать тему урока. (русский язык, определение рода )
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Ценным средством развития познавательной активности обучающихся, являются логические задачи. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид — загадки.
Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые «философские» задачи. Перед вами несколько примеров.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.
Например, работая с текстом Необыкновенная ромашка (Сергея Воронина) формируются умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.
Рассмотри иллюстрацию к тексту , так художник представляет себе мальчиков - героев этой сказки. Для кого из них цветы незаметны под ногами? А для кого они - друзья? Почему Лека слышит голос цветка, а Степа нет? Лека – необычный человек? Кто может слышать, как говорят цветы?
Постановка, решение проблем.
Уроки должны выстраиваться по модели проблемно-диалогической технологии, что включает в себя этапы постановки проблемы, выдвижения гипотез, моделирование открытых знаний и их осмысление.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:
- Вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы.
- Затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать.
- Научиться сознательно формулировать проблемы.
Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся. Проблема - это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией. Следует помнить, что при формировании познавательных УД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Для формирования познавательных УД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».
Отслеживать уровень сформированности познавательной активности можно с помощью метода наблюдения. В практике своей работы я использую Таблицу метапредметных и личностных результатов. Таблица построена с учётом того, что наглядно-образное мышление, свойственное детям младшего школьного возраста, позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. Развитие интеллектуальных умений осуществляется под руководством учителя в 1-2 классах, а в 3-4 ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начального общего образования становление абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов. Результаты ежегодного заполнения таблицы позволяют определить, какие конкретно познавательные умения сформированы на том или ином этапе у каждого обучающегося, формированию каких познавательных умений необходимо уделить больше внимания у конкретного обучающегося.
Таким образом, мы определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Спасибо за внимание!