Цели и задачи:
- Формирование умения проверять безударную гласную двумя способами;
- осознавать структуру слова, позволяющее понять его лексическое значение, что позволяет быстрее найти проверочное слово;
- Формирование умения находить и выделять орфограмму;
- Формировать интерес к поэтическому слову, обогащать словарный запас;
- Формировать умение самостоятельно работать
- Развивать творческие способности
- Прививать любовь к родному языку
Оборудование
- Карта путешествия «Созвездие родственных слов»
- Модель ракеты
- Веера с гласными буквами
- Карточки- звезды с названиями (Светлячок, Светлица, Рассвет)
- Раздаточный материал с текстом для творческой работы
- Раздаточный материал (текст «День космонавтики»)
- Раздаточный материал «Алгоритм проверки безударной гласной в корне»
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, какое сегодня число?
- 12 апреля.
- Чем знаменателен этот день?
- Этот день считается днем космонавтики.
- Почему?
- 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос.
- Сегодня мы тоже отправимся в увлекательное путешествие к звездам в созвездии «Родственных слов». И пусть в этом путешествии вам светит звезда удачи.
- А из чего складывается удача?
- Удача складывается из мыслей и дел.
- Для того чтобы вам светила звезда удачи, вы должны мыслить, хорошо работать и обязательно быть внимательными.
Учитель:
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны
И когда я слышу …. «Извини меня»
Это значит…
Дети: Исключи меня из вины!
Учитель:
У слова есть корни и есть родня
Оно не подкидыш под сирым кустом
И когда я слышу: «Защити меня»
Это значит…
Дети: Укрой меня под щитом!
Учитель:
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро
И если ты в эту проникнешь суть
Слово тебе сотворит добро!
- Чему учит это стихотворение? О чем оно вам напомнило? (надо быть внимательным к звучащему и написанному слову)
- Какая родня есть у слова? (родственные слова)
- Какие слова называются родственными? (слова, которые имеют общую часть и одинаковое значение)
Учитель:
Вот карта нашего пути,
Созвездия на ней легко найти
Но, чтобы пройти все испытания
Необходимы ваши знания.
Итак, мы отправляемся в загадочный полет
Успех вам и удачу
Пускай он принесет!
Отправимся в полет мы на ракете. Вот стартовая площадка. Чтобы ракета пришла в действие, выполним первое условие: подготовим руки к письму, ведь в полете необходимо будет делать разборчивые и красивые записи.
Минутки чистописания
Пропишите соединения следующих букв Аа, Ии, Оо, Ее, Яя. (письмо букв в тетрадях)
- Почему мы прописали эти буквы? (будем проверять эти гласные)
Наша ракета пришла в действие (звучит музыка взлета ракеты)
Перед вами первая звезда. Чтобы ярче она светила, вставим пропущенные буквы в следующие слова:
- Какая в этих словах орфограмма? (безударная гласная)
Молодцы! Запишите слова в тетрадях.
- Что объединяет эти слова?
Мы приблизились к самой важной звезде, без которой удача нам не будет сопутствовать. Чтобы она светила необходимо вставит пропущенную букву слово – название звезды.
(на доске звезда с названием)
- На какую орфограмму пропущена буква? (безударная гласная гласная)
Вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне. Кто его забыл, воспользуйтесь памяткой, которая лежит у вас на партах.
Дети:
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
- Каким способом проверить безударную гласную в корне?(изменить форму слова или подобрать родственное слово)
Подберите к слову проверочное слово. (свет, светит)
Какая же пропущена буква в названии звезды? (буква е)
Как подобрали проверочное слово? (подбирали родственное слово)
Правильно! Молодцы! Но скажите, вы получили новые слова или просто изменили слово? (получили новые слова)
- Этот способ в русском языке называется словообразованием. Но об этом вы узнаете позже.
Мы находимся у следующей звезды. Зажжем и эту звезду. Вставим пропущенную букву.
- Что такое светлица?
А.С.Пушкин в сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» писал следующее:
«Отвели они девицу,
Вверх во светлую светлицу,
И оставили одну,
Отходящую ко сну.»
(это светлая парадная комната)
Испытание следующее. Запишите слова под диктовку: трава, листок, гряда, цветок, страна, весна, вода, стена.
Диктанту нашему пришел конец, кто не ошибся, молодец!
Проверка написания слов с помощью вееров.
Оценивание диктанта.
- Кто написал без ошибок - большая звезда
- Кто допустил 1 ошибку – средняя звезда
- Кто допустил 2 ошибки – маленькая звезда
- Кто допустил более 3 ошибок – будьте внимательней!
В пути вы, наверное, устали. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физ. Минутка
Космонавт
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете
(потягивания – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(низкий поклон вперед, руки разводятся в стороны)
Учитель: Следующая звезда загорится, если решите грамматическую задачу.
Какое из данных звезд будет лишней?
- Лишняя звезда Расцвет.
- Почему вы выбрали название звезды Рассвет? (это слово подходит к созвездию родственных слов)
- Что значит слово «рассвет»? (Время суток, когда становится светло)
Обычно говорят: вставать на рассвете или до рассвета. Как вы понимаете смысл этих словосочетаний?
Молодцы!
Мы продолжаем путешествие по звездам. И приближаясь к следующей звезде, вы должны проявит творчество.
Работа с текстом
Прочитайте текст, который лежит перед вами. (чтение текста про себя затем вслух)
(Вышло из – за туч солнце. Свет залил поле и лес)
Есть в тексте слова с безударной гласной в корне? (нет)
Вы должны изменить текст так, чтобы в нем появились слова с безударными гласными, но при этом смысл не должен измениться. Запишите текст в тетрадях.
(Появилось из-за облаков солнце. Оно осветило поля и леса)
- Какие слова с безударной гласной использовали? (появилось, облаков, оно, осветило, поля, леса)
Подберите проверочные слова к данным словам. (устно)
- Какие виды работ использовали при выполнении задания? (изменяли слово, подбирали родственные слова, подбирали слова близкие по смыслу)
- С этим трудным заданием вы легко справились. Молодцы!
Пусть следующая звезда загорится для девочек, чьим именем названа эта звезда. Назовите имя этой звезды. (Светлана)
Имя Светлана в переводе с греческого означает «светлая». Подходит ли название этой звезды к нашему созвездию? (подходит, потому, что относится к созвездию родственных слов)
- Почему все эти слова являются родственными? Кто глава семьи? (У всех слов одинаковая часть и одинаковое значение. Глава семьи (корень) – свет.)
Задание: запишите эти слов в тетрадях, дополните их другими родственными словами. Выделите корень слова и подчеркните безударные гласные. (Светлячок, светлица, рассвет, Светлана, светит, светлый, светильник, светофор, освещать.)
Учитель: Послушайте стихотворение А.С.Пушкина
«Морозная ночь, все в небе ясно
Светил небесный дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Какое слово из стихотворения А.С.Пушкина можно считать родственным? (светило)
Что означает слово «светило». (звезды – это небесные светила)
Задание: допишите это слово и выделите корень, подчеркните безударный гласный.
Мы приближаемся к последней звезде. Она вспыхнет лишь тогда, когда каждый из вас выполнит последнее задание. Это задание на карточках. Карточки лежат у каждого на партах.
Работа с текстом
День космонавтики
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Он проложил дорогу к звездам. За 72 минуты на космическом корабле «Восток» он облетел вокруг земного шара. За этот подвиг он был награжден золотой звездой Героя Советского Союза и удостоен звания «Первый летчик – космонавт».
Чтение текста
Беседа по содержанию
- О ком говорится в тексте?
- Что нового узнали из текста?
Можем ли мы утверждать, что это текст? Докажите это утверждение.
На какие орфограммы встретились слова в тексте? (заглавная буква, предлоги, безударные гласные)
Задание: Из текста выписать слова в два столбики:
1 – слова с непроверяемой безударной гласной;
2 – слова с проверяемой безударной гласной
Проверка задания
Вот и закончилось наше путешествие
«С созвездием пришла пора прощаться.
На землю всем надо торопиться,
Кому из вас понравилось в пути?
Кто мог звезду удачи обрести?»
Нарисуйте на листочках звезду удачи, которую вам удалось обрести и поделитесь своими мыслями, что помогло вам в трудном пути.
Спасибо за урок. Вы все молодцы!