Требования, предъявляемые к современному уроку в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В современной дидактике достаточно обсуждаемой темой представляется организация и проведение современного урока. В соответствии с введением в практику образования Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования привело к появлению новых средств и технологий обучения¸ но при этом урок представляет собой главную форму организации образовательно-воспитательного процесса. Для реализации требований, предъявляемых ФГОС, урок должен обладать интересностью для ученика, а также современностью.

Ключевые слова: современный урок, начальная школа, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебный процесс, поисковая деятельность учащихся.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с темой исследования.

Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:

Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.

Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.

А также:

Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый.

Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:

  1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
  2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил подойти к определению основных требований современного урока, который быть:

- актуальным и интересным: учителем в данном случае используются комплекс новых технологий, компьютера, при этом важным также является реализация в процессе обучения здоровьесберегающих технологий;

- творческим, оказывать влияние на самореализацию школьников – на уроке предполагается осмысленное действие учеников в ситуациях выбора, принятие ими решений в различных нестандартных ситуациях;

- демократичным, в процессе данных уроков школьниками высказывается собственное мнение, они не испытывают страх перед новшествами, ученики и учитель чувствуют себя комфортно;

- проблемным, в процессе которых учителем преднамеренным образом создаются различные проблемные ситуации, организуется поисковая деятельность учащихся, в ходе которой они самостоятельно ставят учебные проблемы и решают их, либо учителем ставятся проблемы и обеспечивается их решение с целью осуществления показа учащимся логики мысли в поисковых ситуациях;

- действенным, направленным на формирование и развитие комплекса универсальных учебных действий.

Рассматривая особенности современного урока, важным является понимание отличий традиционных и современных уроков. Современный урок, в отличие от традиционного урока, направлен на более широкое развитие познавательных возможностей школьников.

Далее более подробно остановимся на характеристике основных моделей современного урока.

Первая модель современного урока в литературных источниках представляется как традиционная, классно-урочная, которая реализуется в отечественном образовании на протяжении многих десятилетий. Для данной модели характерно наличие собственного понятийного аппарата, культуры отношений педагогов и учащихся, широко использование таких терминов и понятий, как:

- триединая цель урока;

- план-конспект урока;

- формы обучения;

- методы, приёмы обучения;

- типы уроков и т.д.

Во второй модели урока реализуется технологизация образования. Разработка и апробация педагогических технологий как нового феномена в начале 90-х гг. ХХ века привело к формулированию своего понятийного аппарата. Широко стали употребляться понятия:

- технологической карты тематического и поурочного планирования;

- технологического приёма;

- этапа технологии;

- задач этапов и диагностики эффективности технологии.

В соответствии с данной моделью подверглись изменениям формы и методы обучения школьников, они стали характеризоваться большей активностью, взаимосвязанностью, кроме того, отмечается: [1]

- появление культуры проектирования урока, учитывая его этапы, постановку задач внутри данных этапов, отслеживаются промежуточные результаты;

- изменение системы оценивания учебных достижений учащихся, разработка новых способов измерения;

- тиражирование успешного опыта проведения уроков в виде методических описаний и универсальных моделей, к примеру, широко представлены технологические карты уроков.

На современном этапе развития образования возможно вести разговор о третьей модели – реализации в процессе урока компетентностного подхода, который актуален в современных условиях, когда модернизируется образование. Данная модель обладает своей проектировочной культурой и собственным понятийным аппаратом, в который включены описания:

- ключевых и базовых компетентностей;

- опыта школьников;

- умений, способствующих решению жизненных ситуаций;

- различных психолого-педагогических ситуаций и др.

Далее считаем необходимым остановиться на факторах, оказывающих влияние на успешность проведения современного урока. С данных позиций изначально необходима реализация следующих принципов организации урока: [2]

- принципа свободы, в ходе реализации которого для каждого учащегося обеспечивается возможность открытия себя в разнообразных видах деятельности;

- принципа сотрудничества, базой которого является взаимопонимание и взаимодействие педагога и школьников;

- принципа толерантности, в ходе которого понимаются и принимаются особенности обучающихся, создаётся благоприятная атмосфера для дальнейшего саморазвития ученика;

- принципа терпимости, основой которого представляется снижение уровня эмоционального реагирования на ряд неблагоприятных факторов при межличностном взаимодействии.

Современный урок активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их инициативу и творчество, формирует в единстве знания, умения и навыки школьников (практические, умственные, специальные, общие) в соответствии с тремя уровнями, а также характеризуется наличием благоприятного психологического микроклимата. Для эффективности достижения представленных выше целей, необходима реализация на уроке следующих ситуаций: [3]

- ситуации открытости, в ходе которой ученику представляется возможность быть успешным;

- ситуации успеха, в ходе которой осуществляется создание атмосферы, мотивирующей учащихся к успешному обучению;

- ситуации поддержки – создавая для ученика благоприятный микроклимат, учитель поддерживает учеников в различных аспектах (эмоциональный, волевой, интеллектуальный, деятельностный);

- ситуации коммуникации, в ходе которой осуществляется создание на уроке продуктивного общения, направленного на эффективность взаимодействий учителя и учащихся.

Наличие представленных выше факторов оказывает непосредственное влияние на успешность проведения современного урока, создаёт продуктивный образовательный процесс.

Резюмируя вышесказанное, под современным уроком будем понимать такой урок, в ходе которого: [4]

- используется широко разнообразная техника (компьютеры, интерактивные доски и т.д.);

- осуществляется реализация индивидуального подхода к каждому школьнику;

- на уроке планируются различные виды деятельности школьников;

- обеспечивается комфорт учащихся;

- организуется деятельность, оказывающая влияние на стимулирование познавательной активности школьников;

- урок, который способствует развитию у учащихся креативного мышления, воспитанию думающих учеников;

- на уроках предполагается осуществление сотрудничества, взаимопонимания, создаётся атмосфера радости, увлечённости.

Таким образом, урок представляет собой важную часть педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Литература.

  1. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740.
  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
  3. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/statya-sovremenniy-urok-v-nachalnoy-shkole-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-560936.html