Конспект открытого занятия по Окружающему миру в подготовительной группе "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закрепление и обобщение представлений о зиме.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, логического мышления.
  • Формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  • Воспитание любви к природе.

Оборудование. Бумажные снежинки, искусственная ёлочка, колокольчики, ноутбук, запись вьюги, метели, листы синего и голубого картона с контурными рисунками, клей, соль крупного помола и манная крупа.

Предварительная работа. Прогулки по территории детского сада, наблюдения за изменениями в природе. Чтение стихов, загадок о зиме. Заучивание пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

Воспитатель: (приглашает детей в круг.)

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие!

Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Воспитатель:  А чтобы узнать тему занятия, нам нужно разгадать зашифрованное слово

 

 

 

 

 (ЗИМА)

Воспитатель: мы будем говорить о Зиме.

Продолжите: Зима – это…….(время года)

Воспитатель:

- А давайте узнаем сколько слогов в слове.

ЗИ-МА – 2 слога

- поставьте ударение.

Звучит запись ветра, метели, скрип шагов по снегу.

Воспитатель: Послушайте внимательно звуки. Что они вам напоминают? Что вы слышите?

Дети: (ветер воет; это зима; кто-то идёт по снегу; зимний морозный день; скрипят шаги по снегу)

- К нам кто-то идет.

Воспитатель: А бывает ли зима без мороза?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ой, ребята по смотрите Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, мне нужна ваша помощь?

Незнайка: я не чего не знаю о зиме,

А (мне) ему так хочется по пасть на праздник НАВЫЙГОД, который бывает только Зимой, вы мне поможете?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Но тебе, Незнайка, придется с нами выполнить ряд заданий.

Воспитатель: А что ты Незнайка знаешь о зиме?

Незнайка: я сейчас вам расскажу то, что знаю.

А  вот и первое задание.

Игра «Исправь ошибку».

- «Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу надевают: шортики, платья, сарафаны, сандали.

- Зимой дети катаются на  велосипеде,  самокате, купаются в море,  загорают, готовятся к празднику – Маминому дню.

- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

- Первый зимний месяц называется Сентябрь».

Дети: Нет.

Воспитатель:

- Сколько у ЗИМЫ месяцев?

- Вспомните их названия?

- Какой зимний месяц первый, третий, второй.

- Вспомните пословицы о зимних месяцах

- декабрь – год кончает, а зиму начинает,

- январь крыша зимы,

- В феврале два друга мороз да вьюга

Воспитатель: Понял незнайка? (да)

А вот следующее задание

Игра «Без чего не бывает зимы?»

Воспитатель: Подумайте, без чего ещё не бывает зимы? Давайте вместе нарядим ёлочку и, называя слово, или приметы украсим её снежинками.

Я начну предложения, а вы закончите

Зимы не бывает без……

Дети: (без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)

Воспитатель: Посмотрите, какая нарядная ёлочка у нас получилась. Вы хорошо знаете, что бывает зимой.

Воспитатель: чем мы украшали ёлку?  Давайте подуем на них.

Дыхательная гимнастика:

Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды. (дети представляют на ладошке снежинку и дуют)

Воспитатель: А, знаете ли, чего никогда не бывает?

Игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель: А кто мне поможет читать вам приметы зимы,  (хорошо) если вы согласны со мной, поднимайте колокольчики вверх, звените ими и говорите «Да-да-да», если не согласны – топайте ногами и говорите «Нет-нет-нет».

Воспитатель:

Падает снег.
Летают бабочки.
Метёт метель.
Цветут одуванчики.
Наряжают ёлку. Лепят снеговика.
Рисуют мелом на асфальте.
Замерзают реки.
Загорают на пляже.
Катаются на санках.
Играют в снежки.
Катаются на велосипеде.
Тепло одеваются.
Играют в песке.
Лепят снеговиков.
Встречают Новый год.
Купаются в море.
Строят снежную горку.
Зеленеют листья на деревьях.
Падают снежинки.

Воспитатель: А теперь проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)

Воспитатель: А что мы сейчас делали? (опыты)

Физминутка

Игра «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой? (хлопки)
Белые полянки, (развести руки в стороны)
И на горке снеговой (поднять руки вверх, показать «горку»)
Ледяные санки.

Задание

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег).

С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …(снежинки). 

Пауза:

На посёлки, на лужок
Всё снижается …(снежок).

Вот веселье для ребят –
Всё сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки).

Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка –
Это девочка - …(Снегурка).

На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).

Воспитатель: Вспомните, какие вы досказывали слова?

- Как мы называем эти слова? (слова родственники)

Задание

Воспитатель: Здесь Зима предлагает вам на память о таком замечательном времени года нарисовать зимние рисунки. РИСУНОК СНЕЖИНКУ? (солью)

(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать солью, затем лишнюю соль стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)

Незнайка: Спасибо вам ребята, я все запомнил, а подарок от меня - конфеты.

Итог.

- Занятие было интересным?

- Что вам понравилось?

(ответы детей)