Цели:
- Закрепление и обобщение представлений о зиме.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, логического мышления.
- Формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Воспитание любви к природе.
Оборудование. Бумажные снежинки, искусственная ёлочка, колокольчики, ноутбук, запись вьюги, метели, листы синего и голубого картона с контурными рисунками, клей, соль крупного помола и манная крупа.
Предварительная работа. Прогулки по территории детского сада, наблюдения за изменениями в природе. Чтение стихов, загадок о зиме. Заучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Воспитатель: (приглашает детей в круг.)
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте поприветствуем друг друга.
- Доброе утро, мои дорогие!
Желаю вам дружно и весело провести этот день.
Воспитатель: А чтобы узнать тему занятия, нам нужно разгадать зашифрованное слово
|
|
|
|
(ЗИМА)
Воспитатель: мы будем говорить о Зиме.
Продолжите: Зима – это…….(время года)
Воспитатель:
- А давайте узнаем сколько слогов в слове.
ЗИ-МА – 2 слога
- поставьте ударение.
Звучит запись ветра, метели, скрип шагов по снегу.
Воспитатель: Послушайте внимательно звуки. Что они вам напоминают? Что вы слышите?
Дети: (ветер воет; это зима; кто-то идёт по снегу; зимний морозный день; скрипят шаги по снегу)
- К нам кто-то идет.
Воспитатель: А бывает ли зима без мороза?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ой, ребята по смотрите Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, мне нужна ваша помощь?
Незнайка: я не чего не знаю о зиме,
А (мне) ему так хочется по пасть на праздник НАВЫЙГОД, который бывает только Зимой, вы мне поможете?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Но тебе, Незнайка, придется с нами выполнить ряд заданий.
Воспитатель: А что ты Незнайка знаешь о зиме?
Незнайка: я сейчас вам расскажу то, что знаю.
А вот и первое задание.
Игра «Исправь ошибку».
- «Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу надевают: шортики, платья, сарафаны, сандали.
- Зимой дети катаются на велосипеде, самокате, купаются в море, загорают, готовятся к празднику – Маминому дню.
- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.
- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.
- Первый зимний месяц называется Сентябрь».
Дети: Нет.
Воспитатель:
- Сколько у ЗИМЫ месяцев?
- Вспомните их названия?
- Какой зимний месяц первый, третий, второй.
- Вспомните пословицы о зимних месяцах
- декабрь – год кончает, а зиму начинает,
- январь крыша зимы,
- В феврале два друга мороз да вьюга
Воспитатель: Понял незнайка? (да)
А вот следующее задание
Игра «Без чего не бывает зимы?»
Воспитатель: Подумайте, без чего ещё не бывает зимы? Давайте вместе нарядим ёлочку и, называя слово, или приметы украсим её снежинками.
Я начну предложения, а вы закончите
Зимы не бывает без……
Дети: (без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)
Воспитатель: Посмотрите, какая нарядная ёлочка у нас получилась. Вы хорошо знаете, что бывает зимой.
Воспитатель: чем мы украшали ёлку? Давайте подуем на них.
Дыхательная гимнастика:
Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды. (дети представляют на ладошке снежинку и дуют)
Воспитатель: А, знаете ли, чего никогда не бывает?
Игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель: А кто мне поможет читать вам приметы зимы, (хорошо) если вы согласны со мной, поднимайте колокольчики вверх, звените ими и говорите «Да-да-да», если не согласны – топайте ногами и говорите «Нет-нет-нет».
Воспитатель:
Падает снег.
Летают бабочки.
Метёт метель.
Цветут одуванчики.
Наряжают ёлку. Лепят снеговика.
Рисуют мелом на асфальте.
Замерзают реки.
Загорают на пляже.
Катаются на санках.
Играют в снежки.
Катаются на велосипеде.
Тепло одеваются.
Играют в песке.
Лепят снеговиков.
Встречают Новый год.
Купаются в море.
Строят снежную горку.
Зеленеют листья на деревьях.
Падают снежинки.
Воспитатель: А теперь проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).
Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)
Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)
Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)
Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)
Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).
Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)
Воспитатель: А что мы сейчас делали? (опыты)
Физминутка
Игра «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой? (хлопки)
Белые полянки, (развести руки в стороны)
И на горке снеговой (поднять руки вверх, показать «горку»)
Ледяные санки.
Задание
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег).С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …(снежинки).
Пауза:
На посёлки, на лужок
Всё снижается …(снежок).Вот веселье для ребят –
Всё сильнее …(снегопад).Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки).Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).Рядом снежная фигурка –
Это девочка - …(Снегурка).На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой…(снегири).Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
Воспитатель: Вспомните, какие вы досказывали слова?
- Как мы называем эти слова? (слова родственники)
Задание
Воспитатель: Здесь Зима предлагает вам на память о таком замечательном времени года нарисовать зимние рисунки. РИСУНОК СНЕЖИНКУ? (солью)
(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать солью, затем лишнюю соль стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)
Незнайка: Спасибо вам ребята, я все запомнил, а подарок от меня - конфеты.
Итог.
- Занятие было интересным?
- Что вам понравилось?
(ответы детей)