В нынешнем законе «Об образовании в РФ» написано, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Проблему своего исследования я связываю с ответами на следующий вопрос: можно ли применять элементы дистанционного обучения в работе с третьеклассниками, испытывающими трудности в изучении геометрических понятий?
Цель исследования была следующей: доказать возможность использования дистанционного обучения в работе с третьеклассниками, испытывающими трудности в изучении геометрических понятий.
Мной были использованы следующие методы исследования:
- анализ передового педагогического опыта;
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ детских работ.
В России ведущими специалистами в области дистанционного образования являются Полат Евгения Семеновна, Андреев Александр Александрович и Никуличева Наталия Викторовна.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Но я использовала только часть схемы учитель-ученик, ученик-учитель.
Рис.1
Учитель в зависимости от ситуации может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов.
Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной траектории освоения дисциплины.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого школьника в образовании.
Опытно-практическая часть работы осуществлялась в 3 классе. В исследовании приняли 5 учащихся.
Работа состояла из 3 этапов:
1. Констатирующего этапа.
2. Формирующего этапа.
3. Контрольного этапа.
Цель констатирующего этапа: выявить трудности в изучении геометрических понятий.
Результаты были следующими:
- 60% - слабый уровень владения материалом;
- 40% - средний уровень владения материалом.
Цель формирующего этапа: закрепить понятия «периметр», «площадь» и их единицы измерения.
Для достижения этой цели был спланирован график дистанционных занятий, дни сдачи домашних заданий.
Все задания выполнялись детьми дома. Многие задания были сделаны в программе HotPotatoes в виде тестов, открытых вопросов.
Выполненные задания отправлялись на почту. Консультации осуществлялись с помощью почты и программы Skype. На протяжении опытно-практической работы функционировал персональный сайт.
Цель контрольного этапа: определить уровень овладения геометрическими понятиями по проведении систематических дистанционных занятий и сравнении результатов констатирующего и контрольного этапа.
Детям были даны аналогичные задания, что были решены раньше.
Результаты были следующими:
- 80% - средний уровень владения материалом;
- 20% -высокий уровень владения материалом.
Цель была достигнута в результате систематической работы. Важно, что учащиеся, имевшие низкий уровень сформированности геометрических понятий, имеют средний уровень сформированности и стали проявлять больший интерес к математике.
Подводя итог, следует отметить, что дистантные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых.
Рекомендую практиковать такую форму обучения всем учителям, так как это позволяет устранить пробелы в знаниях с детьми, отстающими по разным причинам в учебе, а также скорректировать их деятельность.