Интегрированный урок в 3-м классе "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по сюжетным картинкам"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока: создать условия для развития умения составлять рассказ по сюжетным рисункам.

Задачи:

  • Повторить известные сведения о глаголе.
  • Тренировать об-ся в употреблении глаголов в устной и письменной речи.
  • Вызвать потребность пользоваться глаголами в своих высказываниях.
  • Познакомить с употреблением глаголов в фольклоре, художественных произведениях.
  • Ввести об-ся через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

1. Орг. момент.

- Прочитайте эпиграф к уроку:

Купите щенка, и Вы приобретете самую преданную любовь на свете. (ДжОзеф РЕдьярд Киплинг)

- Как вы понимаете эти слова?

2. Самоопределение к деятельности «Собери пословицы»

Собака помнит,

 

собака – тигр.

Собака

зайца не поймаешь.

Собака –

кто ее кормит.

Каков хозяин,

сторож спит.

Без собаки

образец верности.

При верной собаке

такова и собака.

В своей конуре

старое добро помнит.

 (Собака помнит, кто ее кормит. Собака старое добро помнит. Собака – образец верности. Каков хозяин, такова и собака. Без собаки зайца не поймаешь. При верной собаке сторож спит. В своей конуре собака – тигр).

- Общее – собака! (картинка на доске)

- Объясните одну из пословиц.

- Давайте, вспомним из уроков окружающего мира, что мы знаем о собаках (ответы детей)

- Молодцы! Вы все сказали верно.

Сл. Собака - наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком ещё в каменном веке.

Сл. Родоначальником большинства пород собак был волк.

Сл. Сейчас насчитывается более 400 разных пород собак. И у каждой породы свои особенности.

Сл. Собака – помощник человека.

На севере ездовые собаки перевозят упряжки с людьми и грузами.

Слепым людям надежно служат собака поводыри.

Миллиционерам собаки помогают разыскивать нарушителей закона.

Пастухам собаки помогают пасти стада животных.

В военное время войны собаки спасали раненых, доставляли боеприпасы и донесения.

Ну, и наконец, собаки используются охотниками для выслеживания дичи, птиц, зайцев, оленей.

Собака – верный спутник человека в различных жизненных ситуациях.

3. Существует множество литературных и народных сказок, героями которых являются собаки. Предлагаю вам Викторину «Знаете ли вы сказки?». Назовите название сказки и, если есть, кличку собаки-героя. (картинки сказок и ответы на слайдах)

  • Жил-был пес (Сирко, Укр. нар. сказка
  • Бременские музыканты (ск. Бр. Гримм)
  • Котенок по имени Гав (Шарик, Григорий Остер)
  • Волшебное кольцо (Жужа, ск. Бориса Шергина)
  • Бобик в гостях у Барбоса (Бобик и Барбос, Николай Николаевич Носов)
  • Приключение Буратино или Золотой ключик (Артемон, ск. Алексей Николаевич Толстой)
  • Дядя Федор, пес и кот (Шарик, Эдуард Успенский)

  - Огромное количество героев: Шарик, Артемон, Бобик и Барбос… и у всех них есть общие качества, за которые их и ценит человек.

Прихожу в свою квартиру,
Открываю тихо дверь.
Машет хвостиком игриво
Мой мохнатый добрый зверь.
В сумку тыкается носом,
Светится от счастья весь,
Смотрит на меня с вопросом:
«Что там вкусненького есть? »
Шумно фыркает — смеётся
Мой мохнатый милый зверь,
Шустро в комнату несётся
За игрушкою своей.
Поиграю с ним игрушкой,
Чмокну бархатистый нос,
Почешу ему за ушком,
Успокоится мой пёс.
Ляжет тихо у дивана,
Лапы вытянув вперёд,
Ждёт, когда же его «мама»
С кухни кушать позовёт.
Глазки, милая мордашка,
Щёки плюшевые, нос.
Он такой очаровашка —
Мой родной любимый пёс…

4. Кластер «Собака» (какими качествами обладает лучший друг человека)

5. Восстановите последовательность.

6. Предварительная словарная работа: Придумайте девочкам имена. Придумайте, как они назовут щенка.

  • Как щенок мог попасть во двор?
  • Какой щенок был сначала? (мокрый, голодный, жалкий, грустный, бездомный).
  • Какой стал потом? (сытый, весёлый).
  • Каким словом можно заменить слово «щенок», чтобы избежать повторов в тесте? (на доске: ЩЕНОК – СОБАЧКА - ОН – МАЛЫШ).
  • Как можно заменить слово «девочки»? (доска: ДЕВОЧКИ – ОНИ – СЁСТРЫ - по именам)

7. Составление плана текста.

Работа с 1-й картинкой (начало действия)

  1. Какое было время года? (Была поздняя осень.)
  2. Какая погода была на улице? (С самого утра шёл холодный дождь.)
  3. Кто был во дворе? (Во дворе никого не было.)
  4. Где сидел щенок? (Только на детской площадке сидел маленький щенок.)
  5. Какой заголовок подошел бы этой картинке? (Щенок во дворе)

Работа со 2-й картинкой (Развитие действия)

  1. Откуда шли девочки? (Катя и Алина возвращались из школы.)
  2. Кого они увидели возле дома? (Возле дома они увидели бездомного щенка.)
  3. Какой он был? (Он был жалкий и мокрый.)
  4. Какой заголовок можно придумать для этой картинки? (Девочки нашли щенка)

Работа с 3-й картинкой (Кульминация)

  1. Что сделали сёстры (девочки)? (Девочки пожалели малыша и забрали домой.)
  2. Как они позаботились о щенке? (Они искупали и накормили щенка.)
  3. Как назвали собачку? (Ему дали кличку Малыш.)
  4. Какой заголовок подошел бы этой картинке? (Забота о щенке)

Работа с 4-й картинкой (Итог)

  1. Как вёл себя щенок? (Скоро щенок согрелся и крепко заснул на коврике.)
  2. Что делали девочки? (Катя и Алина были рады, что у них появился новый друг.)
  3. Какой заголовок подошел бы этой картинке? (Новый друг)

8. Орфографическая подготовка.

- Сколько частей в нашем рассказе? (четыре)

- Определите тип данного текста (текст-повествование).

- Какая часть речи чаще всего встречается в тексте-повествования? (глаголы)

Почему?

- Возьмите карточку с опорными словами. Назовите слова-глаголы. (…) Как вы узнали глаголы среди остальных слов?

- Что такое глагол?

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

Щенок во дворе

Девочки нашли щенка

Забота

Новый друг

поздняя осень,
шёл холодный дождь, на детской площадке, один

возвращались, возле, увидели, бездомного

пожалели малыша, искупали, накормили,
дали кличку

согрелся, заснул, были рады, что, появился

9. Самостоятельная работа (в парах).

- Составьте  текст-повествование с элементами описания, используя план, опорные слова и словосочетания.

Работа в паре

- Расскажите текст, который у вас получился. (…)

10. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы относитесь к поступку девочек? Какими словами можно их охарактеризовать? (добрые, чуткие, заботливые, неравнодушные, участливые, внимательные)

- Послушайте стихотворение Н.Грахова. Догадайтесь, как оно называется.

Творятся в мире чудеса -
Сегодня днем я встретил пса!
Красивого, огромного,
Совсем-совсем бездомного!
И я привел его домой,
Кормил вареной колбасой,
Теперь мы с ним играем:
И прыгаем, и лаем!..
Но брат сказал:
- Бедняга! Ведь это же
Дворняга!
Сосед сказал:
- Уродина! Ведь пес-то -
Беспородина!!!
На что мне эта мода?!
Я всем сказал вокруг:
- Мне не нужна порода,
МНЕ НУЖЕН ПРОСТО ДРУГ!

- Вы догадались, о заголовке этого стихотворения?

- Похожа ли эта история на наш рассказ? Какие чувства она вызывает у вас?

Клип «Пропала собака»

Закончите предложения:

  • Мне сегодня удалось …
  • Я научился…
  • Мне было трудно…
  • Меня порадовало …

- Оцените свою работу на уроке (звездочка).

11. Домашнее задание: Запишите текст по плану и опорным словам.

Технологическая карта урока

Приложение