Цели:
- Развитие пространственных представлений, дифференциация зрительных образов букв в и д на письме; формирование фонематического анализа и синтеза; уточнение и расширение словаря по теме «Птицы».
- Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.
- Коррекция базовых эмоций личности на основе развития механизмов адекватного реагирования.
План и ход занятия
1. Организационный момент
- Послушайте голоса птиц (включается запись пения воробья, дятла). Птицы запели и к нам прилетели, много с собою нам дел принесли. Отгадайте, чьи голоса звучали?
2. Развитие пространственных представлений
На доске на магнитах вывешиваются разрезанные картинки птиц. Дети собирают их, называют (дятел, воробей).
У каждого ребёнка индивидуальное наглядное пособие.
- Найдите такие же картинки на парте, посадите в центр круга, вверху, внизу, справа, слева, справа вверху, справа внизу, слева вверху, слева внизу.
На доске появляется силуэт воробья и дятла. Силуэт воробья передвигается в левый верхний угол.
- Где сидит воробей? (слева вверху)
Силуэт дятла передвигается в правый нижний угол доски.
- Где сидит дятел? (справа внизу)
3. Сообщение логопедической темы
- Выделите первый звук в слове воробей. [в]
- На письме он обозначается буквой в.
- Выделите первый звук в слове дятел [д’]
- На письме он обозначается буквой д.
- Сегодня мы будем учиться различать строчные рукописные буквы в и д.
- Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? (д)
- Какая буква видна на рисунке воробья (в)
4. Зрительный анализ букв в и д. Определение их сходства и их различия
- Рассмотрите букву в. Из каких элементов состоит эта буква? (петля, овал). Где расположена петля? (слева вверху)
- Рассмотрите букву д. Из каких элементов состоит эта буква? (Буква д тоже состоит из петли и овала, как и буква в). Где расположена петля по отношению к овалу в букве д? (Справа внизу)
- Значит, чем похожи буквы в и д? (Они состоят из двух элементов: петля, овал) Чем же отличаются эти буквы? (В букве д петля справа внизу, а в букве в петля слева вверху)
5. Конструирование букв из элементов
6. Минутка здоровья
1) Упражнение «Шапка для размышления» (активизирует деятельность головного мозга).
2) Упражнение «Массаж точек головного мозга» (снимает усталость, концентрирует внимание, активирует работу речевых зон головного мозга, память).
7. Письменные упражнения
1) Игра «Шифрование слов буквами». Рассмотрите картинки, назовите. (Сова, соловей, скворец, лебедь, журавль). Выполните графическую запись слов в тетрадях: в, в, в, д, в.
2) Игра «Узнай по описанию».
Черная, как вар. Кричит «Кар-р-р!» (ворона).
Сколько букв в этом слове? Сколько слогов, почему? Запишите схему слова ворона (в ).
3) Минутка здоровья
Вот под ёлочкой зеленой скачут весело вороны:
кар-кар-кар (громко).
Целый день они кричали, спать ребятам не давали:
кар-кар-кар (громко).
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают:
кар-кар-кар (тихо).
4) Перечислите членов вороньей семьи (ворон, ворона, воронята).
5) Игра «Чья голова, чей хвост?»
- Это голова вороны. Она чья? – воронья голова.
- Это туловище вороны. Оно чьё? – воронье туловище.
- Это хвост вороны. Он чей? – вороний хвост.
- Это крылья вороны. Они чьи? – вороньи крылья.
- Это лапы вороны. Они чьи? – вороньи лапы.
6) «Четвертый лишний». На парте картинки: курица, гусь, индюк, дрозд.
- Как можно назвать одним словом картинки? (птицы)
- Какие здесь птицы? (дикие, домашние)
- Убери домашних птиц. Кто остался? (дрозд)
- Сколько букв в этом слове? Сколько слогов, почему? Запишите схему слова дрозд (дд).
7) Релаксационная пауза «Кулак, ребро, ладонь». (Снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания).
8) Подбор синонимов.
- Вставьте пропущенные буквы в и д в словах-действиях
•ы•о•иться |
нежничать |
•иться |
вылупляться |
ку•ахтать |
летать |
•орко•ать |
квохтать |
9) Подбор предметов к признакам.
- Запишите слова-признаки, вставляя пропущенные буквы.
про•орная |
ласточка |
тру•олюби•ый |
дятел |
красногру•ый |
снегирь |
пе•чий |
соловей |
VIII. Подведение итогов занятий
- Какие строчные рукописные буквы мы сегодня учились различать в словах (в, д).
- Опишите букву в (овал, вверху слева петля).
- Опишите букву д (овал, внизу справа петля).
- Что общего? (состоят из двух элементов: овала и петли).
- Чем отличаются? (положением петли).