ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана по авторскому учебному пособию «Поговорим об испанской живописи», предназначенному для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих испанский язык как первый или второй иностранный язык. Пособие представляет собой самостоятельный курс испанского языка, который может изучаться как в рамках инвариантной части учебного плана, так и в вариативной части.
Активные процессы глобализации в мире приводят к тесным межкультурным контактам, поэтому особую значимость приобретает межкультурная коммуникация. Повышение роли языков, влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, в требованиях к результатам обучения иностранным языкам. Содержание обучения иностранным языкам включает в себя два компонента: языковой и тематический. Языковой компонент – это системные знания языкового строя. Тематический компонент включает знания о культурах и умения межкультурного взаимодействия. Чтобы сделать процесс обучения иностранному языку, в нашем случае испанскому, успешным и социально-ориентированным следует понимать, что именно содержание формирует мотивацию к изучению языка, осознанию значимости приобретаемых знаний и их практической направленности. В стандартах второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.
Изучение иностранного языка извлекает нас из привычного окружения, дает возможность играть определенную роль в новом культурном пространстве и познавать себя как культурно-исторический субъект. Сегодня не дискутируется, что изучать: язык или культуру или язык и культуру, потому что язык рассматривается как составляющая культуры.
Основная цель создания пособия – это поиск нового содержания и использование современных технологий в обучении испанскому языку как второму иностранному путем деятельного приобщения учащихся к сокровищам испанской культуры. Почему живопись? Живопись, как вид искусства, отражает не только эстетические вкусы, но и быт, обычаи, традиции народа. С дидактической точки зрения, когда живопись становится и объектом изучения и поводом для практических занятий языком, - это богатый источник тем для обсуждения и возможность реализации разных видов деятельности учащихся. Мир живописи может привлечь ученика как уже владеющего определенными знаниями, так и ученика, которому неизвестна эта сторона испанской культуры. Это способ заинтриговать учащихся, чтобы они воспринимали текст и картину как некие инструменты для стратегий, которые способствуют улучшению коммуникативной компетенции и компетентности в целом. Учебное пособие «Поговорим об испанской живописи» призвано через чтение текстов разных жанров, созерцание живописных образов, обсуждение и анализ произведений выдающихся художников, виртуальное путешествие по музею Эль Прадо, развивать эстетические вкусы и познавательные интересы обучающихся. Содержание дает возможность организации фронтальных, автономных, групповых и интерактивных форм работы, а также возможность применения методик проблемного, развивающего, личностно-ориентированного, проектного обучения; возможность формирования умения использовать иностранный язык как средство для получения информации и достижения других целей.
Подобных учебных пособий на испанском языке, содержанием которых являлась бы одна тема, в нашем случае живопись, нет, а поэтому мы можем говорить не только об актуальности, но и новизне предлагаемого курса испанского языка.
Программа учебного курса «Поговорим об испанской живописи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями примерных программ по иностранным языкам и определяет цели и задачи, содержание, с учётом планируемых результатов освоения программы.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ>
Данная программа включает:
- пояснительную записку, в которой обосновывается актуальность изучения иностранных языков, в частности испанского языка, через призму живописи;
- общую характеристику учебного пособия «Поговорим об испанской живописи»;
- цели и задачи курса;
- основные принципы отбора материала;
- используемые методики и технологии;
- описание места учебного курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материла;
- структура и описание содержания учебного курса;
- тематическое планирование;
- основные виды учебной деятельности;
- описание планируемых результатов изучения учебного курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс «Поговорим об испанской живописи» входит в общеобразовательную область «Филология». В соответствии с концепцией государственного образовательного стандарта среднего общего образования перед современной школой ставится ряд задач, одна из которых, – научить ценить, сохранять и развивать богатую культуру России, при этом, изучая иностранные языки, воспитывать познавательный интерес и толерантное отношение к культуре стран изучаемых языков. Данная задача реализуется в пособии, которое знакомит с творчеством двух великих живописцев 16-17 веков, Эль Греко и Веласкеса, дает представление об этом виде искусства в Испании как в прошлом, так и в настоящее время.
Программа курса характеризуется межпредметностью то есть, интегрируются знания из разных предметных областей, таких как история, литература, география, страноведение и мировая художественная культура; многоуровневостью, так как программа позволяет совершенствовать различные языковые средства в четырех видах речевой деятельности, и полифункциональностью, поскольку содержание выступает как цель обучения и как средство приобретения знаний о культуре.
Представляемый курс разработан с учетом ряда методологических положений базирующихся на технологии коммуникативного обучения, таких как речевая направленность и функциональность, то есть грамматика включена в речевой контекст; принцип ситуативности и новизны; личностная ориентация; принцип коллективного взаимодействия. Коммуникативная направленность курса позволяет совершенствовать культуру межличностного общения в процессе приобретения новых знаний культуроведческого, культурно-исторического и социокультурного содержания. Работа со специально отобранными текстами разных жанров развивает и совершенствует умение рассуждать, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные и языковые явления испанской культуры и своей собственной.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ПОГОВОРИМ ОБ ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ»
Приоритетом современного языкового образования сегодня является компетентность, то есть способность эффективно действовать в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, оценивать и совершенствовать свою деятельность, нести за нее ответственность. Цели и задачи курса основываются на этом приоритете.
Главная цель обучения курсу «Поговорим об испанской живописи» формулируется следующим образом: развитие метапредметных и предметных компетенций в совокупности всех составляющих и способности к самостоятельному приобретению знаний путем интеграции изучения живописи и обучения испанскому языку.
Условия реализации главной цели:
- формирование способности к восприятию чужой культуры и уважительному отношению к ценностям мировой культуры; приобретение знаний об испанской живописи 16-17 веков, о жизни и творчестве выдающихся живописцев и представлений о жанрах и художественных направлениях;
- формирование умений представлять свою культуру (в частности живопись) и культуру изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации;
- побуждение и поддержание личной мотивации и потребности практического использования испанского языка в процессе изучения живописи;
- дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных компетенций в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме в новом лексическом контексте;
- развитие и совершенствование языковой компетенции, то есть систематизация ранее изученного материала и овладение новыми лексико-грамматическими средствами в соответствии с темой общения;
- развитие и совершенствование умений грамотного владения устной и письменной речью в контексте изучаемой темы;
- освоения текстов разных жанров в единстве содержания;
- развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста, живописного образа или видеоизображения и использовать ее для осуществления коммуникации на испанском языке;
- дальнейшее развитие учебно-познавательной компетенции, для самостоятельного изучения испанского языка и поисковой деятельности с использованием информационных технологий;
- развитие способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа методом вербальной рефлексии;
- повышение уровня общей компетентности за счет лингвострановедческой, культурологической и культуроведческой информации курса.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА
Выбрав живопись как предмет для обучения испанскому языку, мы основываемся на том, что зрительный образ используется в качестве побуждения для осуществления коммуникации на испанском языке. Творчество Эль Греко и Веласкеса дают богатый материал для размышления и обсуждения в стилистике современной жизни. При отборе текстов для чтения, аудирования и разработки упражнений и заданий учитывались следующие критерии:
- уровень владения базовыми языковыми компетенциями;
- дидактические возможности текста;
- содержание текста, отвечающее тематике курса;
- лексико-грамматическое содержание текста и его стилистические особенности;
- возможность разработки упражнений и заданий, то есть когда текст имеет служебное значение и используется как опора или инструмент для достижения планируемых результатов;
- возможность планирования ситуаций и проблем общения в процессе формирования коммуникативной компетенции.
Тексты в пособии, оригинальные или в частично адаптированной интерпретации, позволяют значительно расширить словарный запас учащихся, а разнообразие грамматических структур временной системы испанского языка способствуют формированию устойчивых навыков употребления и согласования времен в контекстуальном окружении.
Все фрагменты литературных текстов и статьи из испанских газет и журналов, так или иначе, связаны с темами пособия. Учащиеся имеют возможность познакомиться с произведениями некоторых писателей и поэтов: Антоньо Буэро Вальехо «Фрейлины»; Гонсало Торренте Бальестер «Очарованный король»; Франсиско Асорин Гарсия «Легенды старого Мадрида»; Мануэль Мачадо «Эль Греко», «Копья Веласкеса»; Рафаэль Альберти «Посвящение живописи», поэма о великих живописцах; философ Хосе Ортега и Гассет «Веласкес»; и др.. Статьи и интервью из газет и журналов, таких как El País, El Semanal, La Razón, Blanco y Negro, АВC Cultural, послужили основой для разработки упражнений, заданий продуктивного характера и контрольно-измерительных материалов.
Тексты для аудирования небольшие по объему и несложные для восприятия на слух, поскольку аудирование не является целью, а лишь предоставляет интересную дополнительную информацию и темы для обсуждения. Например, учащиеся узнают о наследстве, которое получил музей Эль Прадо; о реставрации знаменитой картины Эль Греко; о выставке Веласкеса или о программе для детей Дни открытых дверей в музее Эль Прадо. Все тексты начитаны преподавателем университета «Алкала» Ракель Кампильос Гарсия - Карпинтеро, город Алкала дэ Энарес, Испания.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
В процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности в курсе «Поговорим об испанской живописи» основной стратегией является стратегия «Культура через язык, язык через культуру», так как два этих понятия являются единым целым.
Ведущая технология обучения иностранным языкам – это технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Пассова Е.И., на которой базируется обучение испанскому языку в пособии. Реализуются основные подходы к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный и системно-деятельностный. Также используются и другие методы:
- импрессивный метод (получение информации об эпохе, авторе, его картинах и активное участие в ходе изучения произведений);
- экспрессивный метод (создание коммуникативных ситуаций, которые включают в себя творческие работы, презентации, драматизации);
- метод проектов, позволяющий развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Поговорим об испанской живописи» для 10-11 классов реализуется через вариативную часть учебного плана и рассчитан на 2 года.
Представленная рабочая программа предусматривает изучение курса на уровне среднего общего образования, на который отводится 68 (70) учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Таким образом, в каждом классе предполагается выделить по 34(35) часов. Из них в 10 классе 34-35 часов отводится на изучение первого и частично второго модулей и в 11 классе 33 часа (2 часа резервных) для изучения второго и третьего модулей. Однако может рассматриваться вариант интенсивного курса в течение одного учебного года из расчета 2 часов в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешное выполнение задач требует овладения системой учебных действий. В результате изучения курса «Поговорим об испанской живописи» получат дальнейшее развитие личностные, коммуникативные, регулятивные, и познавательные УУД, учебная и ИКТ компетентность. Учащиеся получат возможность приобрести определенные знания в области испанской живописи и повысить уровень общей компетентности. Средствами достижения личностных, метапредметных и предметных результатовв пособии служат текст, иллюстративный ряд и продуктивные задания,т.е. когда учащийся может сформулировать свою версию ответа по имеющейся информации.
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию предлагаемой темы;
- уважительное и толерантное отношение к другой культуре;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе учебной, проектной и других видов деятельности;
- эстетическое восприятие живописных произведений и личный эстетический вкус в своей творческой деятельности;
- осознание личностного смысла изучения испанского языка; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные результаты:
- работать в разных режимах: индивидуально, в парах, в группах, то есть в сотрудничестве со сверстниками в разных видах деятельности, выполняя разные социальные роли, в процессе овладения содержанием курса;
- использовать осознанно и адекватно речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей относительно прочитанного или живописного образа; владеть устной (монологической и диалогической) и письменной речью;
- планировать своё речевое и неречевое поведение;
- осуществлять вербальную рефлексию;
- проявлять компетентность в области использования информационно- коммуникационных технологий при выполнении проектов.
Регулятивные:
- самостоятельно действовать при составлении собственных высказываний в пределах тематики пособия как устно, так и письменно;
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивацию своей познавательной деятельности относительно испанской культуры;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения коммуникативных и познавательных задач;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы и владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения испанского языка;
- корректировать свои действия в процессе достижения целей;
- владеть основами самоконтроля и самооценки.
Познавательные:
- владеть приёмами работы с оригинальными текстами разных жанров: уметь пользоваться разными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;
- синтезировать составление целого из частей;
- выбирать основания и критерии для сравнения картин;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме по теме;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать и представлять информацию в виде сообщений устных или письменных;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
- сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне анализа;
- работать с информацией по теме: осуществлять поиск в разных источниках, выделять нужную информацию и использовать разные способы предъявления информации на уроке.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознавать социальную значимость живописи как вида творческой деятельности человека и ее места в формировании компетентной личности;
- понимать связь живописных произведений с эпохой их создания и выявлять социокультурные аспекты и их связь с реальностью;
- определять сюжет, композицию, колорит, изобразительные средства, используемые художником в произведениях;
- анализировать сюжет, формулировать тему, определять принадлежность к жанру живописи, описывать сцены, композицию и персонажи;
- сопоставлять и сравнивать одинаковые сюжеты живописных произведений разных временных эпох и художников;
- формулировать собственное отношение к шедеврам мировой живописи;
- развивать воображение при «озвучивании» предполагаемого разговора персонажей;
- владеть специальной терминологией (художественные течения, техники живописи и т.д.) при описании картин;
- владеть лингвострановедческой, культурологической и культуроведческой информацией, представленной в пособии;
- выполнять творческие задания и проекты с использованием ИКТ.
СТРУКТУРА И ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Поговорим об испанской живописи» представлен в виде следующих структурных компонентов:
- Предисловие, которое включает краткое описание структуры пособия и содержания.
- Курс состоит из трех модулей, каждый из которых является абсолютно самостоятельным и завершенным: Модуль 1. «Эль Греко - загадочный художник». Модуль 2. «Веласкес. Художник художников». Модуль 3. «Давайте сходим в музей!»
- Ключи для упражнений и заданий и тексты для аудирования.
- Глоссарий.
- Список используемой литературы.
Модуль 1 представлен 6 уроками или разделами; Модуль 2 состоит из 7 уроков и Модуль 3 - из шести. Последний раздел каждого модуля – это «Контроль и самоконтроль».
Модули содержат основные и дополнительные тексты:
- текст, знакомящий с эпохой и особенностями художественных течений;
- текст – биографический очерк;
- два или три текста, которые представляют шедевры и помогают овладеть умением «смотреть» и анализировать картины;
- тексты для аудирования;
- дополнительные тексты - это литературные отрывки или стихи, интересные факты из истории картин, позволяющие стимулировать познавательный интерес учащихся, также как и лингвострановедческие или культуроведческие комментарии, сопровождающие тексты.
Перед чтением основных текстов учащиеся выполняют дотекстовые задания, которые являются «мостом» между тем, что знает ученик и тем, что предстоит узнать.
Примеры таких заданий: мини-тест культорологического содержания; согласиться или опровергнуть предлагаемую информацию; ответить на вопросы по картине до чтения текста.
После текстов следуют упражнения и задания продуктивного характера:
- для «разогрева» и создания атмосферы доверия;
- для получения информации, познавательно-поисковые;
- для передачи информации;
- для решения проблем и поиска решений;
- для развития фантазии и предположения;
- для индивидуальной, коллективной работы или работы в паре;
- творческие драматизации и проекты;
- задания на систематизацию и обобщение;
- задания, оценивающие деятельность учащихся и позволяющие самим учащимся оценить свою работу.
Послетекстовые упражнения и задания имеют два уровня сложности (конструктивный и творческий) и расположены в следующей последовательности: слово – предложение – речевые задания – задания творческого характера и проекты. Упражнения на уровне слова имеют игровой характер и построены на работе с лексикой: найти «заблудившееся» слово и объяснить почему; объяснить значение слова; выбрать адекватную дефиницию термину; найти синонимы или антонимы; заполнить таблицу на словообразование и т.д.
Грамматические упражнения обобщают и совершенствуют навыки употребления временной системы испанского языка и словообразования, а их повторяемость качественно улучшает продукт коммуникации. Лексические задания основаны на фрагментах оригинальных текстов, интервью или статей: восстановить текст или диалог; расставить знаки препинания в тексте; исправить ошибки; трансформировать прямую речь в косвенную и т.д.
Речевые задания – пересказ текста; описание жизни художников; прогнозирование замысла картины; высказывание по картине; обсуждение, сравнение сюжетов картин разных художников. Тематика ситуаций и проблем общения связана с реальной жизнью: описать внешность и характер; нужны ли музеи; написать CVодного из родителей; пригласить друга в музей; взять интервью; акция «Ночь в музее»; рассказать о музеях своего города и т.д.
Творческие задания и задания-проекты требуют поиска информации в интернете и использования компьютерных технологий для выполнения и презентации работы. К таким заданиям относятся: приготовить виртуальные экскурсии в Толедо, Мадрид или Севилью; написать сценарий по картине и драматизировать сцены из картин; организовать виртуальную выставку; написать письмо или эссе, создать буклет о музее или художнике.
Большое внимание уделяется контролю и самоконтролю в конце каждого модуля. Этот раздел представлен 2 вариантами тестов культорологического содержания разной сложности и лексико-грамматическими тестами. Учащийся сам выбирает контролирующее задание. Задания оцениваются по принципу созидания, то есть регистрируется процесс овладения содержанием и достижение поставленных целей и планируемых результатов.
С целью осуществления итогового самоконтроля и вербальной рефлексии в каждом модуле имеется карточка самооценки, с помощью которой учащийся может оценить не только свою деятельность и деятельность своих товарищей, но и дать оценку целесообразности и практической значимости содержания пособия и заданий, например,
- Какие задания считаешь наиболее трудными? Легкими? Скучными? Интересными? Почему?
- Какую работу предпочитаешь: индивидуальную, в паре или в группе? Почему?
- При выполнении, каких заданий ты участвовал активно, вообще не участвовал? Почему? и т.д. (Приложение 5)
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной общей образовательной программы, которые распространяются на любую из программ из вариативной части учебного плана. Прежде всего, это «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и добиваться результата, готовность к межкультурной коммуникации».
По окончании курса «Поговорим об испанской живописи» учащиеся смогут улучшить коммуникативные компетенции, приобрести знания в области испанской живописи и продемонстрировать определенные результаты своей деятельности.
- Приложение 1. Краткое содержание пособия с указанием тем, видов контроля и количеством часов для каждого модуля.
- Приложение 2. Тематическое планирование на весь курс.
- Приложение 3. Основные виды учебной деятельности.
- Приложение 4. Планируемые результаты.
- Приложение 5. Фрагмент пособия. Модуль 2. «Веласкес. Художник художников».
Ссылка на электронную версию пособия: http://olennikova.wixsite.com/spanglish/uchebnye-resursy