Авторская программа по учебному пособию «Поговорим об испанской живописи» для 10–11-х классов

Разделы: Иностранные языки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана по авторскому учебному пособию «Поговорим об испанской живописи», предназначенному для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих испанский язык как первый или второй иностранный язык. Пособие представляет собой самостоятельный курс испанского языка, который может изучаться как в рамках инвариантной части учебного плана, так и в вариативной части.

Активные процессы глобализации в мире приводят к тесным межкультурным контактам, поэтому особую значимость приобретает межкультурная коммуникация. Повышение роли языков, влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, в требованиях к результатам обучения иностранным языкам. Содержание обучения иностранным языкам включает в себя два компонента: языковой и тематический. Языковой компонент – это системные знания языкового строя. Тематический компонент   включает знания о культурах и умения межкультурного взаимодействия. Чтобы сделать процесс обучения иностранному языку, в нашем случае испанскому, успешным и социально-ориентированным следует понимать, что  именно содержание формирует мотивацию к изучению языка, осознанию значимости приобретаемых знаний и их практической направленности. В стандартах второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.

Изучение иностранного языка извлекает нас из привычного окружения, дает возможность играть определенную роль в новом культурном пространстве и познавать себя как культурно-исторический субъект. Сегодня не дискутируется, что изучать: язык или культуру или язык и культуру, потому что  язык рассматривается как составляющая культуры.

Основная цель создания пособия – это поиск нового содержания и использование современных технологий в обучении испанскому языку как второму иностранному путем деятельного приобщения учащихся к сокровищам испанской культуры. Почему живопись?  Живопись, как вид искусства, отражает не только эстетические вкусы, но и быт, обычаи, традиции народа. С дидактической точки зрения, когда живопись становится и объектом изучения и поводом для практических занятий языком,   - это богатый источник тем для обсуждения и возможность реализации разных видов деятельности учащихся. Мир живописи может привлечь ученика как уже владеющего определенными знаниями, так и ученика, которому неизвестна эта сторона испанской культуры. Это способ заинтриговать учащихся, чтобы они воспринимали текст и картину как некие инструменты для стратегий, которые способствуют улучшению коммуникативной компетенции и компетентности в целом. Учебное пособие «Поговорим об испанской живописи» призвано через чтение текстов разных жанров, созерцание живописных образов, обсуждение и анализ произведений выдающихся художников, виртуальное  путешествие по музею Эль Прадо, развивать эстетические вкусы и познавательные интересы обучающихся. Содержание дает  возможность организации фронтальных, автономных, групповых и интерактивных форм работы, а также возможность применения методик проблемного, развивающего, личностно-ориентированного,  проектного обучения; возможность формирования  умения использовать иностранный язык как средство для получения информации и достижения других целей.

Подобных учебных пособий на испанском языке, содержанием которых являлась бы одна тема, в нашем случае живопись, нет, а поэтому мы можем говорить не только об актуальности, но и новизне предлагаемого курса испанского языка.

Программа учебного курса «Поговорим об испанской живописи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями примерных программ по иностранным языкам и определяет цели и задачи, содержание, с учётом планируемых результатов освоения программы.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ>

Данная программа включает:

- пояснительную записку, в которой обосновывается актуальность изучения иностранных языков,  в частности  испанского языка, через призму живописи;
- общую характеристику учебного пособия «Поговорим об испанской живописи»;

- цели и задачи курса;

- основные принципы отбора материала;

- используемые методики и технологии;

- описание места учебного курса в учебном плане;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материла;

-  структура и описание содержания учебного курса;

-  тематическое планирование;

-  основные виды учебной деятельности;

- описание планируемых результатов изучения учебного курса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Учебный курс «Поговорим об испанской живописи» входит в общеобразовательную область «Филология». В соответствии с концепцией государственного образовательного стандарта среднего общего образования перед современной школой ставится ряд задач, одна из которых, – научить ценить, сохранять и развивать богатую культуру России, при этом, изучая иностранные языки, воспитывать познавательный интерес и толерантное отношение к культуре стран изучаемых языков. Данная задача реализуется в пособии, которое знакомит с творчеством двух великих живописцев 16-17 веков, Эль Греко и Веласкеса, дает представление об этом виде искусства в Испании как в прошлом, так и в настоящее время.

Программа курса характеризуется межпредметностью то есть, интегрируются знания из разных предметных областей, таких как история, литература, география, страноведение и мировая художественная культура; многоуровневостью, так как программа  позволяет совершенствовать различные языковые средства в четырех видах речевой деятельности, и полифункциональностью, поскольку содержание выступает как цель обучения и как средство приобретения знаний о культуре.

Представляемый курс разработан с учетом ряда методологических положений базирующихся на технологии коммуникативного обучения, таких как речевая направленность и функциональность, то есть грамматика включена в речевой контекст; принцип ситуативности и новизны; личностная ориентация; принцип коллективного взаимодействия. Коммуникативная направленность курса позволяет совершенствовать культуру межличностного общения в процессе приобретения новых знаний культуроведческого, культурно-исторического и социокультурного содержания. Работа со специально отобранными текстами разных жанров развивает и совершенствует умение рассуждать, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные и языковые явления испанской культуры и своей собственной.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ПОГОВОРИМ ОБ ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ»

Приоритетом современного языкового образования сегодня является компетентность, то есть способность эффективно действовать в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, оценивать и совершенствовать свою деятельность, нести за нее ответственность. Цели и задачи курса основываются на этом приоритете.

Главная цель обучения курсу «Поговорим об испанской живописи» формулируется следующим образом: развитие метапредметных и предметных компетенций в совокупности всех составляющих и способности к самостоятельному приобретению знаний путем интеграции изучения живописи и обучения испанскому языку.

Условия реализации главной цели:

  • формирование способности к восприятию чужой культуры и уважительному отношению к ценностям мировой культуры; приобретение знаний об испанской живописи 16-17 веков, о жизни и творчестве выдающихся живописцев и представлений о жанрах и художественных направлениях;
  • формирование умений представлять свою культуру (в частности живопись) и культуру изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации;
  • побуждение и поддержание личной мотивации и потребности практического использования испанского языка в процессе изучения живописи;
  • дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных компетенций в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме в новом лексическом контексте;
  • развитие и совершенствование языковой компетенции, то есть систематизация ранее изученного материала и овладение новыми лексико-грамматическими средствами в соответствии с темой общения;
  • развитие и совершенствование умений грамотного владения устной и письменной речью в контексте изучаемой темы;
  • освоения текстов разных жанров в единстве содержания;
  • развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста, живописного образа или видеоизображения и использовать ее для осуществления коммуникации на испанском языке;
  • дальнейшее развитие учебно-познавательной компетенции, для самостоятельного изучения испанского языка и поисковой деятельности с использованием информационных технологий;
  • развитие способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа методом вербальной рефлексии;
  • повышение уровня общей компетентности за счет лингвострановедческой, культурологической и культуроведческой информации курса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА

Выбрав живопись как предмет для обучения испанскому языку, мы основываемся на том, что зрительный образ используется в качестве побуждения для осуществления коммуникации на испанском языке. Творчество Эль Греко и Веласкеса дают богатый материал для размышления и обсуждения в стилистике современной жизни. При отборе текстов для чтения, аудирования и разработки упражнений и заданий учитывались следующие критерии:

  • уровень владения базовыми языковыми компетенциями;
  • дидактические возможности текста;
  • содержание текста, отвечающее тематике курса;
  • лексико-грамматическое содержание текста и его стилистические особенности;
  • возможность разработки упражнений и заданий, то есть когда  текст имеет служебное значение и используется как опора или инструмент для достижения планируемых результатов;
  • возможность планирования ситуаций и проблем общения в процессе формирования коммуникативной компетенции.

Тексты в пособии, оригинальные или в частично адаптированной интерпретации, позволяют значительно расширить словарный запас учащихся, а  разнообразие грамматических структур временной системы испанского языка способствуют формированию устойчивых навыков употребления и согласования времен в контекстуальном окружении.

Все фрагменты литературных текстов и статьи из испанских газет и журналов, так или иначе, связаны с темами пособия. Учащиеся имеют возможность познакомиться  с произведениями некоторых писателей и поэтов: Антоньо Буэро Вальехо «Фрейлины»; Гонсало Торренте Бальестер «Очарованный король»; Франсиско Асорин Гарсия «Легенды старого Мадрида»; Мануэль Мачадо «Эль Греко», «Копья Веласкеса»; Рафаэль Альберти «Посвящение живописи», поэма о великих живописцах; философ Хосе Ортега и Гассет «Веласкес»; и др.. Статьи и интервью из газет и журналов, таких как El País, El Semanal, La Razón, Blanco y Negro, АВC Cultural, послужили основой для разработки упражнений, заданий продуктивного характера и контрольно-измерительных материалов.

Тексты для аудирования небольшие по объему и несложные для восприятия на слух, поскольку аудирование не является целью, а лишь предоставляет интересную дополнительную информацию и темы для обсуждения. Например, учащиеся узнают о наследстве, которое получил музей Эль Прадо; о реставрации знаменитой картины Эль Греко; о выставке Веласкеса или о программе для детей  Дни открытых дверей  в музее Эль Прадо.  Все тексты начитаны преподавателем университета «Алкала» Ракель Кампильос Гарсия - Карпинтеро, город Алкала дэ Энарес, Испания.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

В процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности в курсе «Поговорим об испанской живописи» основной стратегией  является стратегия «Культура через язык, язык через культуру», так как два этих понятия являются единым целым.

Ведущая технология обучения иностранным языкам – это технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Пассова Е.И., на которой базируется  обучение испанскому языку  в пособии.  Реализуются основные подходы к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированный, компетентностный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный и системно-деятельностный. Также используются и другие методы:

  • импрессивный метод (получение информации об эпохе, авторе, его картинах и активное участие в ходе изучения произведений);
  • экспрессивный метод (создание коммуникативных ситуаций, которые  включают в себя творческие работы, презентации,  драматизации);
  • метод проектов, позволяющий развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Поговорим об испанской живописи» для 10-11 классов реализуется через вариативную часть учебного плана и рассчитан на 2 года.

Представленная рабочая программа предусматривает изучение курса на уровне среднего общего образования, на который отводится 68 (70) учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Таким образом, в каждом классе предполагается выделить по 34(35) часов. Из них в 10 классе 34-35 часов отводится на изучение первого и частично второго модулей и в 11 классе 33 часа (2 часа резервных) для изучения второго и третьего модулей. Однако  может рассматриваться вариант интенсивного курса в течение одного учебного года из расчета 2 часов в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Успешное выполнение задач требует овладения системой учебных действий. В результате изучения курса  «Поговорим об испанской живописи» получат дальнейшее развитие личностные, коммуникативные, регулятивные, и познавательные УУД, учебная и ИКТ  компетентность. Учащиеся получат возможность приобрести  определенные знания в области испанской живописи и повысить уровень общей компетентности. Средствами достижения личностных, метапредметных и предметных результатовв пособии служат  текст, иллюстративный ряд и продуктивные задания,т.е. когда учащийся может сформулировать свою версию ответа по имеющейся информации.

Личностные результаты:

  • готовность  и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию предлагаемой темы;
  • уважительное и толерантное отношение к другой культуре;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками  и учителем в процессе учебной, проектной и других видов деятельности;
  • эстетическое восприятие живописных произведений и личный эстетический вкус в своей творческой деятельности;
  • осознание личностного смысла изучения испанского языка; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Коммуникативные результаты:

  • работать в разных режимах: индивидуально, в парах, в группах, то есть в сотрудничестве со сверстниками в разных видах деятельности,  выполняя разные социальные роли, в процессе овладения содержанием курса;
  • использовать осознанно и адекватно речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей относительно прочитанного или живописного образа; владеть устной (монологической и диалогической) и письменной речью;
  • планировать своё речевое и неречевое поведение;
  • осуществлять вербальную рефлексию;
  • проявлять компетентность в области использования информационно- коммуникационных технологий при выполнении проектов.

Регулятивные:

  • самостоятельно действовать при составлении собственных высказываний в пределах тематики пособия как устно, так и письменно;
  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивацию своей познавательной деятельности относительно испанской культуры;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения коммуникативных и познавательных задач;
  •   оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы и владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения испанского  языка;
  • корректировать свои действия в процессе достижения целей;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки.

Познавательные:

  • владеть приёмами работы с оригинальными  текстами разных жанров: уметь пользоваться разными стратегиями чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;
  •  синтезировать составление целого из частей;
  •  выбирать основания и критерии для сравнения картин;
  •  осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме по теме;
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать и представлять информацию в виде сообщений устных или письменных;
  • уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
  • сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне анализа;
  • работать с информацией по теме: осуществлять поиск в разных источниках, выделять нужную информацию и использовать разные способы предъявления  информации на уроке.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • осознавать социальную значимость живописи как вида творческой деятельности человека и ее места в формировании компетентной личности;
  • понимать связь живописных произведений с эпохой их создания и выявлять социокультурные аспекты и их связь с реальностью;
  • определять сюжет, композицию, колорит, изобразительные средства, используемые художником в произведениях;
  • анализировать сюжет, формулировать тему, определять принадлежность к жанру живописи, описывать  сцены, композицию и персонажи;
  • сопоставлять и сравнивать одинаковые сюжеты живописных произведений разных временных эпох и художников;
  • формулировать собственное отношение к шедеврам мировой живописи;
  • развивать воображение при «озвучивании» предполагаемого разговора персонажей;
  • владеть специальной терминологией (художественные течения, техники живописи и т.д.) при описании картин;
  • владеть лингвострановедческой, культурологической и культуроведческой информацией, представленной в пособии;
  • выполнять творческие задания и проекты с использованием ИКТ.

СТРУКТУРА И ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «Поговорим об испанской живописи» представлен в виде следующих структурных компонентов:

  1. Предисловие, которое включает  краткое описание структуры пособия и содержания.
  2. Курс состоит из трех модулей, каждый из которых является абсолютно самостоятельным и завершенным: Модуль 1. «Эль Греко - загадочный художник». Модуль 2. «Веласкес. Художник художников». Модуль 3. «Давайте сходим в музей!»
  3. Ключи для упражнений и заданий и тексты для аудирования.
  4. Глоссарий. 
  5. Список используемой литературы.

Модуль 1 представлен 6 уроками или разделами; Модуль 2 состоит из 7 уроков и  Модуль 3 - из шести. Последний раздел каждого модуля – это «Контроль и самоконтроль».

Модули содержат  основные и дополнительные тексты:

  • текст, знакомящий с эпохой и особенностями художественных течений;
  • текст – биографический очерк;
  • два или три текста, которые представляют шедевры и помогают овладеть умением «смотреть» и анализировать картины;
  • тексты для аудирования;
  • дополнительные тексты - это литературные отрывки или стихи, интересные факты из истории картин, позволяющие стимулировать познавательный интерес учащихся, также как и лингвострановедческие или культуроведческие комментарии, сопровождающие тексты. 

Перед чтением основных текстов учащиеся выполняют дотекстовые задания, которые являются «мостом» между тем, что знает ученик и тем, что предстоит узнать.

Примеры таких заданий: мини-тест культорологического содержания; согласиться или опровергнуть предлагаемую информацию; ответить на вопросы по картине до чтения текста.

После текстов следуют упражнения и задания продуктивного характера:

  • для «разогрева» и создания атмосферы доверия;
  • для получения информации, познавательно-поисковые;
  • для передачи информации;
  • для решения проблем и поиска решений;
  • для развития фантазии и предположения;
  • для индивидуальной, коллективной работы или работы в паре;
  • творческие драматизации и проекты;
  • задания на систематизацию и обобщение;
  • задания, оценивающие деятельность учащихся и позволяющие самим учащимся оценить свою работу.

Послетекстовые упражнения и задания имеют два уровня сложности (конструктивный и творческий) и расположены в следующей последовательности: слово – предложение – речевые задания – задания творческого характера и проекты. Упражнения на уровне слова имеют игровой характер и построены на работе с лексикой: найти «заблудившееся» слово и объяснить почему; объяснить значение слова; выбрать адекватную дефиницию термину; найти синонимы или антонимы; заполнить таблицу на словообразование и т.д.

Грамматические упражнения обобщают и совершенствуют навыки употребления временной системы испанского языка и словообразования, а их повторяемость качественно улучшает продукт коммуникации. Лексические задания  основаны на фрагментах оригинальных текстов, интервью или статей: восстановить текст или диалог;  расставить знаки препинания в тексте; исправить ошибки; трансформировать прямую речь в косвенную и т.д.

Речевые заданияпересказ текста; описание жизни художников; прогнозирование замысла картины; высказывание по картине; обсуждение, сравнение сюжетов картин разных художников. Тематика ситуаций и проблем общения связана с реальной жизнью: описать внешность и характер; нужны ли музеи; написать CVодного из родителей; пригласить друга в музей; взять интервью;  акция «Ночь в музее»; рассказать о музеях своего города и т.д.

Творческие задания и задания-проекты требуют поиска информации в интернете и использования компьютерных технологий для выполнения и презентации работы. К таким заданиям относятся: приготовить виртуальные  экскурсии в Толедо, Мадрид или Севилью; написать сценарий по картине и драматизировать сцены из картин; организовать виртуальную выставку; написать письмо или эссе, создать буклет о музее или художнике.

Большое внимание уделяется контролю и самоконтролю в конце каждого модуля. Этот раздел представлен 2 вариантами тестов культорологического содержания разной сложности и лексико-грамматическими тестами. Учащийся сам выбирает контролирующее задание. Задания оцениваются по принципу созидания, то есть регистрируется процесс овладения содержанием и достижение поставленных целей и планируемых результатов.

С целью осуществления итогового самоконтроля и вербальной рефлексии в каждом модуле имеется карточка самооценки, с помощью которой учащийся может оценить не только свою деятельность и деятельность своих товарищей, но и дать оценку целесообразности и практической значимости содержания пособия и заданий, например,  

  • Какие задания считаешь наиболее трудными? Легкими? Скучными? Интересными? Почему?
  • Какую работу предпочитаешь:  индивидуальную, в паре или в группе? Почему?
  • При  выполнении, каких заданий ты участвовал активно, вообще не участвовал? Почему? и т.д. (Приложение 5)

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной общей образовательной программы, которые распространяются на любую из программ из вариативной части учебного плана. Прежде всего, это «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и добиваться результата, готовность к межкультурной коммуникации».

По окончании курса «Поговорим об испанской живописи» учащиеся смогут улучшить коммуникативные компетенции, приобрести знания в области испанской живописи и продемонстрировать определенные результаты своей деятельности.

  • Приложение 1. Краткое содержание пособия с указанием тем, видов контроля и количеством часов для каждого модуля.
  • Приложение 2. Тематическое планирование на весь курс.
  • Приложение 3. Основные виды учебной деятельности.
  • Приложение 4. Планируемые результаты.
  • Приложение 5. Фрагмент пособия. Модуль 2. «Веласкес. Художник художников».

Ссылка на электронную версию пособия: http://olennikova.wixsite.com/spanglish/uchebnye-resursy