Родина – это не та страна, в которой живу я, а та, которая живёт во мне.
Булат Окуджава
На протяжении веков люди защищали свою Отчизну, приумножали ее богатства и гордились славными подвигами своих предков. Родина - это слово, которое имеет разные определения, но огромный смысл для каждый из нас. В Большом энциклопедическом словаре приведено следующее толкование: Родина – 1) место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо [1].
Для того чтобы юные нахимовцы любили свою страну, понимали что такое Родина, готовы были ее защищать и выполнять воинский долг приоритетным направлением работы классного руководителя и офицера-воспитателя учебного заведения пансионного типа является военно-патриотическое воспитание. Работа по формированию патриотов это не только учебный процесс, который формирует чувства, мысли, идеи, поступки воспитанников, но и реализация государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Российской федерации [2,4].
Из своего опыта работы с классом мероприятия военно-патриотического содержания проходят интересно, увлекательно и полезно. К таким мероприятиям можно отнести следующие:
- занятия по строевой подготовке;
- уроки мужества и встречи с ветеранами;
- изучение клятвы нахимовца, воинского устава, знаков различия, формы одежды и т.д.;
- изучение типов боевой техники и оружия, истории их создания;
- изучение биографий и подвигов участников Крымской и Великой Отечественной войны;
- изучение воинских и патриотических ритуалов, их значения для военной службы;
- обсуждение произведений литературы и искусства на патриотическую тему;
- просмотр тематических передач и документальных фильмов с последующим обсуждением;
- проведением тематических классных часов в рамках рабочей программы внеурочной деятельности «Профессия – Родину защищать»;
- конкурсы рисунков, плакатов, боевых листов ко Дню командира подводного и надводного флота, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы и т.д.;
- поисковая и исследовательская работа «Нахимовец севастопольской прописки»;
- тематические экскурсии, походы по местам боевой славы, посещение военных кораблей и подводных лодок;
- концерты, конкурсы, викторины по случаю таких праздников как День защитника Отечества, День Победы, Дней воинской Славы России и т.д.;
- посадка деревьев на аллеях памяти;
- смотры строя и песни;
- городские конкурсы «Воскресший Севастополь», «Морская слава Отечества» и т.д.;
- участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Письмо ветерану».
Среди множества праздничных мероприятий, предусмотренных воспитательным планом, нахимовцы отдают явное предпочтение Дню защитника Отечества и, конечно же, Дню Победы. День защитника Отечества – это наш почти профессиональный праздник. Нахимовцы к праздничному концерту очень усердно и качественно готовят номера, песни и стихи. В предчувствии празднования значимых дат в стенах училища, у нахимовцев растет чувство гордости за себя, своих однокурсников, соотечественников, уважение к достижениям своей страны и историческим событиям прошлого.
Очень любим нашими воспитанниками ежегодный конкурс патриотической инсценированной песни «Во имя жизни на Земле…». Нахимовцы – юное поколение, которое чтит и помнит память героев, которые отдали свои жизни ради счастливого будущего. В конкурсе, посвященном 72-годовщине Великой Победы, наш класс представил номер «Дети войны», в котором выступили почти все учащиеся вместе с классным руководителем. Мы заняли первое место среди 5-7 классов училища.
Серия мероприятий связанные с празднованием Дня Победы, включает в себя уроки мужества, встречи с интересными людьми и ветеранами, участие в акции «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Письмо ветерану». Воспитанники делятся рассказами о подвигах своих родных и близких, оформляют фотографии героев, изучают историю образования георгиевской ленты, пишут благодарственные письма ветеранам, чтя их героизм и самоотверженность. Эти мероприятия наполнены проявлениями гражданской инициативы, патриотическим воспитанием молодежи и уважения памяти своих предков. По окончание учебного года мы традиционно посещаем музеи историко-мемориального комплекса 30 и 35 береговой батареи, ставшие основой артиллерийской мощи защитников города при обороне Севастополя в Великую Отечественную войну.
Работа по военно-патриотическому воспитанию нахимовцев направлена на формирование у воспитанников любви и преданности к Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа, что является неотъемлемой частью подготовки юношей к военной службе и воспитанию гражданственности.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М.Прохоров. – 1-е изд. – М.: Большая российская энциклопедия, 1991. – 160с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30.12.2015 № 1493.
3. Научно-популярный журнал Министерства обороны Российской Федерации «Вестник военного образования» №6 ноябрь-декабрь 2017.
4. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».