Тип учебного занятия - урок-практикум.
Цели урока: выявить умение характеризовать географического положения материка самостоятельно, используя карты атласа; сформировать представление об открытии и освоении материка, подчеркнув роль русских в исследовании.
Оборудование: учебник (§42, с. 85-91), атлас, рабочая тетрадь, наглядный материал (видеофрагменты, фотографии, рисунки), текстовые материалы (фрагменты художественной литературы – Э.Сетон-Томсон «Рольф в лесах»; И.Ильф, Е.Петров «Одноэтажная Америка», научно-популярной Б.Б.Вагнер)
Базовое содержание урока |
Деятельностный компонент урока |
Ценностный компонент урока |
Творческий компонент урока |
|
Смысловые блоки содержания |
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
|||
Организационно-мотивационный этап урока |
||||
Определение темы урока |
- Как называется глава учебника, посвященная Северной Америке? - Почему ее так назвали? Показ видеофрагмента о природе Северной Америки: http://www.youtube.com/watch?v=rOduLN02mPI - Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний первый урок по изучению Северной Америки? |
Учащиеся знакомятся с видеофрагментом, отвечают на вопросы, предполагают, что урок будет посвящен изучению ГП и истории открытия и исследования северной Америки. |
Определяют тему урока. |
|
Создание мотивационной установки |
«Рекламное агентство» - учащиеся, используя текстовые материалы и работая в группе, формулируют рекламные слоганы о самых интересных, уникальных и просто красивых объектах Северной Америки. |
У учащихся формируется познавательный интерес к изучению географии Северной Америки. |
Проявляют интерес к изучаемой теме. |
Составляют рекламные слоганы, озвучивают их, стараясь привлечь особое внимание одноклассников. |
Формулировка задач урока |
Составьте план изучения темы сегодняшнего урока, опираясь та текст учебника. |
Учащиеся формулируют задачи урока: - Определить особенности географического положения Северной Америки. - Определить влияние ГП на природу. - Углубить знания об открытии материка. - Познакомиться с историей исследования - Определить вклад русских в историю освоения территории |
Определяют основные цели урока. |
|
Процессуально-содержательный этап урока |
||||
Географическое положение |
Используя план, описать ГП Северной Америки (работа в группах) |
Учащиеся, работая в малой группе, описывают ГП материка по плану, используемому ранее; предоставляют итог работы учителю для последующей оценки. |
Описывают ГП материка по плану |
|
Рефлексия деятельности |
Прием «Закончи фразу». - Северная Америка пересекается … - Крайние точки материка - … - Материк расположен в следующих климатических поясах … - Северную Америку омывают океаны - … - Материк ближе всего расположен к … |
Анализируют свою работу, выявляют неточности и ошибки. |
Самоконтроль и самокоррекция работы. |
|
Географическое положение (изрезанность береговой линии). |
Наконец-то мы видим материк, про береговую линию которого можно сказать, что она сильно изрезана! Давайте обойдем вокруг материка и выделим наиболее заметные элементы его берегов. |
Учащиеся анализируют карту, высказывают свои мнения, отвечают на вопросы. |
Используют логическое мышления, метапредметные знания. |
|
- «Зеленая страна» | Остров Гренландия. Слушают пояснения учителя об открытии Гренландии норвежцем Эйриком Рыжим. |
|||
- На доске фото собаки породы Лабрадор. | Полуостров Лабрадор. | |||
- Что означает слово «ньюфаунленд» в переводе с английского языка? На доске фото собаки породы Ньюфаунленд. |
«Новая окрытая земля». Полуостров Ньюфаунленд. |
|||
- «Цветущий» | Полуостров Флорида. | |||
- «И ке тен» | Полуостров Юкотан | |||
- «Раскаленная сковородка» | Полуостров Калифорния. | |||
- «Китовое место» | Полуостров Аляска. | |||
История открытийматерика |
- Выскажите предположение почему в названии темы урока (учебник стр. 85) слово «открытие» взято во множественном числе? - Когда Х.Колумб открыл Америку? - А сегодня мы говорили, о каком первоткрывателе? - Найдите информацию в учебнике о роли Джона Кабота в открытии материка. - Просмотр обобщающего видеоролика - http://www.youtube.com/watch?v=Tq6Z-b8GOpM - Найдите информацию в учебнике о роли Михаила Гвоздева и Ивана Федорова в освоении территории материка. - Кто заселял Аляску в XVIII веке? - Почему купца Григория Шелихова назвали «русским Колумбом»? - Когда и почему закончилась история освоение русскими Северной Америки? |
Высказывают свои мнения, отвечают на вопросы, смотрят видеоролик, анализируют информацию работают с материалами учебника. |
Осознают значение русских в исследовании территории северной Америки |
|
Применение знаний на практике |
Игра «Музыкальная география». |
Слушают музыку, вслушиваются в слова, понимают смысл произведения, отвечают на вопросы. |
Использование знаний, полученных в 7 классе на уроках музыки. |
|
Рефлексивный этап урока |
||||
Рефлексия деятельности |
Прием «Рефлексивный круг».
|
Высказывают мнения о своей работе на уроке, определяют, какие знания усвоили. Какие умения приобрели. |
|
|
Объяснение домашнего задания |
||||
Обязательное задание |
Ответьте на вопросы раздела «Сложные вопросы» в конце параграфа 42 (с.91 учебника) |
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю. |
|
|
Дополнительное задание (по желанию и выбору) |
Выполните задание 3 стр. 50 в рабочей тетради |
Читают задания и формулируют уточняющие вопросы учителю. |
|
|