ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников представлен современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Математическое путешествие» являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».
4. Основная образовательная программа МАОУ «Большереченская СОШ».
5. Локальные акты МАОУ «Большереченская СОШ», обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Математическое путешествие» предназначена для обучающихся 7-9 классов. Направлена на формирование методологических качеств учащихся – умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в ней очень ярко прослеживаются метапредметные связи. Ребёнок начинает понимать всю важность изучения предметов: математика, география, биология, история, русского языка, литературы и информатики. Данная программа повышает мотивацию к обучению математики и другим предметам, показывая значимость математических знаний на примере «подсчёта объёма земельных масс при строительстве железнодорожного полотна».
Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности. Служит для раскрытия и реализации познавательных способностей обучающихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, ИКТ-компетенций, а также совершенствовать навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
Цели – приобщить обучающихся к творческому и исследовательскому процессу через применение математических знаний.
На протяжении всего курса обучения решаются следующие задачи:
- Приобретение основных навыков, обеспечивающих успешные действия подростка в реальных условиях жизни
- Формирование способности к анализу ситуаций и способности к реальным действиям в проблемных ситуациях.
6. Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
7. Развитие познавательного интереса.
8. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности «Математическое путешествие» является программой, где учащиеся на примере небольшого проекта рассмотрят применение математических знаний в жизни, что способствует развитию мотивации для дальнейшего изучения математики, а также других предметов. Предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У учащихся появляется желание проявить самостоятельность, что помогает развивать их сообразительность и любознательность.
Форма организации: кружок для обучающихся 7-9 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Сроки реализации программы: 1 год.
Особенности возрастной группы детей.
Программа учитывает возрастные особенности учеников 7-9 классов, а также предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий и участия в игровых ситуациях, парковые занятия (занятия на свежем воздухе).
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- мотивация деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
- развитие умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
- умение видеть математическую задачу в окружающей жизни;
- развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- овладение математическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
- развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять свои знания для решения практических задач;
- умение изображать геометрические фигуры на бумаге.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Осуществляется приобретение школьниками:
- знаний о математике как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- навыков культуры речи.
Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умении поэтапно решать простые геометрические задачи. Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта – «педагог – ученик».
Для достижения третьего уровня организуется творческая мастерская по изготовлению макета железной дороги, который найдёт своё применение на классных часах по истории села, а также в школьном музее. Ребята приобретают первоначальные профессиональные навыки для работы на железной дороге
В результате реализации программы у ч е н и к н а у ч и т с я:
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Система оценки освоения программы
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
- проекты, практические и творческие работы;
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Содержание программы
Вводное занятие.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
Немного истории.
История возникновения и развития железной дороги в России. История возникновения и развития железной дороги в Бурятии и в с. Большая Речка. Её значение в развитии Бурятии и нашего села. Посещение музеев находящихся на ст. Мысовая и п. Кабанск. Подготовка презентаций и выступлений.
Корректировка выступлений с учителем истории Ильковым В.И. Выступление на классных часах и на экскурсиях в музее по истории развития железной дороги с. Большая Речка.
Модель карты с проектированием железной дороги.
Изучение карты местности. Работа в интернете. Изучение интернет-снимков. Составление макета карты железной дороги от с. Большая Речка до с. Посольское из пластилина. Встреча с железнодорожниками, работниками ПЧ. Обсуждение плюсов и минусов макетов.
Характеристика района строительства.
Работа в интернет-классе. Изучение климата. Построение диаграмм. Экскурсия в места по предложению, где должна проходить железная дорога. Определение густоты и видов деревьев. Определение вида почвы. Составление характеристики района строительства. Корректировка характеристики учителем географии и биологии Шиян О.И. Создание и выпуск брошюр «Интересные факты», созданные нак основе полученных знаний. Выступление на уроках Байкаловедения в 5-6 классах.
Характеристики сооружаемого земляного полотна.
Поездка в г. Улан-Удэ. Посещение железнодорожного колледжа. Встреча с преподавателем железнодорожного колледжа. Работа с интернет-источниками и пособиями. Создание характеристики сооружаемого земляного полотна. Подсчёт объема земляных масс. Подсчёт затрат на земляные массы и сроки окупаемости. Беседа с мастером ПЧ. Корректировка.
Защита проектов.
Подготовка к защите проекта. Защита проекта в группах. Выступление с лучшим проектом внутри школы с привлечением родителей и работников железной дороги, которые приняли участие по созданию данного проекта.
Тематическое планирование (примерное)
№ п/п | Дата |
Тема учебного занятия |
Всего |
Содержание |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||||
1 |
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
|
История железной дороги |
2 |
2 |
|
3 |
|
Посещение музеев с. Кабанск и ст. Мысовая |
2 |
|
2 |
4 |
|
Готовим выступление |
2 |
|
2 |
5 |
|
Выступление на классных часах. |
2 |
|
2 |
6 |
|
Работа с картой |
1 |
|
1 |
7 |
|
Создание макета |
2 |
|
2 |
8 |
|
Встреча с работниками железной дороги. |
1 |
|
1 |
9 |
|
Климат |
1 |
1 |
|
10 |
|
Экскурсия |
1 |
|
1 |
11 |
|
Почва. Растительность. |
2 |
1 |
1 |
12 |
|
Построение диаграмм |
1 |
|
1 |
13 |
|
Характеристика района строительства |
1 |
|
1 |
14 |
|
Выпуск брошюр |
2 |
|
2 |
15 |
|
Выступление на уроках байкаловедения. |
1 |
|
1 |
16 |
|
Поездка в Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта |
1 |
|
1 |
17 |
|
Характеристика сооружаемого земляного полотна |
3 |
1 |
2 |
18 |
|
Подсчет объема земляных масс |
1 |
|
1 |
19 |
|
Подсчёт затрат и окупаемость |
2 |
|
2 |
20 |
|
Встреча с работниками железнодорожного транспорта |
1 |
|
1 |
21 |
|
Защита проекта |
4 |
|
4 |
Итого |
34 |
6 |
28 |
Литература
1. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский [и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
8. История железнодорожного транспорта России, ХIX-XX вв./ под ред. Т.Г. Архипова, Ю.П. Юкарева и др. – М.: Дом Мещерикова, 2012.
9. В.И. Грицык «Строительство железных дорог», Москва, 1999.
10. Основная школа. Организация внеурочной деятельности. Программы, конспекты занятий. – Издательство «Учитель», 2014.