УМК: «Гармония», можно любой.
Вид ресурса: Методическая разработка.
Среда, в котором выполнен урок: Кабинет технологии.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
- У учителя: учебник «Чудесная мастерская»; листья из цветной бумаги; засушенные листья различной формы и окраски.
- У учащихся: учебник «Чудесная мастерская»; цветная бумага для аппликации (в том числе листы голубой или коричневой, чёрной, синей, зелёной, лиловой бумаги для фона); карандаш, ножницы, клей, кисть; коробочки для складывания выкроенных листьев; бумажная макулатура для работы с клеем.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию.
Предварительно необходимо провести урок-экскурсию для того, чтобы получить обогащение знаний, расширение сенсорного опыта детей; наблюдать формы, краски, ритмы осенней природы (на примере листопада). Собрать растения для засушивания.
Выполнение задач данной экскурсии позволит подготовить второклассников к творческой работе на последующих уроках. На одном из них предстоит выполнить художественную аппликацию «Листопад», а на последующих занятиях они должны будут создать различные композиции из засушенных растений, а также из шишек, желудей и пр. Следовательно, вся организация экскурсии должна быть такой, чтобы дети получили соответствующий запас впечатлений, а также собрали необходимые материалы.
Предположительное время такой экскурсии – начало октября; желательно в сухой и ясный день.
У каждого ученика должен быть небольшой пакет для шишек, семян, камешков, а также картонная папка с вложенными в неё листами старых газет – для растений.
Учащиеся наблюдают за тем, как опадают листья с деревьев, как они кружатся в воздухе, лежат на земле. Учителю следует обратить их внимание на то, как в целом выглядит картина листопада: в каком ритме опадают листья в безветренную погоду, как этот ритм меняется при ветре. Можно поднять несколько листьев с земли и рассмотреть более внимательно их форму, размеры, окраску.
В качестве домашнего задания учитель предлагает детям продолжить эти наблюдения самостоятельно: посмотреть картину листопада в другие дни (при сильном ветре, в спокойную погоду); рассмотреть ковёр из листьев на дорожках, на траве, в лужах и т.п.
До начала этого урока желательно подобрать пары учеников таким образом, чтобы обеспечить наиболее продуктивное учебное и творческое взаимодействие и чтобы один не подавлял другого. В частности, нежелательно сажать вместе двух холериков или холерика и меланхолика. Наиболее предпочтительные пары: холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик.
Использованная литература.
1. Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, 2 класс, 1-я четверть: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002. – 224с. 2. Ундзенкова А., Степанченко Н. Справочник для младших школьников. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998
Урок №6.
Тема: «Формы и краски осени. Передача ритма движения в композиции».
Изделие: аппликация из цветной бумаги «Листопад» (работа парами); с. 26-29.
Задачи урока.
- Закрепление приёмов выкраивания деталей из бумаги (способами обрывания и вырезания ножницами).
- Совершенствование представлений о выразительной композиции, о передаче движения с помощью ритма пятен.
- Расширение знаний и представлений о средствах художественной выразительности в аппликации (ритм, цвет).
- Формирование умений передавать свои впечатления в художественном образе.
- Закрепление приёмов приклеивания бумаги.
- Формирование умений делового общения и творческого взаимопонимания.
Ход урока
1. Обобщение наблюдений о формах и красках осени (5 мин).
- Откройте учебник на с. 26-27, прочтите заголовок, который написан на развороте: «Любуемся природой, учимся у природы».
- Посмотрите на картины природы, изображённые в учебнике. Похожи они на те, что мы наблюдали во время экскурсии? (Здесь изображены картины осенней природы: деревья в золотистой листве, ковёр из опавших листьев на земле. Они напоминают то, что мы видели сами. В других местах может и не такой сплошной ковёр, и не такие пышные заросли, но общая картина, настроение – очень похожи.)
- Прочитаем стихотворение Ивана Алексеевича Бунина на с. 26:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Как вам кажется, подходят ли эти строки к картине осени, к тому, что мы видели? (Да, здесь очень верно передана картина осенней природы. В осеннем лесу или в парке среди деревьев и впрямь, будто в нарядном тереме, который расписан яркими красками: сверху и снизу золотые и багряные, густо-красные листья, а стволы деревьев кажутся лиловыми, т.е. сиренево-фиолетового оттенка. Некоторые опавшие листья тоже приобретают лиловый оттенок – это хорошо видно на фотографиях в учебнике. А все деревья и листья вместе, действительно, имеют вид весёлой, яркой, пёстрой стены, окружающей лесную полянку.)
- Следовательно, есть чем любоваться у природы? (Да, природа умеет создавать величественные и прекрасные картины.)
- Можно ли чему-то научиться у природы? (Да, природа создаёт красивые и разнообразные формы, умело их соединяет. Это великий и мудрый мастер, у которого можно и нужно учиться.)
2. Постановка учебных задач, анализ задания (4 мин).
- Итак, вы имели возможность хорошо рассмотреть осеннюю природу. Теперь попробуем изобразить картину осеннего листопада. Наша картина будет выполнена в техники аппликации из цветной бумаги. Что это за техника? (В аппликации картина составляется из отдельных кусочков, которые наклеиваются на общий фон.)
- В картине листопада такими отдельными кусочками будут листья. А что будет фоном? (Фоном будет небо, или земля, или трава. Следовательно, для фона лучше взять голубую, коричневую или зелёную бумагу; подойдёт также чёрная, лиловая – все эти оттенки есть у осени.)
- В каком порядке будем выполнять работу? (Сначала выкроим из бумаги много осенних листьев, а потом из них будем создавать картину.)
- Сегодня вы будете работать парами, т.е. создавать одну картину вдвоём. До сих пор мы делали или индивидуальные работы, или общеклассные, в составлении которых вам помогала я. Работать парами труднее, так как здесь вам самим надо уметь договариваться друг с другом, уступать, убеждать. Я надеюсь, что вы сумеете это сделать.
- Каждый из вас заготовит для будущей картины не меньше 10-15 листочков. Можете вырезать их ножницами или выкраивать способом обрывания, но в одной картине лучше использовать один и тот же способ; о нём договоритесь друг с другом. Листья не должны быть совершенно одинаковыми; как это и бывает в природе, они должны быть разными по размеру, окраске, форме. В соответствии с размерами листов для фона вам лучше всего заготавливать примерно такие листья. Учитель показывает образцы, закреплённые на доске.
3. Выкраивание листьев из бумаги (9 мин).
- Отберите бумагу для листьев, соответствующую краскам осени, и приступайте к их выкраиванию. Можете слегка наметить контуры карандашом. Помните об экономном использовании бумаги. Выкроенные листья складывайте в коробочку.
Во время практической работы учитель включает соответствующую музыку. По ходу работы отдельным ученикам и творческим парам оказывает некоторую помощь: определить размеры листьев, договориться о способах работы и т.п.
4. Физкультминутка (1 мин).
- Встанем возле столов и попробуем изобразить, какой бывает листопад. Поднимите руки вверх и попробуйте показать, как опадают листья с деревьев в спокойный, безветренный день. А теперь покажите, как они кружатся в вихре. А как летят, когда дует сильный ветер сбоку? Как лежат ковром на земле? Как их на земле закручивает ветер?
5. Обдумывание и составление композиции (7 мин).
- Из выкроенных листьев составьте общую композицию. Помните, что значит это слово? (Композиция – связный рассказ, а не просто равномерное распределение деталей на выбранном фоне.)
- Откройте учебник на с.29. Как вы думаете, какой листопад изображён на каждой из четырёх картин? (На первой картине листья кружатся в вихре, причём они словно подымаются вверх. На второй – опадают довольно дружно и обильно, это спокойный и ясный день. На третьей картине, скорее всего, листья кружатся на земле. А на четвёртой их сорвал сильный ветер и несёт вбок.)
- Расположите выкроенные листочки на бумаге, чтобы у вас получился выразительный листопад, но пока не приклеивайте их.
6. Приклеивание элементов композиции (8 мин).
- Не разрушайте найденную композицию, а снимайте листочки по одному и старайтесь приклеить каждый на своё место. Приклеивайте аккуратно, не забывайте использовать бумажную макулатуру.
По мере завершения работы все аппликации вывешиваются на доске или на стенде.
7. Обсуждение работ, подведение итогов урока (5 мин).
- Посмотрите на нашу выставку. В каких картинах осеннего листопада удалось лучше передать краски осени, её движение, настроение? Ученики отмечают и анализируют отдельные работы; учитель руководит обсуждением по ситуации.
- Вы сегодня впервые работали не в одиночку, а парами. Некоторым из вас удалось договориться довольно быстро и легко, но не у всех пока это хорошо получается. Кому было трудно работать в паре? А кому показалось, что так работать легче? Ученики высказывают свои впечатления, которые учителю следует взять на заметку, чтобы учесть их в дальнейшей работе по формированию здорового микроклимата в классе.