Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников

Разделы: ОБЖ


Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

Однако мы не должны забывать, что главными участниками олимпиад являются наши ученики и подготовка к участию в олимпиадах является для них существенной дополнительной учебной нагрузкой. Перед нами, педагогами, встает большая проблема: как выявить такого  ученика и как с ним работать [1].

Подготовка учащихся к олимпиаде - это сложный процесс, участниками которого являются педагоги, ученики, родители, он требует большого напряжения сил от наших учеников, а мы должны на первое место ставить  здоровье ребенка, его интересы и потребности.

Участие в олимпиадном движении для учащихся очень важно, так как это:

  • Способствует их самореализации;
  • Способствует расширению и углублению их знаний в определенной области;
  • Позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Мы все понимаем, что  уровень, качественное своеобразие и характер подготовки к олимпиаде - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. Для успеха в олимпиаде важна не только систематическая подготовка, но и  интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать, а главное - это должен быть выбор ребенка!

Есть много «за» и «против» олимпиадного движения, для кого важнее результаты: учителю, родителям, или все же, детям. Участвуя в олимпиадах, дети оказываются в среде детей, равных себе. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Подготовка ученика к олимпиадам процесс длительный, нельзя подготовить ученика к успешному участию в олимпиаде за несколько дней или недель [2].

Я уверена, что со мной согласится большинство педагогов, которые готовили и готовят школьников к участию в олимпиадах: разовые консультации или другие занятия к хорошему результату не приведут, и даже систематические занятия в течение только одного учебного года, тоже не дадут результата на муниципальном и, тем более, региональном уровне.

Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической [3]. Чтобы ученик 7 класса показал достойные результаты я  начинаю готовить его, как минимум, с 5 класса. И как вы понимаете, знаний, которые ребята получают на уроках, не достаточно. Нужна дополнительная внеурочная подготовка. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения в нашей школе,  осуществляется через внеурочные занятия.

Я провожу отбор учащихся и формирование школьной команды учащихся, которые  хотят и могут заниматься серьезной подготовкой по предмету. И начинается самый трудный, но очень интересный  процесс подготовки.

У каждого учителя есть свои приемы, методы, формы, которыми он пользуется. По этому вопросу очень много полезной информации размещено в сети Интернет, анализируя эту информацию можно определить условия подготовки к олимпиадам.

Как правило, для участников олимпиад я использую  творческие  задания повышенного уровня на уроках, если это классная самостоятельная работа, то эти ребята  получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

При подготовке к городской олимпиаде, после того как  пройдёт олимпиада первого школьного тура, собираем всех претендентов на участие в городской олимпиаде и  работаем командой детей (7-11 кл.). 

Задания, как правило, комбинируются из вопросов прошлых олимпиад. За годы работы я набрала множество интересных заданий, как олимпиадного характера, так и познавательного. Да и перед олимпиадой, как правило, даётся приблизительное описание заданий. Ознакомившись с ними, можно поискать подобные задания в Интернете или в печатных материалах (сборники, задачники, рабочие тетради и так далее).

Важным считаю при подготовке к олимпиадам предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий [4].

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, неучтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

При планировании занятий перед олимпиадой я примерно 70% времени отвожу на решение и разбор задач теоретических туров, 30% времени – на выполнение задач практического тура.

Как показывает практика, школьники, принимающие участие в олимпиаде по ОБЖ, сталкиваются с существенными физическими трудностями и очень важно, чтобы у участника олимпиады по ОБЖ была отличная физическая подготовка. На этом этапе практического тура олимпиады ребята обязаны показать уровень подготовленности участников  в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи, уровень подготовленности по выживанию в условиях природной среды по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также по основам военной службы. Подготовка практического тура мне даётся проще, так как ребята младшей и средней возрастной группы ориентируются на умения старшей возрастной группы, в результате больше времени  отводится на теоретический тур.

Любая олимпиада – это всегда испытание. Причём не только для ребёнка, но и для учителя. Зачастую именно учитель передаёт своё волнение ребёнку и формирует напряжённую атмосферу. Поэтому важно создать позитивный настрой в первую очередь себе, а уж ребёнок его обязательно скопирует! Я заранее готовлю ребёнка, даже если он не решит все олимпиадные задания, это всё равно будет полезный опыт соперничества со сверстниками. Объясняю, что в олимпиаде не могут победить все, кто принял в ней участие. Что олимпиадные задания – это нечто сверх школьной программы. И авторы, как правило, прикладывают усилия, чтобы придумать что-то сложное и необычное. Что результат зависит от многих факторов.

Например: важны не только знания и смекалка, но и везение; ребёнок был в определённом состоянии (а мог бы быть в другом); это стечение обстоятельств (попались такие задания).

Необходимо верить в ребенка – научить  справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». Конечно, в олимпиадах, как и в любых конкурсах, есть и победители, и побежденные. Надо учить детей не только побеждать, но и уметь  терпеть неудачу.

Неудача – это не повод для отчаяния и самоунижения, а возможность для переоценки и адаптации. Отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок, подняться и двигаться дальше. А так же считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремление к победе. Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

За последние пять лет моей работы каждый год 70% учащихся являются призёрами  муниципального этапа олимпиады школьников по ОБЖ.

Важным этапом олимпиадного движения  считаю и  поощрение ребят.

Результаты призёров олимпиад выставляю на  школьную доску почёта, на сайт школы. В конце учебного года по традиции школы проводится праздник «Виват науки!», где победители различных конкурсов, научно практических конференций и в том числе победителей олимпиад награждаются ценными подарками.
Я считаю, что для подготовки  учеников к участию в олимпиадах от учителя требуется все его педагогическое мастерство. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела.

Список литературы

  1. Гафурова Г.М. Совершенствование системы подготовки обучающихся к олимпиадам https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/vystuplenie_na_rayonnom_sektsionnom_zanyatii_16.08.17g.docx
  2. Кунц И.В. Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя» // http://www.uchportfolio.ru/articles/read/277.
  3. Маринина И.И. Работа с одаренными детьми на уроках // https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29839
  4. Памятка по подготовке учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников http://osbug.ucoz.ru/_tbkp/pamjatka_po_podgotovke_uchashhikhsja_k_vosh.docx - ОриентМикс, персональный сайт.