В начале своей трудовой деятельности (2008 г.), получив во «владение» небольшое помещение, я начала обустраивать его, используя разные новшества или, как бы сейчас сказали, «инновации». Меня интересовала творческая составляющая, то, что позволяло строить работу с детьми, используя изобразительные и продуктивные методики: песочница, пальчиковые краски, глина, тестопластика, пластилинография, бумагопластика и т.д. В моей копилке психолога появились пособия: «Цветной мир», Мардер Л., «Практикум по сказкотерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и др.
Позднее, став сертифицированным арт-терапевтом (институт «Иматон», курс Копытина А.И., 2011-2013 гг.), я планировала индивидуальные и групповые развивающие занятия консультативную деятельность с детьми родителями и педагогами используя методы арт-терапии.
Считаю очень важным для педагога, прежде чем «браться» за арт-терапию, нужно получить соответствующее образование в этой области, т.к. педагог-психолог руководствуется принципом: «Не навреди!». Применяя в работе те или иные материалы (например глину, песок и т.д.) и методики (работа со страхами, агрессией, тревожностью, ОВЗ и т.д.), психолог, арт-терапевт всегда предвидит последствия и эффект.
В настоящее время, в моем просторном кабинете созданы все условия для индивидуальной и п./групповой развивающей, диагностической, просветительской работы, в арт-техниках.
Перечислю некоторые пособия и материалы, которые будут полезны педагогам в работе.
Диагностика (дети, взрослые):
- Проективный тест Сильвер;
- «Разноцветные странички» адаптированный материал, Лутошкин;
- Фототерапевтический набор спектрокарт У.Халкола;
- Методическое пособие «Игра лепёшка».
Коррекионно-развивающая работа:
- Песочница со световым экраном (мелкий песок);
- Кинетический песок (в наборе с формочками и без);
(обязательная обработка песка после занятий); - Стеклянный мольберт (набор фломастеров на водной основе);
- Пальчикове краски;
- Глина природная, глина полимерная, материалы для тестопластики;
- Наборы шерстяных волокон для «живописи шерстью»;
Все пособия и материалы должны быть сертифицированы не содержать вредных для здоровья веществ.
Для обработки материалов после занятий я включаю портативную бактерицидную лампу.
Литература.
1. Воробьева Н.А., Сапожникова О.Б. педагогическая песочница. Москва: И.Центр, 2016. 128с.
2. Копытин А.И., Свисовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.:Когито-Центр, 2010. 197с.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2008. 256с.
4. Альманах «Арт-терапия» №1 май 2014./ Беверли О.Корт «Использование арт-терапии в работе с детьми».