Форма: урок получения новых знаний.
Тип: урок формирования нового проблемного видения.
Цель урока:
- создание условий для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала.
- формирование знаний учащихся о социальном институте «Брак и семья» на основе сочетания методов игры, проблемных вопросов, поисково-исследовательских дискуссии, и разнообразных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной.
Задачи:
- образовательные: рассмотреть историю возникновения различных форм брака раскрыть типичные черты социальных институтов брака и семьи, усвоить этапы добрачного поведения, активизировать познавательную активность учащихся.
- воспитательные: формирование культуры общения девушек и юношей, воспитание чувства ответственности, уважения будущих мужей и жен.
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры. Формирование умения находить компромисс, и правильное решение в бытовых ситуациях
План:
- Актуализация знаний
- История семьи и брака
- Семья - как социальный институт
- Семья - как социальная группа
- Добрачные отношения
- Проблемы семьи
- Обобщение
- Рефлексия
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Темой сегодняшнего нашего урока будет одновременно и социальный институт и первичная малая социальная группа, рассмотрение вопроса затрагивает аспекты трех наук социологию, историю и психологию. Догадались?
(слайд 1 «Определение тема урока»)
- Просмотрите на ряд символов, которые определяют один социальный институт, относятся к одному явлению человеческого общества?
(слайд 2 «Тема урока»)
О чем бы вы хотели узнать? Что мы должны рассмотреть?
(слайд 3 «План урока»)
- Правильно сегодня мы с вами окунемся в интересный мир человеческих отношений, определим функции и значение семьи для человека и общества в целом, а также заглянем в прошлое - историю семьи и будущее, носителями которого являетесь вы будущие жены и мужья, папы и мамы.
2. История семьи и брака (игра «Из уст в уста»)
(по ходу рассказа используются ключевые понятия (Приложение 1))
- Сейчас мы с Вами поиграем в игру «Из уст в уста», для этого мне понадобятся 1 участник. Один остается в классе другой выходит за дверь. Сейчас ваша задача как можно лучше запомнить мой рассказ с применением ключевых слов и пересказать его своему другу. Задача классу, слушая рассказ записывать основные понятия, и постараться дополнить рассказ студента и исправить его ошибки.
Система брачных отношений зародилась в животном мире. Существуют 4 формы брачных взаимоотношений:
- моногамный брак - супружеская пара 2 особи мужского и женского рода. Например, лебединая пара или волчья семья.
- полигамный брак - при 1-м самце много индивидуумов женского пола. Например, петух и курицы.
- полиандрия - много самцов мужского пола и 1 самка, явление крайне редкое, но имеет место. Распространено у некоторых видов птиц.
- коллективный брак - половые партнеры непостоянны. Например, семейство шимпанзе.
При этом каждому виду животных характерна одна форма брачных отношений. То есть петух и курицы - гарем, и на слуху у нас выражение лебединая верность - парный брак. У человека видовой формы брачных отношений нет. В его генетической памяти заложены все четыре вида брачных отношений.
Древние люди, появившиеся примерно 2 млн. лет назад были вынуждены объединяться в стада по 20-40 человек. В рамках первобытного стада по мнению одних ученых существовала гаремная семья (полигамный брак), и в процессе размножения здесь участвовал вожак, по мнению других коллективный брак. С ростом производительных сил первобытное стадо превращается в родовую общину, в которой была установлена экзогамия - запрет вступать в брак внутри своей группы. При таких отношениях устранялась опасность кровосмешения. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений - табу, в результате которого формируется парный брак, который часто был непрочным и легко расторгался.
На ранних стадиях развития человеческого общества, когда люди жили охотой и собирательством главной в семье была женщина (культ праматери, воспитание детей ...) Это так называемый матриархат. Но когда человек освоил пашенное земледелие, для которого требовалась мужская сила, стал заниматься разведением скота, главенство в семье переходит к мужчине, такая система отношений называется патриархат.
С возникновением древних цивилизаций развитие брачных отношений идет по разным путям на Востоке развитие получает полигамный брак (гаремная семья), который продолжает существовать и в дальнейшем наряду с парным браком. В Античности парный брак с системой прикрепленных жен и наложниц. В период Средневековья в Западной Европе главенствующая роль религии в обществе обеспечивала долговечность брака. Так как венчание - одно из таинств христианской религии. Развод рассматривался на собраниях высших священнослужителей и разрешался лишь в крайне редких случаях. В период Нового и Новейшего времени происходит раскрепощение брачных отношений. Например, в России до Петра I жених и невеста не видели друг друга, все формальности (размер приданного, срок свадьбы, ...) определяли на предварительном сговоре, в котором участвовали родители и сватья. Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские обычаи на русской почве, царь Петр I разрешил мужчинам и женщинам самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и маскарадах и других празднествах. Брак обычно заключался внутри одного сословия и одной социальной группы, но выбор внутри социальной группы не ограничивался. То есть молодые имели возможность вступить в брак по любви. С данного периода развивается современная семья в России.
Таким образом, человечество за свою тысячелетнюю историю не смогло остановиться на какой либо из форм брачных отношений, возможно в этом кроется причина проблем семьи: разводов, измен, ссор...
3. Семья - как социальный институт
В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа.
- Рассмотрим семью как социальный институт.
- Дадим определение.
Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи. Вторая особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
- Какие функции выполняет семья? (Слайд 4-9)
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:
- биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),
- воспитание и социализация молодого поколения,
- воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,
- сексуальный контроль,
- забота о нетрудоспособных членах семьи,
- эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
(Слайд 10)
4. Семья - как социальная группа
Виды семьи
Современная семья включает обычно двух родителей и одного ребенка. (Слайд 11) Ее называют нуклеарной семьей (от лат. Nukleus - ядро). Она названа так потому, что ядром семьи, отвечающем за воспроизводство новых поколений, являются родители и дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники - бабушки, дедушки, дядя, тети... относятся к периферии семьи. Если они живут вместе то такая семья называется расширенной или «многопоколейная», то есть семья расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников.
Семья - только звено в широкой системе родства. (Слайд 12)
Родство - совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда люди вступают в брак, то в единую систему сливаются два родственных клана. Причем, одни родственники являются кровными а другие по закону.
Выделяют три ступени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором, теоретически может быть до 200 веток. На пример сноха, брат...
Аукцион
- А сейчас я объявляю аукцион. За 3 минуты вы в тетради должны написать как можно больше позиций в «фамильном дереве» Предлагается начальная "цена", допустим, 6условных единиц за лот № 5 - "Кто может предложить больше?". (Участники называют свою цифру (т.е. сколько записано слов в их списках . Руководитель "Аукциона забирает тетради у трех "самых богатых» граждан. Зачитывает позиции, студенты дополняют свои записи)
Оценку 5 получает….
Распределение обязанностей в семье
Нуклеарная семья претерпевает определенную эволюцию. Это связано с изменением ролей внутри семьи. Если в прошлом, в традиционном обществе превалировала однокарьерная, где отец являлся главой семьи, он был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и кормил семью, а мать была занята домашним хозяйством, следила за порядком в доме готовила пищу... В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двукарьерная или двудоходная модель, согласно которой и отец и мать работают поровну делят домашние заботы.
- Давайте сейчас юноши напишут в тетради обязанности жены, а девушки обязанности мужа. (Зачитать)
1 вариант.
Теперь давайте подчеркнем обязанности, которые можно выполнить вместе.
- Как мы видим не всегда в семьях обязанности распределяются справедливо и поэтому выделяют семьи: традиционные, где муж приносит основной доход, а жена занимается домашним хозяйством, партнерского типа - муж и жена работают и делят домашние обязанности, и семья эксплуататорского типа - где супруги работают оба, но домашние обязанности остаются на плечах жены
5. Добрачные отношения
Рассмотрим этапы добрачных отношений (Слайд 13)
1. Знакомство
Знакомство юноши и девушки может принимать три основные формы:
Задание:
Разыграйте 1 или 3 способа знакомства
- Самостоятельное знакомство без посредников
- Знакомство через формального посредника (брачное агентство)
- Знакомство через неформальных посредников (родителей, знакомых, товарищей..)
- Давайте сейчас заглянем в «Брачное агентство» и попытаемся образовать две пары. Для этого мы разделимся на две группы: юношей и девушек.
Итак, задание для девушек Познакомьтесь со словесным "портретом жениха, попытайтесь предложить свой "портрет невесты", с которой этот "жених" сможет создать и сохранить семью. Портрет может состоять из 5-6 основных характеристик (Слайд 14) (Приложение 2):
- По какому принципу вы подбирали партнера? Какие параметры образование, увлечения, темперамент, черты характера должны совпадать, а какие могут или должны быть разными, (должны придти к выводу что не двойник, а собеседник делает общение интересным.)
2. Первое свидание
Опишите первое свидание, составьте рассказ, ответив на вопросы:
- С чем на первое свидание должен придти парень?
- Как ведет себя молодой человек и как девушка?
- Чем должно закончиться свидание?
- Кто назначает свидание?
- Где оно может проходить?
- Стоит ли сообщать родителям?
- Как нужно одеться?
- Стоит ли девушке опаздывать?
- С чем на первое свидание должен придти парень?
- Как ведет себя молодой человек и как девушка?
- Чем должно закончиться свидание?
3. Ухаживание
(Нарисовать на листке бумаги атрибуты ухаживания, сватовства, помолвки)
Справочная информация для учителя:
Сватовство представляет собой обряд, согласно которому будущий жених «просит руки» своей избранницы у ее родителей. Участвовать может либо он сам, либо посылать сватов (родители жениха, близкие родственники. В назначенный день жених наносит ритуальный визит родителям своей избранницы. По такому случаю полагается надеть костюм и иметь два букета цветов: для девушки и ее матери. Жених говорит родителям невесты о своих чувствах и «просит ее руки». Если родители принимают просьбу жениха, то отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку своего будущего зятя. После сватовства будущие молодожены договариваются об объявлении помолвки и определяют его дату.
Помолвка - обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. В настоящее время она объявляется в день подачи заявления на регистрацию брака в загс. В день помолвки близкие родственники приглашаются на ужин. Следуя традициям «классической помолвки», жених в этот день должен преподнести невесте кольцо. Это кольцо, при условии, что невеста его принимает, является подтверждением намерения обоих вступить в брак. Если молодой человек преподносит кольцо, делая девушке предложение, она должна принять его в знак согласия или же отвернуть как знак отказа от замужества. Нельзя взять кольцо и отказаться выйти замуж. Помолвочное кольцо носят обычно только до свадьбы на безымянном пальце правой руки, а в день свадьбы до встречи с женихом снимают. Это кольцо можно хранить, и, если брак удачен, передать по наследству детям или внукам. После помолвки отказываться от брака уже нельзя.
Задание: Разыграйте сценарий сватовства и помолвки.
6. Проблемы семьи
- Счастливой свадьбой заканчиваются серьезные отношения между влюбленными, так заканчиваются и многие сказки. И действительно сказка заканчивается и начинается семейная жизнь, где мужа и жену подстерегают подводные рифы: непонимание, конфликты, обиды...
- Какие главные проблемы переживает современная семья? (ученики отвечают учитель пишет на доске) (неумение общаться, разводы, квартирный вопрос, бытовые сложности, проблема рождаемости, измены, алкоголизм, наркомания...)
- Действительно, семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Проблемы рождаемости, важны не только количественные показатели, но и качество семьи. В настоящее время увеличивается число детей, рождающихся с психическими дефектами, алкоголики Острой общественной проблемой являются разводы. Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Между тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения).
В каком случае развод расценивается как благо? (если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.)
Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику. Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств. Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт.
Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять свобода, никаких забот, никакого крика, опять он - любимый, единственный, ухоженный... С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.
Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы.
Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон ... но поймите и ее. Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. II выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу. Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.
7. Обобщение
- Составим коллективный рассказ на тему «Счастливая семья это...»
8. Рефлексия
- Что узнали нового для себя?
- Что запомнилось, понравилось, удивило больше всего?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
- До свиданья, спасибо за урок!
Список использованной литературы
- Учебник: Обществознание. 11 класс. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Москва "Русское слово", 2009.
- Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание. 11 класс". Е.А. Певцова. Москва "Русское слово", 2005.
- Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. В.С. Медведева. Волгоград "Учитель", 2008.
- Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание. 11 класс". Н.С. Кочетов. Волгоград "Учитель", 2006.
Использованные материалы и интернет-ресурсы
- Картинки http://images.yandex.ru.
- Информация http://ru.wikipedia.org/t_parent.