Сегодня говорить об оценивании кажется излишним. Каждый учитель на уроках оценивает своих обучающихся.
Когда мы говорим об оценивании, мы говорим, прежде всего, о формативном (формирующем) оценивании или оценивании для обучения.
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ - текущее оценивание, проводится учителем в течение четвертей; определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе в соответствии с целями обучения учебных программ; позволяет обучающимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового содержания.
Существует огромное количество техник формирующего оценивания, которые применяются на различных этапах урока английского языка. Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. К данным техникам относятся:
- Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
- Corners: я предлагаю детям утверждение, например «They say British people drink 25 million cups of tea_____» «Британские люди выпивают 25 миллионов кружек чая__» и четыре вероятных ответа на него располагаю по углам комнаты. Варианты ответа: «at home, at work, in shops and restaurants, at work and in shops and restaurants». Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе, работая с текстом, разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения.
- Sorting: ученики распределяют предложенные мной слова по темам.
- Листы самооценивания и взаимооценивания.
Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника (мы называем этот рисунок пирамидкой), который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.
При подведении итога урока, ученикам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя смайлики, при помощи которых ученики 2-х классов могут оценить свою работу на уроке
Для оценивания можно использовать прием: «Ведомость» для проверки домашнего задания и ведения словарика. В ведомости указывается дата проверки, фамилия, номер упражнения и страница, и выставляется или оценку или знак «+» за выполненное домашнее задание. Как понимаете – заполнение такой ведомости занимает очень много времени у учителя.
При контроле навыков устной речи ученикам предлагается записать монолог на диктофон и дается прослушать. Перед глазами у ученика находится текст, он внимательно слушает и видит ошибки, которые он допустил при пересказе текста. Минусы этого приема – данная работа занимает в 2 раза больше времени, чтобы ученик не только пересказал текст, но и прослушал его, также ученик должен уметь читать без ошибок, только тогда он сможет увидеть те ошибки, которые он допустил. Данный вид контроля ребятам нравится, он помогает адекватно оценивать.
При работе с текстом (на контрольном уроке) проверяются умения: вычитывать информацию, данную в неявном виде (уровень В), объяснять смысл слова, словосочетания (уровень В), понимать смысл текста в целом (главную мысль) – уровень А, истолковывать текст (через творческий пересказ) – это уровень С. Каждый ученик получает баллы за каждый критерий и выводится средний балл. Данная работа позволяет видеть над чем стоит «поработать» ученику и учителю.
Проверяемые умения |
|||||
Ученики |
Вычитывать информацию, данную в тексте в неявном виде |
Объяснять смысл слова, с\с |
Понимать смысл текста в целом (главную мысль) |
Истолковывать текст (через творческий пересказ) |
Итог
|
1 |
|
||||
2 |
|
Со второй четверти знания учеников второго класса начинаются оцениваться. Заключительный урок по теме «Мир вокруг нас» прошел в виде зачета. Детям предлагаются зачетные листы, в которых указаны номера упражнений, максимальное количество баллов по каждому заданию, и балл, который они получили после выполнения задания. Проводится инструктаж. В течение урока дети выполняют задания по аудированию и чтению и выставляют баллы. Такие уроки запланированы проводиться систематически.
Во 2-х классах введена рейтинговая система оценивания знаний. Преимуществами рейтинговой оценки является то, что дух соревнования, изначально заложенный в человеческой природе, находит выход в добровольной игровой форме и стимулирует интерес обучающихся к иностранному языку в целом. В «Листе достижений» прописываются все рифмовки, которые ученики изучают в течение четверти, номера уроков, которые выполняются в рабочей тетради. В конце четверти подводятся итоги, если ученик справился со всеми заданиями – он награждается как победитель.
Ф И ученика |
Рифмовка №1 |
Рифмовка №_ |
Step __ |
Step __ |
Подведение итогов |
1 |
|
|
|
|
ПОБЕДИТЕЛЬ |
2 |
|
|
|
|
|
В заключение хотелось бы сказать, что для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.