Экологический проект "Зачем нужны дождевые червяки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание в дошкольном возрасте прежде всего направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопления им эмоционально-положительного опыта общения с природой. Конечно, легче прививать детям любовь к прекрасному, любуясь красотой бабочек, цветов, птиц и, гораздо сложнее объяснить им, почему мы должны беречь того, кто не вызывает у нас чувство восхищения. А стоит задуматься!

Порой мы видим в неизвестном то, чего нет, и не замечаем того, что есть. Главное здесь – не использовать методы школьной дидактики и помнить, что педагог создает условия, стимулирующие развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Необходимо учитывать, что ведущим методом, обогащающим чувственный опыт ребенка, формирующим реалистические представления о природе, бережное, заботливое отношение к ней, является наблюдение, а элементарные опыты, экологические сказки помогают раскрыть сложные явления.

Прекрасным помощником на пути освоения экологических представлений станет дневник наблюдений или природоведческая книга, которая будет стимулировать интерес  ребенка к познанию, обогащать его эстетические впечатления. И самое главное, поможет сформировать знания о живом организме, его самоценности и неповторимости, понять единство и многообразие природного мира!

Наш проект заново открыл для ребят такого хорошо знакомого и совершенно неизвестного дождевого червя.

Данный проект разработала и реализовала воспитатель подготовительной к школе группы ГБОУ ШМК Бибирево Копнева Елена Александровна. Участниками проекта стали дети и родители группы.

Цель проекта: формирование представлений у детей о дождевом черве и пользе, которую он приносит.

Задачи проекта:

  • продолжать знакомить детей с окружающей действительностью; показать взаимосвязь человека и природы;
  • сформировать представление о дождевых червяках, их пользе;
  • воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста;
  • совершенствовать аналитическое восприятие, способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять, строить логические цепочки);
  • развивать коммуникативные навыки; потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми.
  • способствовать самостоятельному применению освоенных эталонов для анализа природных объектов, выделяя их сходство и отличие;
  • воспитывать культуру общения, культуру поведения в природе.

Проект был реализован в течение месяца. Работа с детьми строилась на основе интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

На подготовительном этапе с целью выявления уровня сформированности представлений детей о дождевом червяке использовалась модель двух вопросов:

Что я знаю

Что я хочу узнать

  • Червяк - животное.
  • Червяки живут в земле.
  • Червяки рыхлят землю.
  • Зачем нужны дождевые червяки?
  • Чем питаются?
  • Как рождаются?
  • Чем дышат под землей?
  • Почему выползают после дождя?
  • Кто враг дождевого червяка?
  • Кто помощник дождевых червяков?

Также, в ходе предварительной работы, на основе использования модели двух вопросов, был составлен план деятельности:

  • Выбор тем детско-родительских проектов;
  • Обсуждение вариантов поиска информации;
  • Планирование этапов исследовательской деятельности;
  • Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для исследований и продуктивной деятельности;
  • Обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце проекта.

Основной этап проекта включал в себя: поиск информации (исследования); продукты детской деятельности; презентации проекта.

Образовательная деятельность осуществлялась педагогом:

  • в режимных моментах;
  • в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности;
  • в ходе самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе дети просмотрели презентацию и получили письмо от дождевого червяка, в котором он обращался к детям с жалобой и просьбой. Так же ребята прочитали сказку о червячке Верми.

И вот червячок пришел в гости. (С легкостью нашли его на грядке) Для начала мы решили понаблюдать за червячком, сделали определенные выводы (приложение 1).

Также на основном этапе реализации проекта с целью расширения представлений об образе жизни дождевого червяка, дети посмотрели познавательный фильм:  https://www.youtube.com/user/soilmsu «Путешествие дождевого червячка» (мультипликационный фильм).

Очень увлекла детей экспериментальная деятельность (приложение 2). Особый интерес вызвал эксперимент, в ходе которого ребята своими глазами решили убедиться, как червяки создают почву. Все эксперименты и наблюдения ребята зарисовывали в книгу, сделанную своими руками.

Главный вывод, который сделали ребята: В природе все взаимосвязано. Червяки рыхлят землю, тем самым создают благоприятные условия для растений. Растения - создают кислород, необходимый человеку и животным. Человеку необходимо беречь и заботиться о природе, как о доме, в котором он живет.

Каждый день ребята приходили и рассказывали о чем-то новом, что они узнали в поисках информации. Так однажды Коля пришел и рассказал, что есть червяки, которые вырастают до 4 метров. Живут они в Австралии. Люди к ним очень хорошо относятся, даже боготворят. Рассказал, что в Австралии существует музей - развлекательный центр дождевого червяка. Дети решили сделать мини-музей и попробовать себя в профессии гида.

Для начала в музей мы поместили книжки-малышки, которые делали в ходе экспериментальной деятельности. Далее решили сделать макет Земли в технике папье-маше. На глобусе размещены материки с изображением животных, которые там обитают. Коллаж, где на нарисованной почве разместили подземных жителей. Некоторые дети стали приносить поделки червячков из дома. Далее мы стали пополнять наш мини-музей продуктами детского творчества.   В ходе продуктивной деятельности сделали травку,  червячков из бумаги (складываем две полоски бумаги), из трубочек для коктейля (разрезаем на кольца и соединяем их ниткой).  На травке у нас тоже поселились животные из пластилина (самостоятельная деятельность детей).

Особый восторг вызвал у ребят процесс изготовления желатиновых червячков. Несмотря на то, что пришлось кропотливо наливать в трубочки для коктейля мармеладную смесь, ребята сделали множество червячков. И, конечно, червячки, изготовленные своими руками, оказались необыкновенно красивыми!
Все дети усвоили, что на нашей планете Земля нет ничего «ненужного», все взаимосвязано между собой. Под впечатлением дети с воспитателем сделали подарок - газету «Матушке-Земле» с открытками, в которых написали ей комплименты и пожелания! Открытки подписали и родители.

Дети и родители пользовались энциклопедиями, художественной литературой, но главным источником стала сеть интернет. Оказалось, что мы тоже всю информацию можем разместить в одном доступном для всех желающих месте – ЛЭПБУК «Дождевой червяк». В лэпбуке собрана вся интересующая нас информация. Это и книжки-малышки, детско-родительские презентации, рисунки, образцы еды для червяка, почвы и многое другое. Лэпбук стал главным экспонатом в нашем мини-музее.

На заключительном этапе проводилась презентация проекта, на которой каждый дошкольник демонстрировал результаты своих исследований по определенной теме. Была представлена выставка детского творчества.

Участие в проекте значительно повысило познавательную активность детей: ребята стали задавать больше вопросов, стали активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, устанавливать взаимосвязи между природными объектами, их сходства и различия.

Дети научились осуществлять поиск информации  (самостоятельно и совместно со взрослым) из разных источников, в том числе в Интернет. Научились осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов в том числе, совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно со взрослыми). Проект оказался интересным для всех его участников.  Даже пассивные участники в начале проектной деятельности, проявляли интерес на протяжении и в конце проекта, о чем говорят книжки, созданные  детьми самостоятельно: «Бабочки», «Лесные жители» и др.

Главное, что данный проект  помог понять нам то, что люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия; что в природе нет ничего не нужного, все в природе взаимосвязано!

Содержание проекта «Зачем нужны дождевые червяки» по образовательным областям

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная

Рассказ воспитателя о червяке
Беседа по презентации
Составление ответа на письмо дождевому червяку
Просмотр мультипликационного фильма о червячке

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за объектом живой природы в ходе прогулки по территории детского сада и в групповом помещении.
Эксперименты и опыты с объектами живой природы

Речевое развитие

Коммуникативная

Рассказ о червячках
Обмен впечатлениями и опытом
Разыгрывание сценок
Создание книжек-малышек

Художественно-эстетическое

Чтение художественной литературы

Чтение сказки о дождевом червяке
Чтение стихотворений.
Отгадывание загадок.
Чтение познавательной литературы о дождевом червяке

Коммуникативная

Обмен опытом.
Пересказ на заданную тему

Продуктивная

«Творческая мастерская»: лепка червячков и животных из пластилина, рисование.
Коллективные работы по аппликации, конструированию из бросового материала; приготовление желатиновых червячков