Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация».
Цель: Обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в исследовательской деятельности посредством развития моторики и тактильной чувствительности детей.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о космосе;
- закрепить знания детей о планетах Солнечной системы, о первом космонавте;
- расширять представления о строении песка и сахара, их свойствах в процессе экспериментирования.
Развивающие:
- развивать общую, мелкую моторику;
- активизировать словарный запас по теме "Космос";
- развивать связную речь;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
- создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей;
Оздоровительные:
- способствовать расслаблению мышц и эмоциональному спокойствию при взаимодействии с песком.
Материалы к занятию:
- Макет карты Солнечной системы, слайдовая презентация, массажная дорожка, геометрические фигуры, разнообразный грунт.
- Рабочее место на каждого ребёнка: фартуки, стаканчики с сахаром и водой, клеёнка, салфетки, лупа, влажные салфетки, стаканчики с песком для исследования.
Ход занятия
I. Оргмомент
Здравствуйте, наши ладошки, (хлопают три раза,
Здравствуйте, резвые ножки, (топают три раза,
Эй, язычки, просыпайтесь, (цокают языком три раза!
Глазки скорей открывайтесь, (моргают глазами!
Здравствуй дружок, здравствуй дружок (поворачиваются друг к другу, улыбаются)
Давай оживим наш волшебный кружок (встают в круг).
Руку мне дай, и я тебе дам (подают друг другу руки,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
«Солнце, привет!» (машут солнцу)
«Гости, привет!» (машут гостям)
- Ребята, сегодня мы получили письмо от Разноцветика. Он живет на Разноцветной планете. Давайте прочтем его «Ребята, я приглашаю вас в путешествие на «Разноцветную планету».
- Разноцветик увлекается астрономией.
- А что это за наука астрономия.
- ……………..
- Правильно. Эта наука о небесных объектах (таких как звезды, планеты, кометы и галактики) и феноменах, которые происходят за пределами атмосферы Земли (таких как, солнечное сияние и космическая радиация).
- Ребята, хотите побывать на «Разноцветной планете»?
- ………….
- Но чтобы попасть туда, нужно пройти подготовку как настоящие космонавты.
- А знаете ли вы, где готовят космонавтов?
- В центре подготовки космонавтов.
- Правильно в центре подготовки космонавтов имени Юрия Алексеевича Гагарина. А почему этот центр назван в честь Ю.А.Гагарина?
- Гагарин – первый в мире человек, который полетел в космос.
- Правильно. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире полет в космос. Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Никто не знал, как поведет себя человек в космосе. Поэтому задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил в слух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон. Но его полет вошел в историю всего человечества, потому что он был первым.
Итак, вы готовы к испытаниям? Тогда начинаем.
- А вот и первое испытание.
Посмотрите на картинку Солнечной системы. Все планеты сошли со своих орбит. Что же может произойти?
- ……………….
Давайте расставим планеты на свои места.
А поможет вспомнить нам порядок расположения планет в Солнечной системе стихотворение.
Повторим его.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь – Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Итак, располагаем планеты в Солнечной системе. Первая планета …..
(Дети расставляют планеты на орбиты по порядку, начиная от Меркурия)
Молодцы, вы правильно расставили все планеты. Справились с испытанием.
Конструирование модели ракеты
Продолжаем подготовку к полету.
- А на чем мы полетим на «Разноцветную планету»?
- На ракете.
- Хорошо. Предлагаю приступить к конструированию ракеты.
Для начала мы разделимся на две команды. Каждая команда получит чертеж ракеты, которую надо сконструировать. На выполнение задания у вас всего три минуты. Поэтому надо работать слаженно, дружно, как одному экипажу.
Затем каждая команда проверит правильность выполнения задания другой команды.
Посмотрите на чертеж ракеты внимательно.
- Обратите внимание на цвет деталей на чертеже.
- Перед вами детали для конструирования.
Задание понятно? Приступайте к выполнению. Помните о времени.
- Итак, ракеты готовы.
Проверяем результат работы.
Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием.
Физминутка
Теперь мы можем отправляться на Разноцветную планету.
Наш экипаж:
Командир корабля Елена Анатольевна
Космонавт-исследователь Любовь Дмитриевна
Стажеры: Дима, Алиса, Аня, София, Ева, Эвелина, Андрей и Лиза
- Внимание! Внимание! Космический корабль отправляется к Разноцветной планете, прошу экипаж занять свои места (дети садятся на стульчики).
- Экипаж к полёту готов? (Готов)
- Начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2.1, пуск!
При отрыве от Земли (откидываются назад)
Возникают перегрузки (прижимаются к спинке стула)
Раз-два – скорость света,
Три-четыре – мы летим.
На далёкую планету
Поскорей попасть хотим!
Отрыв произошёл,
Невесомость наступает,
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
- Наш звездолёт совершил посадку на Разноцветную планету.
Исследовательская деятельность
- Наша задача взять на этой планете грунт для исследования в нашей лаборатории.
(на полу в ёмкостях лежат различные виды грунта: камешки, песок, сахар, ракушки, грецкие орехи, колючие шарики, лепестки из ткани, вата)
Дидактическая игра «Здравствуй, планета»
Ребята, внимательно слушаем команды космонавта-исследователя.
Космонавт-исследователь:
Дети (с закрытыми глазами) разными способами дотрагиваются до грунта и исследуют его:
- Пальцами рук
- Ладошкой
- Тыльной стороной руки
- Легко сжать кулаки с грунтом
- Расскажите о своих ощущениях (дети рассказывают, какой грунт: мягкий, твёрдый, холодный, колючий, острый, сыпучий и т.д.)
- Итак, мы исследовали грунт Разноцветной планеты. Молодцы, ребята.
Появляется инопланетянин.
Ребята, смотрите, нас встречает Инопланетянин. Это же наш знакомый Разноцветик.
Разноцветик: Здравствуйте, ребята. Это я, Разноцветик. Это я написал вам письмо и пригласил в гости на мою планету. Я рад, что вы прилетели. Скажите, пожалуйста, вы умеете тайны разгадывать?
- Да.
- Тогда помогите мне разгадать тайну Разноцветной планеты, какой песок на моей планете сладкий.
Космонавт-исследователь: Хорошо, Разноцветик, мы поможем разгадать тебе эту тайну, но нам для этого нужно взять образцы вашего грунта (беру грунт)
Мы приглашаем тебя в нашу лабораторию.
- Ребята, мы возвращаемся в ракету, в нашу лабораторию.
Дети садятся за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики с песком и сахаром, стаканчики с водой, лупы, салфетки, ложки)
- Ребята, Разноцветик предложил раскрыть тайну планеты и узнать где сладкий песок.
Но сначала давайте повторим правила работы с песком: не рассыпать его, не брать в рот, не кидаться друг в друга, работать аккуратно с песком.
- Как вы думаете, сладкий песок – это что? (сахар)
- Как мы можем отличить сахар от песка? (по цвету, сахар растворяется в воде, состоит из песчинок)
Предположим, что сахар растворится в воде, а песок не растворится.
Опыт №1. Сравнить сахар и песок, чем они похожи, почему сахар называют песком
Дети берут ложкой песок и сыплют его над стаканчиком, тоже проделывают с сахаром.
Вывод – и песок и сахар сыплется.
Кладут песок на салфетку и рассматривают через лупу. Из чего состоит песок? Из песчинок. Возьмите песчинки, положите на ладошку, покрутите пальчиком песчинки, какие они? Твёрдые, а песок, какой – мягкий. Почему?
Аналогично проделывают с сахаром. Похожи сахарные песчинки на обычный песок? Да.
Вывод: и песчинки сахара, и песчинки песка – твёрдые.
Опыт №2. С песком
Дети берут чайную ложку песка, опускают в стакан с водой и размешивают.
- Дают смеси отстояться.
- Изменилась ли прозрачность воды? (вода стала мутной)
- Изменился цвет воды? (нет)
- Исчезли ли песчинки? (нет, они опустились на дно)
Песок не растворился.
Опыт №3. С сахарным песком
Дети берут чайную ложку сахарного песка, опускают в стакан с водой и размешивают.
- Изменилась ли прозрачность воды? (нет)
- Изменился ли цвет воды? (нет)
- Изменился ли вкус воды? (да, вода стала сладкой)
- Можно ли сказать, что сахар исчез? (нет, он стал невидимым, вода его растворила)
Этот песок растворился, вода стала сладкой, значит это сахар.
Вывод: Сахар в воде растворяется, а песок нет.
Разноцветик: Спасибо, ребята, вы помогли мне разгадать тайну Разноцветной планеты. До свидания, друзья. Ждите меня к себе в гости.
- Ребята, нам тоже пора возвращаться на нашу планету (дети снимают фартуки, занимают места в звездолёте)
Командир: - Внимание! Внимание! Звездолет к полету готов, начинаем обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск!
Раз-два – скорость света, (откидываются на стульях)
Три-четыре – мы летим
На родную нам планету
Мы попасть скорей хотим.
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
Вот мы с вами и вернулись на планету Земля в наш детский сад.
- Что вам понравилось в нашем путешествии?
- А что мы делали на Разноцветной планете?
- Изучали грунт.
- А как мы это делали?
- Рассматривали через лупу, пробовали на ощупь, растворяли в воде, сравнивали между собой.
- Молодцы, ребята! Наше космическое путешествие на Разноцветную планету окончено.
До новых приключений!