В последнее время в общеобразовательные школы приходят дети, которым рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети, имеющие нарушения речи, испытывают трудности при обучении в школе.
Фонетические нарушения, нарушения морфологической структуры слова, аграмматизмы при составлении предложений, ограниченный словарный запас у обучающихся с ТНР наблюдаются не только в устной, но и в письменной речи. Именно поэтому наибольшую сложность вызывает усвоение программного материала по русскому языку.
Учитель должен учитывать степень нарушения речевого развития детей при составлении рабочей программы по русскому языку для обучающихся с ТНР. Программа по русскому языку помимо получения базовых знаний по предмету, предполагает предупреждение появления специфических ошибок. Учитель учитывает актуальные задачи коррекционной работы, создаёт на уроках условия для эффективной учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Например, активно применяются индивидуальные и дифференцированные задания в соответствии с речевыми возможностями учащихся, устные упражнения чередуются с письменными, обязательно проводятся речевые разминки и физминутки.
После уроков дети посещают занятия учителя-логопеда. Учитель-логопед при планировании коррекционной работы учитывает программные требования по русскому языку, последовательность и время изучения тех или иных тем.
Всё это обеспечивает тесную двустороннюю связь учителя начальных классов и учителя-логопеда при реализации АООП.
Дети с ТНР допускают ошибки при определении частей речи, т.к. не могут привести слово к начальной форме из-за бедного словарного запаса. Так, дети могут принять существительное единственного числа в творительном падеже за прилагательное (по окончанию -ой, ей). Эти ошибки наблюдаются даже в тех случаях, когда предварительно была проведена работа по разбору предложения по членам.
При работе над предложениями обучающиеся с ТНР с трудом устанавливают связь слов в предложении, не всегда верно подбирают вопросы к словам.
Учитель начальных классов и учитель-логопед применяют разнообразные задания и упражнения для эффективного усвоения программного материала и коррекции нарушений речи.
Примерные задания по теме «Падежи имён существительных».
1. Расшифруй слово.
Дети работают в парах. Один ребёнок ищет буквы с заданной цифрой и называет своему товарищу, который записывает их.
Г1 |
С3 |
Д4 |
У2 |
Р5 |
Т3 |
Л2 |
Е4 |
О1 |
О5 |
О3 |
Д5 |
Р1 |
Л3 |
И5 |
Р4 |
И2 |
Н5 |
И3 |
Е4 |
Ц3 |
О1 |
В4 |
Д1 |
Ц2 |
Н4 |
А3 |
Я4 |
А2 |
А5 |
2. Подбери предлог
Детям предлагается записать заданное слово во множественном числе. Выбрать предлоги, которые можно использовать с этими словами. Приклеить их вокруг слов.
БЕЗ | ВОЗЛЕ |
ИЗ |
ЧЕРЕЗ |
ЗА |
ВО |
О |
ДО |
ОКОЛО |
ОТ |
МЕЖДУ |
НАД |
НА |
ПРИ |
ДЛЯ |
С |
У |
ПОД |
В |
ОБ |
|
3. Запиши ответ
Дети записывают ответы на вопросы.
Ответьте на вопросы. 1. Автобус перед грузовиком. Что позади? ______________________ 2. За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?____________________________ |
Ответьте на вопросы. |
4. Четвёртый лишний
В каждой строчке дети находят и вычеркивают «лишнее» существительное (для этого им надо определить падеж каждого слова).
Столом, шкафом, стуле, диваном.
Снегиря, синица, воробья, сороку.
Маме, бабушкой, папе, брату.
Огурца, моркови, капусту, тыквы.
5. Собери слово
Дети записывают слова в таблицу во второй столбик в порядке их изменения по падежам, в третий столбик - букву из скобок.
школой (к), школа (с), школе (б), о школе (а), школу (а), школы (о)
Падеж | Слово |
Буква |
И.п. |
|
|
Р.п. |
|
|
Д.п. |
|
|
В.п. |
|
|
Т.п. |
|
|
П.п |
|
|
Запиши слово ________________________________________
6. Разноуровневые задания
А. Работа со схемой
Признаки падежных форм имён существительных | |||
Падежи |
Вопросы |
Предлоги |
Примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 уровень (базовые задания).
Дети заполняют схему, вписывая падежи, падежные вопросы, предлоги.
2 уровень (облегчённые задания).
Дети заполняют схему, выбирая карточки с падежами, падежными вопросами и предлогами.
Б. Заполни таблицу.
Задания для экспресс-опроса по теме «Падежи имён существительных».
1 уровень
ФИ_____________________________________________ | ||
Прочитай |
Выпиши существительное |
Определи |
В ежовых рукавицах. |
|
|
От чистого сердца. |
|
|
По горячим следам. |
|
|
2 уровень
ФИ_____________________________________________ | ||||
Прочитай |
Выпиши существительное |
Определи |
||
Р.п. |
Д.п. |
П.п. |
||
В ежовых рукавицах. |
|
|
|
|
От чистого сердца. |
|
|
|
|
По горячим следам. |
|
|
|
|
3 уровень
ФИ_____________________________________________ |
||||
Прочитай |
Выпиши существительное |
Определи |
||
Р.п. |
Д.п. |
П.п. |
||
В ежовых рукавицах. |
|
|
|
|
От чистого сердца. |
|
|
|
|
По горячим следам. |
|
|
|
|
7. Слова в разных направлениях
Дети читают слова, определяют падеж и записывают их в соответствующий столбик.
Р.п. |
Д.п. |
Т.п. |
|
|
|
|
|
|
8. Разрезные слова
Дети, ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур, собирают слова и записывают их. Далее находят имена существительные, которые стоят в форме творительного падежа, и подчеркивают их.