Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и задач по формированию гражданской позиции школьников.
Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. Опираясь на знания детей, нужно углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на истории и культуры, единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию спортивной истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов, живших и живущих на территории нашей республики.
Я как учитель, не случайно обратилась к проблеме использования национального компонента во внеурочной деятельности. Чтобы повысить познавательный интерес к спортивной истории нашей республики, ее прошлого, настоящего и будущего, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
В начальной школе мной разработана программа и ведётся кружок внеурочной деятельности: “Быстрее ,выше, сильнее” (спортивно-оздоровительное направление).
Цели:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Задачи:
- Темы занятий с использованием национально-регионального компонента:
- “Заниматься спортом – значит быть здоровым”,
- “Виды спорта, процветающие в республике САХА(Якутия)”
Задачи:
- Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.
- Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.
- Побудить обучающихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
- Реализовать скрытые возможности каждого ученика.
- Развить необходимые физические качества.
- Привлечь к физическому воспитанию обучающихся, педагогический коллектив, родителей, общественные организации.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы.
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Отбирая формы, методы и приемы я руководствовался интересами детей, социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к результатам образовательной деятельности. Остановимся на группе методов организации и осуществления внеурочной деятельности.
Методы организации внеурочной деятельности по физической культуре:
- метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод)
- метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод).
- словесные методы (Отдельно выделим метод проектов, который является универсальным, пронизывает все направления ВУД и сочетает в себе все ранее названные методы. (Исследовательская работа Чупышева Богдана по Северному многоборью)
Игровой метод
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры. Характерными чертами игрового метода являются:
a) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;
б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т.д.);
в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.
Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методические особенности игрового метода, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера; способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.
Соревновательный метод
Метод организации упражнений в форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе физического воспитания. Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил, и способности человека. Это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.
Соревновательный метод может и должен широко использоваться в процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Методы словесного воздействия
При решении задач физического воспитания словесные воздействия имеют различное значение. По назначению все методы словесного воздействия можно условно объединить в следующие группы:
1) методы рассказа о якутских играх, прыжках, описания якутских игр, прыжков, объяснения якутских игр, прыжков, где слово используется как средство передачи знаний;
2) методы команды, распоряжения, приказания в ходе проведения игр, спортивных состязаний (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
3) методы разбора якутских игр, прыжков, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Правильно организованная внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или формировать познавательные, физические потребности и способности каждого учащегося.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка
“Быстрее, выше, сильнее”
Краткое описание курса
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игр;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
Содержание курса кружка внеурочной деятельности:
“Быстрее, выше, сильнее”. 4 класс
№ | Название раздела |
Содержание раздела |
Форма и методы организации занятия |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Теоретическая часть |
Вводная лекция. Знакомство историей возникновения и становления традиционных физических упражнений, игр и состязаний у коренных народов Якутии. |
Словесный метод |
Знакомятся с правилами по техники безопасности, знакомятся с правилами игра. |
1 |
2 |
Спортивные праздники |
«Зимние Дети Азии в 22 школе» «В гостях у Деда Мороза». «Проводы зимы» |
Игровой (соревнования, эстафеты) |
Знакомятся с правилами по техники безопасности, знакомятся с правилами игра, состязания участвуют в играх, объективно оценивают результаты игры |
5 |
3 |
Зимние забавы |
Катание на лыжах, санках, эстафеты на лыжах ,санках. |
Игровой (соревнования, эстафеты) |
Знакомятся с правилами по техники безопасности во время игр на улице. |
6 |
4 |
Национальные игры. |
Игра «Кочкарник», игра «Наперегонки», «Кто самый гибкий? (тутум эргийии)», Игра «Амрестлинг» (Хара баттаhыы») ,«Хапсагай». |
Игровой (соревнования, эстафеты) |
Знакомятся с правилами по техники безопасности, знакомятся с правилами игр, участвуют в играх, объективно оценивают результаты игры. |
5 |
5 |
Северное многоборье |
- метание топора на дальность; - метание тынзяна на хорей; |
Игровой (соревнования, эстафеты) |
Знакомятся с правилами и техникой метания, тройного прыжка, прыжков через нарты, бег с палкой по пересеченной местности. |
6 |
6 |
Якутские прыжки |
кылыы — танец журавля — скачки на одной ноге; |
Игровой (соревнования, эстафеты) |
Знакомятся с правилами по техники безопасности, знакомятся с правилами прыжка |
6 |
1. Формирование интереса у школьников средствами национальных видов спорта будет эффективным, если сами учителя-физкультурники будут иметь профессиональную подготовку -знать традиционную игровую культуры, владеть специальными педагогическими методами физического воспитания школьников, находить личностно-ориентированный подход к ученику для раскрытия его индивидуальных творческих способностей, природных задатков.
2. Использование элементов национальных игр содействует успешному приобретению знаний, умений и навыков, является мотивом учения и деятельности, способствует установлению педагогического сотрудничества, необходимого для успешного процесса обучения.
3. Организация физкультурно-оздоровительной мероприятий с учетом особенностей учебного учреждения и здоровья школьников. В связи с этим в течение года проводится общешкольная спартакиада по различным видам спорта. Включение соревнований по национальным видам спорта значительно оживило и разнообразило эти соревнования, популяризировало их, развило интерес школьников к физической культуре, усилило темпы развития профессионально-прикладных, морально-волевых, патриотических и физических качеств.
В разработанных мной внеклассных мероприятиях с огромным удовольствием участвуют все обучающиеся, даже те ребята, которые на обычных уроках физкультуры пассивны. Море эмоций и ярких впечатлений надолго остается у них после праздника. Кроме этого, использование национально-регионального компонента имеет и огромный воспитательный потенциал, а от педагога требует осведомленности в вопросах истории, искусства, литературы, традиций, составляющих этническую среду учащихся. И не надо забывать самое главное, что в учительских руках находится будущее большой страны.
В заключение хочется сказать, что:
Внедрение Программы, основанной на национальных видах спорта и народных играх в образовательном процессе, способствует улучшению показателей физической подготовленности занимающихся, а также повышению мотивации к занятиям двигательной активностью.
Национальные упражнения, игры и виды спорта развивают интерес школьников к физической культуре, усиливают темпы развития профессионально-прикладных, морально-волевых и физических качеств.
Перечислим некоторые национальные игры народов Саха
Игра «Кочкарник»
Цель: умение быть внимательным, ловким, сообразительным. Развивать координацию движений и умение считать.
Ход игры: Для игры берут поленья 20см длиной и 7см толщиной и кладут их посреди балагана (7–9) поленьев.
Ведущий отводит игрока в угол, завязывая ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ни чего не задев.
Игра «Наперегонки»
Цель: развивать выносливость, быстроту и ловкость.
Ход игры: три или пять детей упираются в землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. Бегут наперегонки примерно 30–50метров. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
Игра «Амрестлинг» (Хара баттаhыы»)
Цель: развивать силу и жажду победы.
Ход игры: два игрока сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки, так чтобы соединялись предплечья. Побеждает тот, кто сумел согнуть запястье противника.
«Хапсагай»
Цель: развивать ловкость, силу и быстроту.
Правила состязания: два борца борются между собой один с красного угла другой с синего. Схватки могут проводиться на поляне, поросшей травой, но в настоящее время схватки проводятся борцовском ковре. Любое касание борца земли (ковра) влечет поражение.
«Мас-рестлинг (мас тардыhыы – перетягивания палки)»
Цель: перетянуть короткую деревянную палку на свою сторону.
Правила состязания: два мас-рестлера садятся друг против друга красный и синий, упираясь ступнями в доску, и стремятся перетянуть палку на свою сторону. Каждая встреча проходит до 2побед и может состоять из 2 или 3 схваток.
«Кто самый гибкий? (тутум эргийии)»
Цель: игрок должен сделать повороты вокруг оси больше чем противник.
Ход игры: берут палку 25см. длиной другая сторона отточена. C позиции мостика палка вбивается в землю. Затем игрок, не спуская рук с палки, должен повернуться вокруг оси. При этом нельзя дотрагиваться до земли. Побеждает тот, кто больше всех сделал повороты.
Таким образом, самобытные упражнения, национальные виды спорта и традиции являются ценным ресурсом и реализуется как национально-региональный компонент в педагогическом воспитании, ориентированного передачу опыта предыдущих поколений по использованию традиционной двигательной активности и духовного интеллектуального потенциала, который обеспечит устойчивую мотивацию детей к различным формам физического воспитания.
СЕВЕРНОЕ МНОГОБОРЬЕ
Виды соревнований:
- метание топора на дальность;
- метание тынзяна на хорей;
- тройной национальный прыжок;
- прыжки через нарты;
- бег с палкой по пересеченной местности.
Метание топора на дальность
Инвентарь:
Основной спортивный снаряд – топорик, вес которого не менее 350 гр. (вместе с топорищем), форма топорика и топорища – произвольные.
Топор изготавливается самими спортсменами или кем-либо с учетом физических возможностей (рост, гибкость, быстрота и т.д.). Метание топора на дальность относится к тем видам спорта, при проведении которых, прежде всего, необходимо обеспечить технику безопасности. В связи с этим предъявляются особые требования к площадке, где производится метание топора. Площадка должна быть ровной, хорошо обозреваемой во все стороны (открытое поле). Площадка состоит:
- из сектора для разбега – 20 м от начала разбега до линии запуска топора;
- коридора приземления топора шириной 50 м, который должен быть размечен метражными линиями через каждые 10 метров, по краям коридора устанавливаются метражные планшеты.
Правила метания.
К соревнованиям допускается топор весом не менее 350 гр. (вес вместе с топорищем); за один час до начала соревнований проводится взвешивание топора и его маркировка; не разрешается метать топор, не имеющий маркировки данного соревнования; участник входит в сектор метания только по вызову судьи; запуск топора производится по команде судьи, подаваемой резким опусканием красного флажка и командой "можно";
- метание производится с 3-х попыток, в зачет идет лучший результат;
- на выполнение каждого броска дается 3 минуты;
- если участник не вышел по вызову судьи, на выполнение броска топора, то ему проставляется в протоколе "неявка";
- если бросок не выполнен по причине того, что ему помешали, то по разрешению судьи он может повторить бросок.
Попытка засчитывается, если участник при метании топора не сделал заступ на линии броска (не наступил и не перешагнул ее) и запущенный им топор приземлился в пределах коридора метаний. Судья на линии броска при этом поднимает красный флажок и ждет ответа от судьи в поле, который фиксирует попытки поднятием флажка, и только после этого судья на линии броска опускает флажок и произносит "есть";
Метание тынзяна на хорей
Инвентарь и оборудование:
Сечение тынзяна произвольное. В переднем конце тынзян имеет костяшку-сармик с двумя отверстиями малым и большим, через которые просунут тынзян и тем самым образовывается петля. Тынзян должен быть изготовлен из кожи (применение искусственного тынзяна запрещено). Длина тынзяна не более 30 метров. Хорей деревянная палка высотой 3 м, диаметром 3-5 см. Подставка для хорея труба диаметром 5-7 см, высотой до 1 м, внизу тренога.
Место проведения соревнований:
Площадка, на которой проводится метание тынзяна на хорей, должна быть равнинной. Хорей устанавливается в центре площадки вертикально высотой 3 м от основания площадки. Метание производится с любой точки радиуса круга:
- для младшей детской группы 7 м;
- для средней детской группы 8 м;
- для младшей юношеской группы 11 м;
- для старших юношей 13 м;
- для 16 лет и старше 15 метров.
Правила метания тынзяна на хорей:
При метании тынзяна на хорей необходимо придерживаться следующих правил:
- участник имеет право на три попытки и все три попытки выполняет без перерыва;
- в каждой из трех попыток метание продолжается до первого промаха, т.е. с первым промахом попытка считается законченной;
- в зачет идет лучший результат из 3-х попыток;
- участник выступает каждый со своим тынзяном;
- участник выходит на линию броска по вызову судьи "на старт" и метает по команде "можно";
- на выполнение одного броска дается 2 минуты (отсчет времени производится с команды судьи "можно");
- для набора тынзяна участнику дается время 3минуты, с момента вызова участника;
- участник собирает тынзян без помощи постороннего;
- разрешается помогать участнику только при растягивании тынзяна;
- участнику разрешается входить в круг только по разрешению судьи;
- участник имеет право сделать замену тынзяна только с разрешения судьи на линии круга;
Результат броска тынзяна засчитывается, если участник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга и хорей оказался накрытым тынзяном (внутри петли), при этом судья объявляет "есть" и поднимает флажок вверх.
Прыжки через нарты
Инвентарь и место проведения соревнований:
- Основным инвентарем в данном виде соревнований являются макеты нарт. Макеты изготавливаются из брусков 2,5-5 см.
- Размеры взрослых нарт: высота 50 см, ширина вверху 50 см, ширина у основания 70 см, длина 120 см.
- Для спортсменов младшей и средней детских групп высота нарт 30 см, ширина вверху 30 см, ширина у основания 50 см, длина 120 см.
- Для спортсменов старшей детской и младшей юношеской групп высота нарт 40 см, ширина вверху 40 см, ширина у основания 60 см, длина 120 см.
Нарты располагаются на ровной местности в ряд на расстоянии 50 см друг от друга дня детей и юношей до 16 лет и на расстоянии 55 см для старших юношей и взрослых. Для соревнований расставляют 10 нарт в ряд.
Нарты расставляются строго по прямой линии, их положение отмечается известью или другим материалом, не создающим участнику помехи, чтобы было видно, сдвинуты нарты или нет.
Нарты должны быть пронумерованы с боковых сторон.
Правила преодоления нарт.
Прыжки через нарты производятся последующим правилам:
- прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места;
- каждый участник имеет право на 3 попытки, в зачет идет лучший результат из 3-х попыток;
- участники выполняют прыжки поочередно, согласно записи в протоколе (очередность устанавливается жеребьевкой), по одной попытке прыгают все участники, а затем в таком же порядке приступают ко второй попытке и т.д.;
- участник выходит на исходную позицию по вызову судьи, и начинает выполнять прыжки только с разрешения судьи;
- разрешается произвести перенос ног через нарты только прямо перед собой;
- участник, преодолевший 10 нарт, приземляется на обе ступни перпендикулярно нартам, прыжком выполняет поворот в обратную сторону, обязательно с одновременным отталкиванием двух ног, на поворот дается 5 сек. (отсчет времени производится с момента приземления после преодоления последней нарты до момента отталкивания для преодоления нарты);
- прыжки через нарты выполняются участником до первой ошибки;
- перед началом прыжков до команды судьи "можно" участник имеет право передвигать, переступать ногами, подпрыгивать на месте;
- прыгать разрешается босиком или в спортивной обуви;
- участникам разрешается пропускать ту или иную попытку, в этом случае он должен заблаговременно сообщить об этом судье-секретарю.
Тройной национальный прыжок
Место проведения соревнований.
Место проведения соревнований оборудуется следующим образом:
- зона разбега 20-25 м;
- место первоначального отталкивания: доска (длина 120-150 см, ширина 20-25 см) расположена перпендикулярно линии разбега, чтобы она была вровень с поверхностью (пола)земли, посыпается песок с одного края доски или устанавливается валик из пластилина диаметром до 0,5см, для определения заступа;
- коридор прыжков и приземления: длина 15-20 м, ширина 2 м.
Правила тройного прыжка с одновременным отталкиванием двумя ногами.
Соревнования проводятся по следующим правилам:
- тройн.пр. состоит из 3-х прыжков, выполняемых последовательно без остановок, одновременным отталкиванием двумя ногами, последнее приземление осуществляется на обе ноги;
- участник имеет право на 3 попытки, в зачет идет лучший результат;
- прыжки можно выполнять с места или с разбега (по желанию участника);
- результат прыжка определяется путем измерения кратчайшего расстояния, от бруска первоначального отталкивания до ближайшей точки соприкосновения любой частью тела с землей;
- время на подготовку 2 минуты, после вызова участника;
- участник выходит на выполнение прыжка по вызову судьи, и начинает прыжок по его команде голосом "можно" и поднятием флажка вверх;
Бег с палкой по пересеченной местности
Инвентарь:
- участник должен иметь палку (длина не менее 130 см, диаметр не менее 10 мм, вес произвольный),
- палка может быть металлической, дюралевой, деревянной или из другого материала;
- перед стартом судья при участниках проверяет соответствие палки участника требованиям правил; участник должен иметь нагрудный номер.
Место проведения соревнований.
Место проведения соревнований по бегу с палкой по пересеченной местности или улицам населенных пунктов, состоит из дистанции и стартовой финишной площадки (городка).
Желательно, чтобы дистанция была проложена по замкнутому маршруту со стартом и финишем в одном месте, на одной площадке.
Соревнования можно проводить по разомкнутому маршруту, но в данном случае старт и финиш располагаются на разных местах, что вызывает определенные трудности в работе судейской коллегии.
Дистанция бега размечается цветными флажками, гирляндами, стрелками с указанием направления дистанции и километража пройденного пути.
Измерение дистанции производится рулеткой или прибором, оснащенным измерительным устройством.
Дистанция измеряется от края линии старта, дальней от финиша, до края линии финиша, ближней к старту. За правильность и точность дистанции ответственность несет начальник дистанции.
Стартовая и финишная площадка оформляется красочно.
Оборудование старта:
- старт должен быть обозначен белой или красной линией шириной 5 см;
- стартовый коридор (вход участника на старт): длина 3-5 м., ширина 2 м, он огораживается веревкой, шнуром; если старт производится одновременно всеми участниками или по группам, то он должен иметь ширину 20-30 м;
- надпись "старт" устанавливается над стартовой линией или рядом с ней;
- от стартовой линии дистанция обозначается флажками.
Правила бега с палкой по пересеченной местности
- перед началом соревнований участник обязан ознакомиться с дистанцией (он это делает самостоятельно или вместе с другими участниками, когда проводится организованный просмотр дистанции);
- участник входит в стартовый коридор по вызову судьи при участниках, а на стартовую линию по команде стартера "на старт!";
- судья-стартер начинает соревнования (дает старт участнику с нагрудным номером 1) только с разрешения старшего судьи. Перед началом соревнований он проверяет ход часов и производит пуск часов (2 стартовых и 2 финишных). Время, оставшееся до старта, объявляет громко (по мегафону);
- старший судья дает разрешение начать соревнования при условии полной готовности судейской коллегии, начальника дистанции к проведению соревнований;
- старт может быть групповым, парным и одиночным; одиночный старт более удобный для спортсмена и он производится через 30 сек.;
- бег начинается с положения высокого старта от стартовой линии, при этом участник может держать палку в любой руке;
- одиночный старт производится следующим образом: судья-стартер объявляет оставшееся время до старта 10 сек. Судья держит руку перед участником и отсчитывает оставшиеся секунды: 5,4,3,2,1, "марш" и одновременно убирает руку;
- при групповом старте судья-стартер подает две команды "на старт!", убедившись, что все стоят на одной линии, подает затем команду "марш" или производит выстрел из стартового пистолета;
- по команде "на старт!" участники занимают любое удобное для них положение у линии старта, не касаясь руками, ногами и палкой стартовой линии, входящей в состав дистанции;
- судья-стартер дает сигнал к началу бега только при полном отсутствии движений участников; если участник (или группа) участников не принимают неподвижное положение, он (или они) считаются нарушившими правила, и ему (или им делается предупреждение, и при групповом старте, по причине нарушения правил участниками или по какой-либо другой причине, откладывается старт, то судья стартер подает команду "отставить", после чего участники группового забега должны отойти от стартовой линии и занять прежнее место только после повторной команды "на старт";
- если при групповом старте участник или группа участников приняли старт до выстрела или команды "марш", то им делается предупреждение и при повторном старте их ставят позади других участников;
- замечания, предупреждения судьи-стартера заносят в стартовый протокол;
2. Подсчет очков по видам северного многоборья. Определение победителей
2.1. За 1 место, занятое участником в каждом виде северного многоборья дается 1 очко, за 11 место – 2 очка, за III место – 3 очка, за IV место – 4 очка и т.д.;
2.2. Участнику, показавшему нулевой результат по виду многоборья, дается последнее место по количеству участников соревнования + 2 штрафных очка;
2.3. Так, если в метании тынзяна на хорей участвовало 50 спортсменов, то участнику, не попавшему ни разу и имеющему 0 результат, дается последнее место плюс два штрафных очка (т.е. 52 очка);
2.4. За неучастие в соревнованиях по какому-либо виду многоборья участнику дается 10 штрафных очков (стартовало 50 чел. + 10 штр. = 60 оч.);
2.5. Участникам, показавшим одинаковый результат, лучшее место дается по результату, показанному в первой попытке и т.д. Если лучшие результаты в попытках одинаковы, то преимущество получает тот спортсмен, у которого выше результат в следующей попытке и т.д. Очки начисляются по наименьшему месту, например: два участника имеют 9-10 места, им начисляется 9 очков, а участнику, занявшему 11 место, начисляется 11 очков;
2.6. Победителем в северном многоборье считается спортсмен, набравший наименьшее количество очков по сумме в видах северного многоборья.
В случае равенства очков у двух или более спортсменов по сумме многоборья, лучшее место дается тому спортсмену, у которого в следующей последовательности:
- больше первых, вторых или третьих мест;
- больше призовых мест, или лучшие занятые места;
- лучший первый результат, показанный в ходе соревнований, затем, если это необходимо, то второй лучший, третий лучший и т.д.;
- выше показатель в разрядных нормативах.
2.7. В командном первенстве лучшее место дается той команде, которая имеет меньшую сумму очков, набранных зачетными участниками в многоборье.
2.8. Организация, проводящая соревнования, указывает в положении состав команды, систему зачета.
Спортсмены, занявшие 1-3 места в видах многоборья (кроме 6ега на 3 км), допускаются к дополнительным трем попыткам для установления рекорда на данном соревновании в течение 30 минут после подведения итогов в данном виде.
В командных соревнованиях результаты отдельных участников засчитываются только команде, и определяется занятое, командное место.
В лично-командных соревнованиях результаты засчитываются одновременно каждому участнику и команде в целом, соответственно определяя занятые места.
Список литературы.
- Красильников В.П. Игры и состязания традиционном физическом воспитании хантов / Под ред. Красильников В.П. – М., 2002. – 121с.
- Макарова Т.А., Аммосова К.Г., Апросимова В.Н. Роль народных игр и игрушек в нравственно-духовном воспитании детей народа Саха. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 14. 88–96с.
- Прокопенко В.И. Игры для учащихся национальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия). Учеб. пособие / Под ред. Поротова А.Л, Гуляев М.Д. – М., 2005.
- Сергин А.А., Петров С.В. Подготовка учащихся безопасной жизнедеятельности в условиях Северо-Востока России – Северо-Восточный фед. ун-т им. М.К. Аммосова. Инс-т физ. культуры и спорта; МПГУ / Под общей ред. засл. деятеля науки, проф. Р.И. Айзмана. – Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2011. – С 7–8 – ISBN 97-5-75-13-1483-5.
- Федоров А.С. Обугэбит ооньуулара. Учеб.пособие – М., 1992.
- Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Петрова А.С., Сергин А.А. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И САМОБЫТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф.№10(28).URL: