Музыкально-дидактическое пособие "Музыкальные плечики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие чувства ритма у дошкольников.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «длинные и короткие звуки».
  • Учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определённой длины нитью.
  • Моделировать  ритмический рисунок заданной попевки.

Материал: Яркие атласные шнурочки  разной длины, прикреплённые к колечкам, на конце нити – узелок, детские вешалки-плечики с прикреплёнными к каждой пластмассовыми 8 крючками.

СКАЗКА ПРО ПЛЕЧИКИ - ВЕШАЛКУ

МУЗ. РУК.: Жили-были в одном шкафу у детей плечики для одежды, да необычные, с крючочками. (Показать плечики).

Они очень любили наряжаться – то в нарядное платье, то в рубашку или футболку.

Пока плечики висели в шкафу, дети тем временем делали что-то интересное: привязывали разноцветные нити к колечкам. (Показать нити).

Утром дети сняли свои вещи с плечиков и ушли в детский сад. Плечикам стало грустно. И стали они думать – во что бы им нарядиться?

Вспомнили плечики про нити с колечками и подумали: «Ведь мы же не простые, а с крючочками! Возьмём-ка мы разноцветные нити и нарядимся так, что всем понравится!»

Стали плечики наряжаться, вешать себе на крючочки разноцветные нити и увидели, что нити-то не одинаковые!

Одни - ……

(показать детям нити в сравнении, они продолжат фразу)

ДЕТИ: Короткие!

МУЗ. РУК.: А другие…..

ДЕТИ: Длинные!

(Муз. рук. вешает на крючки нити в ритмической последовательности нужной попевки, например: пе-ту-ШО-О-О-ОК – две коротких нити и одна длинная, и т.д.).

МУЗ. РУК.: Обрадовались плечики своему наряду и запели весёлую песенку, такую, как подсказывали разноцветные нити.

(Муз. рук., проводя пальцами по нитям, пропевает попевку на любой звук или слог: у-у-у, лё-ё-ё и др., показывая детям длину звука – короткие и длинные).

МУЗ. РУК.:  Кто хочет вместе с плечиками спеть песенку?

Далее задания последовательно усложняются в течение нескольких занятий:

Сначала действия выполняет педагог, в дальнейшем – ребёнок самостоятельно.

1. На крючки вешаются нити разной длины нужного ритмического рисунка.

Проводим пальцами по нити и поём любой звук или слог: «У-у-у»,

«Лё-ё-ё». Нить заканчивается - звук обрывается.

Проводя по нити пальцами, педагог пропевает длинные или короткие звуки. Таким образом, знакомит детей с длинными и короткими звуками, образующими ритмический рисунок.

2. Пропевается  попевка вместе с детьми на любые слоги: ти-ти-таа, ли-ли-лёё….

3. Пропевается  попевка вместе с детьми со словами: пе-ту-шоооок, пе-ту-шоооок…

4. Дети определяют – сколько коротких и длинных звуков и в какой последовательности, прохлопывают ритмический рисунок.

5. Желающие дети самостоятельно вешают нити на крючки в нужной последовательности и пропевают попевку, проводя по нитям пальцами, остальные – внимательно следят за правильностью исполнения, если нужно – поправляют.

5. Приглашаются четверо детей (Позвали плечики своих подружек), каждому ребёнку даются плечики и фраза из попевки, и он вешает нити по своему ритмическому рисунку. Затем дети последовательно, по очереди исполняют всю попевку, проводя по нитям пальцами, например:

1 ребёнок:

СКОК, СКОК, ПО-СКОК 

2 ребёнок:

мо-ло-ДОЙ ДРОЗ-ДОК

3 ребёнок:

по во-ДИЧ-ку по-ШЕЛ

4 ребёнок:

мо-ло-ДИЧ-ку на-ШЕЛ

В процессе систематических занятий с ритмослогами у детей развивается музыкальный слух: ведь необходимо вслушиваться в музыку для того, чтобы точно выполнять задание. В доступной игровой форме быстрее отрабатываются навыки по развитию певческих и музыкально-ритмических способностей. Применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению музыкальным материалом.

Предложенное нами пособие поможет педагогам наглядно продемонстрировать ритмические последовательности музыкальных произведений, приобщить детей к музыкальному искусству, развить интерес к музыке, расширить кругозор детей, научит обобщать, анализировать, сравнивать.