Проект «История гитары в России»

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Одной из современных форм работы в образовательном учреждении является проектная деятельность, она способствует формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладение ими способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

Цель проекта: формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать исторические и культурные ценности.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными историческими этапами развития гитарной школы в России.
  • Обеспечить доступность теоретической информации для учащихся разного возраста;
  • Способствовать формированию самостоятельности, ответственности и активности, учащихся в работе над проектом;
  • Развивать исполнительские навыки в процессе индивидуальной работы над музыкальным материалом;
  • Организовать и регулировать помощь родителей при работе над проектом.

Прежде чем приступить к реализации данного проекта преподавателю необходимо:

  • Изучить возможность использовать учащимися библиотечный фонд школы;
  • Дифференцировать задания в зависимости от возраста и уровня развития учащихся;
  • Продумать и подобрать музыкальный материал индивидуально для каждого учащегося;
  • При необходимости организовать помощь родителей при подготовке и оформлении результатов работы.
  • Защиту проекта провести в форме класс-концерта для родителей.

Критерии оценки результативности проекта.

Основная идея проекта – это увеличение объема репетиционно-концертной практики у всех учащихся класса, поэтому главный количественный критерий - 100% участие обучающихся в подготовке концертных номеров.

Важнейшим критерием является также проявление активности и самостоятельности учащихся при работе с теоретическим материалом.

Качество подготовки музыкального материала позволит определить развитие исполнительских навыков в процессе работы над проектом.

Привлечение родителей к участию в проекте, а также повышение уровня посещаемости родителями школьных мероприятий – один из показателей успешности организации внеурочной работы.

При успешной реализации проекта возможно дальнейшее оформление материалов в учебное пособие для учащихся класса гитары. 

Участники проекта: учащиеся класса гитары, преподаватель по классу гитары, родители учащихся. Возраст обучающихся от 9 до 16 лет.

Программа проекта «История гитары в России»


п/п

Содержание, формы
Инновационной работы

Сроки

Исполнитель

1

Изучение фонда школьной библиотеки, интернет-ресурсов;
Выбор формы участия в проекте для каждого учащегося (доклад, презентация, сочинение);
Подбор индивидуального концертного материала для всех учащихся

сентябрь

Преподаватель
Учащиеся класса гитары

2

Родительское собрание «Работа над проектом»

сентябрь

Преподаватель
Родители

3

Работа над музыкальным материалом в процессе аудиторных занятий

сентябрь-май

 

Преподаватель
Учащиеся

4

Тематическая  беседа «Исторические сведения о гитаре в России»

октябрь

Преподаватель

5

Оформление классного стенда «Первые русские гитаристы»

ноябрь

Учащиеся 5 класса

6

Музыкальная гостиная «Стихи о музыке и гитаре»

декабрь

Учащиеся 1 класса
Родители
Преподаватель

7

Индивидуальные консультации по оформлению докладов (презентаций)

январь

Преподаватель

8

Мини-конкурс докладов (презентаций) «Российские гитаристы 19–20 веков»

февраль

Учащиеся 2, 3, 4 классов
Преподаватель
Родители

9

Оформление материалов в электронном виде, составление сценария класс-концерта

март

Учащиеся 5 класса
Родители
Преподаватель

10

Участие с концертными номерами в школьных и городских концертах

декабрь-апрель

Преподаватель

11

Репетиции музыкальных номеров в концертном зале

март

Преподаватель

12

Сводная репетиция класс-концерта

апрель

Преподаватель
Учащиеся

13

Класс-концерт для родителей «История гитары в России»

май

Преподаватель,
Учащиеся,
Родители

14

Обсуждение и анализ проведения проекта

май

Преподаватель
Учащиеся
Родители

15

Распространение материалов между всеми участниками проекта

май

Преподаватель

Учебно-методическое обеспечение проекта

  1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. – М.: ИО «Композитор», 1999. – 216с., илл.
  2. Джеймс Весбрук  Век, создавший гитару. История гитары. XIX век. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012; М.: «Арт-транзит», 2012. – 248 с., ил., компакт-диск.
  3. Иванова-Крамская Н.А. История гитары, романса и песни//Музыка и время. 2001. №1-12; ООО Издательство «Научтехлитиздат» - М.
  4. Иванова-Крамская Н.А. История гитары, романса и песни//Музыка и время. 2002. №1-6; ООО Издательство «Научтехлитиздат» - М.
  5. Музыкальный альманах Гитара. Вып.1., Сост. – Е.Д.Ларичев, А.Ф.Назаров. – М.: Музыка, 1989.
  6. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред. Г.В.Келдыш – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.
  7. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Издательство «Советский композитор», Ленинград, 1991.

Ожидаемые результаты проекта

Повышение интереса учащихся к освоению лучших образцов гитарной музыкальной литературы. Приобретение учащимися дополнительных знаний о своем инструменте. Развитие исполнительских навыков и увеличение объема концертной практики. Содержательное заполнение свободного времени учащихся и родителей. Приобретение учащимися опыта общения в разновозрастной группе. Установление рабочих отношений с родителями учащихся.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / О.И. Гатаулина, Т.А. Носова, Н.Е. Скрипова; под общ.ред. Н.Е. Скриповой, к.п.н. – Ч елябинск: Цицеро, 2010. – 139 с.
  2. Краснопольская М.Ю. Основные требования к содержанию и оформлению методических работ преподавателя дополнительного художественного образования (Методические рекомендации). г.Челябинск, 2007.
  3. Об организации концертно-просветительской деятельности учащихся ДМШ (Методические рекомендации). Сост. – Е.Б.Клименок, Москва, 1990.
  4. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборик материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О.Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012. – Ч.1. – 118 с.
  5. Сборник работ преподавателей детских школ искусств (По итогам областного смотра-конкурса учебно-методических проектов «Патриотическое воспитание учащихся в условиях системы дополнительного образования на современном этапе) / Министерство культуры Челябинской области. ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области». – Челябинск, 2016.