Одной из современных форм работы в образовательном учреждении является проектная деятельность, она способствует формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладение ими способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Цель проекта: формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать исторические и культурные ценности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными историческими этапами развития гитарной школы в России.
- Обеспечить доступность теоретической информации для учащихся разного возраста;
- Способствовать формированию самостоятельности, ответственности и активности, учащихся в работе над проектом;
- Развивать исполнительские навыки в процессе индивидуальной работы над музыкальным материалом;
- Организовать и регулировать помощь родителей при работе над проектом.
Прежде чем приступить к реализации данного проекта преподавателю необходимо:
- Изучить возможность использовать учащимися библиотечный фонд школы;
- Дифференцировать задания в зависимости от возраста и уровня развития учащихся;
- Продумать и подобрать музыкальный материал индивидуально для каждого учащегося;
- При необходимости организовать помощь родителей при подготовке и оформлении результатов работы.
- Защиту проекта провести в форме класс-концерта для родителей.
Критерии оценки результативности проекта.
Основная идея проекта – это увеличение объема репетиционно-концертной практики у всех учащихся класса, поэтому главный количественный критерий - 100% участие обучающихся в подготовке концертных номеров.
Важнейшим критерием является также проявление активности и самостоятельности учащихся при работе с теоретическим материалом.
Качество подготовки музыкального материала позволит определить развитие исполнительских навыков в процессе работы над проектом.
Привлечение родителей к участию в проекте, а также повышение уровня посещаемости родителями школьных мероприятий – один из показателей успешности организации внеурочной работы.
При успешной реализации проекта возможно дальнейшее оформление материалов в учебное пособие для учащихся класса гитары.
Участники проекта: учащиеся класса гитары, преподаватель по классу гитары, родители учащихся. Возраст обучающихся от 9 до 16 лет.
Программа проекта «История гитары в России»
№ |
Содержание, формы |
Сроки |
Исполнитель |
1 |
Изучение фонда школьной библиотеки, интернет-ресурсов; |
сентябрь |
Преподаватель |
2 |
Родительское собрание «Работа над проектом» |
сентябрь |
Преподаватель |
3 |
Работа над музыкальным материалом в процессе аудиторных занятий |
сентябрь-май
|
Преподаватель |
4 |
Тематическая беседа «Исторические сведения о гитаре в России» |
октябрь |
Преподаватель |
5 |
Оформление классного стенда «Первые русские гитаристы» |
ноябрь |
Учащиеся 5 класса |
6 |
Музыкальная гостиная «Стихи о музыке и гитаре» |
декабрь |
Учащиеся 1 класса |
7 |
Индивидуальные консультации по оформлению докладов (презентаций) |
январь |
Преподаватель |
8 |
Мини-конкурс докладов (презентаций) «Российские гитаристы 19–20 веков» |
февраль |
Учащиеся 2, 3, 4 классов |
9 |
Оформление материалов в электронном виде, составление сценария класс-концерта |
март |
Учащиеся 5 класса |
10 |
Участие с концертными номерами в школьных и городских концертах |
декабрь-апрель |
Преподаватель |
11 |
Репетиции музыкальных номеров в концертном зале |
март |
Преподаватель |
12 |
Сводная репетиция класс-концерта |
апрель |
Преподаватель |
13 |
Класс-концерт для родителей «История гитары в России» |
май |
Преподаватель, |
14 |
Обсуждение и анализ проведения проекта |
май |
Преподаватель |
15 |
Распространение материалов между всеми участниками проекта |
май |
Преподаватель |
Учебно-методическое обеспечение проекта
- Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. – М.: ИО «Композитор», 1999. – 216с., илл.
- Джеймс Весбрук Век, создавший гитару. История гитары. XIX век. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012; М.: «Арт-транзит», 2012. – 248 с., ил., компакт-диск.
- Иванова-Крамская Н.А. История гитары, романса и песни//Музыка и время. 2001. №1-12; ООО Издательство «Научтехлитиздат» - М.
- Иванова-Крамская Н.А. История гитары, романса и песни//Музыка и время. 2002. №1-6; ООО Издательство «Научтехлитиздат» - М.
- Музыкальный альманах Гитара. Вып.1., Сост. – Е.Д.Ларичев, А.Ф.Назаров. – М.: Музыка, 1989.
- Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред. Г.В.Келдыш – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Издательство «Советский композитор», Ленинград, 1991.
Ожидаемые результаты проекта
Повышение интереса учащихся к освоению лучших образцов гитарной музыкальной литературы. Приобретение учащимися дополнительных знаний о своем инструменте. Развитие исполнительских навыков и увеличение объема концертной практики. Содержательное заполнение свободного времени учащихся и родителей. Приобретение учащимися опыта общения в разновозрастной группе. Установление рабочих отношений с родителями учащихся.
Список литературы
- Внеурочная деятельность младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / О.И. Гатаулина, Т.А. Носова, Н.Е. Скрипова; под общ.ред. Н.Е. Скриповой, к.п.н. – Ч елябинск: Цицеро, 2010. – 139 с.
- Краснопольская М.Ю. Основные требования к содержанию и оформлению методических работ преподавателя дополнительного художественного образования (Методические рекомендации). г.Челябинск, 2007.
- Об организации концертно-просветительской деятельности учащихся ДМШ (Методические рекомендации). Сост. – Е.Б.Клименок, Москва, 1990.
- О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборик материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О.Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012. – Ч.1. – 118 с.
- Сборник работ преподавателей детских школ искусств (По итогам областного смотра-конкурса учебно-методических проектов «Патриотическое воспитание учащихся в условиях системы дополнительного образования на современном этапе) / Министерство культуры Челябинской области. ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области». – Челябинск, 2016.