Процесс организации внеклассной работы по иностранному языку можно рассматривать как систему. Система включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.
Конечными целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
- расширение и углубление знания, умения и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- способствование всестороннему развитию личности.
Внеклассная работа должна быть так организована и так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию и положительное отношение к ней. По целому ряду характеристик предмет иностранный язык существенно отличается от любого другого учебного школьного предмета. Эту специфику интуитивно чувствуют ученики. Иногда она может служить и некоторым основанием для складывающегося у учеников предубеждения по отношению к этому предмету. Внеклассная работа по иностранному языку должна изменить отношение учащихся к нему. Она сопровождается благожелательным, дружелюбным отношением к детям, помощью и моральной поддержкой, условиями для проявления самостоятельности и инициативы, поощрением творческого подхода.
Внеклассная работа проводится в основном с использованием уже сформированных речевых умений и навыков и способствует их дальнейшему развитию. Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является вовлечение учащихся во внеклассную деятельность для поддержания интересу к предмету. Ученика надо увлечь, тогда не будет необходимости зазывать его или приказывать. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы определяет ее форму и содержание, которые должны постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
К таким формам и видам внеклассной работы относятся конкурсы и олимпиады, КВНы, праздники, разнообразные викторины. Учащиеся проявляют особый интерес к соревновательным видам работы: конкурс, викторина, игра и др. Им нравится то, что во время проведения каждого из этих мероприятий они могут проявить инициативность, творчество, любознательность, стремление знать и уметь больше других. Всё это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того лексического и грамматического материала, который используется в данных мероприятиях. Материал для заданий подбирается дифференцированно. Решается проблема организации общения. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Благодаря увлекательной, интересной и захватывающей форме мероприятий дети испытывают удовлетворение от взаимодействия с объектом, и это становится основанием для принятия объекта личностью ребенка.
Уделяя внеклассной работе серьезное внимание, мы вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Из года в год все большее количество учащихся изъявляет желание принимать участие во внеклассных мероприятиях.
Внеклассная работа помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Одной из эффективных форм внеурочной работы является проведение викторин.
Викторина обладает большими возможностями по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию.
Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества как школьников, так и самого учителя. В процессе работы дети всегда увлечены, оживлены, внутренне сосредоточены. По содержанию можно выделить такие виды викторины:
- тематические,
- развлекательно-развивающие,
- лингвистические,
- межтематические.
Тематические викторины могут быть разными по своему содержанию, например:
«Страна изучаемого языка» Это вопросы для повторения. What’s the official name of the main country of the English language?
What parts does the UK consist of?
Развлекательно-развивающие викторины способствуют развитию сообразительности, находчивости гибкости мышления, логики, например: Two geese before a goose, and two geese behind a goose, and a goose in the middle.
How many geese in all? (Three geese)
Лингвистические викторины способствуют самостоятельной работе учащихся над языковым материалом учат некоторым приёмам самостоятельной работы со словом, более внимательному отношению к различным языковым явлениям.
Межтематические викторины выявляют разносторонние знание детей, учат их обращаться друг к другу, способствует взаимообогащению в процессе обучения.
Структура викторины зависит от возраста учеников, уровня их языковой подготовки, конкретных условий проведения викторины, а главное, от выдумки, творческого подхода учителя и учащихся.
Для учащихся начальных классов мы проводим занимательные игровые викторины в форме весёлого аукциона: «Кто больше? Кто быстрее?
Кто точнее?»
Кто больше назовёт достопримечательностей страны изучаемого языка (исторических памятников, национальных видов спорта и т.д.)
Начиная с пятого класса, в соответствии с интересами и возможностями школьников, мы проводим страноведческие викторины: «Столица», «Географическое положение», «Обычаи и традиции», «Выдающиеся люди», «Спорт и спортивные традиции» и многие другие.
Большое воспитательное значение во внеурочной работе имеет проведение различных конкурсов. Достоинством конкурсов является
вовлечение в коллективную деятельность на изучаемом языке даже
наиболее пассивных, инертных школьников, которым предоставляется возможность разделить вместе с одноклассниками радость успеха. Во время конкурсов учащиеся учатся самостоятельно оценивать работу своих одноклассников и свою работу, правильно воспринимать критические замечания.
Конкурсы могут проводиться как самостоятельное мероприятие или же включаются в программу вечера, утренника. Условно их можно поделить на две группы:
1) языковые конкурсы с целью выявления степени освоения предмета;
2) творческие конкурсы с целью развития художественной самодеятельности учащихся на изучаемом языке.
В подготовке и проведении конкурсов мы учитываем возраст учащихся.
Так, в 5-7 классах мы проводим «Конкурс чтецов», «Конкурс переводчиков», «Фонетический конкурс», «Конкурс смекалки» (кроссворды и ребусы), «Конкурс сказок».
В 8-9 классах мы проводим «Грамматический ринг», «Фестиваль английской песни»
В 10-11 классах проводим конкурс проектов.
Учащиеся знакомятся с элементами реферирования. В целях развития этого умения более сильным учащимся предлагается самостоятельная работа над определенной темой. Эта работа углубляет знания по предмету, расширяет словарный запас. Работа над рефератом ведется последовательно в течение длительного времени и завершается научно-практической конференцией. Ее участники получают опыт работы со словарем, справочной литературой и периодикой, совершенствуют технику чтения и произносительные навыки, в целом, знание иностранного языка. За последние годы наши учащиеся подготовили такие интересные проекты, как
- «Словообразовательные модели в английском языке»;
- «Экскурсия по Новой Зеландии»;
- «Праздники в России и Великобритании»;
- «Я живу на Урале»;
- «Идиоматические выражения английского языка».
Все эти работы заняли призовые места на научно-практических конференциях. Вашему вниманию предлагаю презентацию ученицы7 класса «Путешествие по Новой Зеландии».
Проведение во внеурочной работе разнообразных и содержательных конкурсов и олимпиад помогают нам активизировать повторение ранее пройденного материала. Закрепив приобретённые учащимися умения и навыки, мы стараемся сделать изучение предмета привлекательным.
Стремление проверить знания в соревнованиях с друзьями, ответственность за команду, возможность узнать что-то новое, придают деятельности учащихся осознанно-мотивированный характер.
Олимпиада - это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках. Оно проводится ежегодно и состоит трёх туров: внутришкольного, городского и областного. Подбор заданий для олимпиады является очень важным организационным моментом. Ведь нужны не просто сложные задачи, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и поучительны, и имели бы практическое применение. Мы подбираем задания разного уровня сложности так, чтобы часть заданий могли решить подавляющее большинство учеников, а 2-3 из них могли решить только самые сильные учащиеся. Это позволяет провести подбор учеников для участия в городской олимпиаде и соблюсти принцип дифференциации обучения. Проводим мы олимпиады с 4 по 11 класс. Начиная с 5 класса, чтобы проверить степень усвоения изученного лексико-грамматического материала и начать подготовку к государственной итоговой аттестации, мы предлагаем тестовые задания, составленные на основе заданий ГИА.
Для учащихся 7-8 классов включаем задания по аудированию, чтению, лексико-грамматические задания, письмо, сочинение, задания по проверке умений и навыков устной речи.
В программу тура олимпиады для 10-11 классов включаем задания, которые присылаются из области для городской олимпиады.
Учащиеся демонстрируют знания в области страноведения, культуры и искусства в таком внеурочном мероприятии как КВН.
В состязании КВН могут участвовать школьники как с одинаковой, так и с различной языковой подготовкой. После изучения определённых тем, таких как «Лондон», «Великобритания», «Москва», мы проводим КВН “Do you know Britain?” “Do you know Moscow?”. Это позволяет систематизировать полученные знания, ещё раз активизировать их в речи, а также создаёт непринуждённую атмосферу общения на английском языке.
Как правило, проведение такого мероприятия, как КВН, неизменно встречает одобрение среди учащихся. Они начинают подготовку заданий до назначенного срока, проявляя при этом большую активность. В начале проводится подготовительный этап, на котором учащиеся, придумывают название команд, выбирают капитана, рисуют эмблему.
Работая в группах, школьники знакомятся с материалом, планируют работу и время, дорабатывают и корректируют ответы.
В заключительной части подводятся итоги работы группы, анализируется выполнение заданий, проводится разбор типичных ошибок, акцентируется внимание на вопросах, вызвавших особые трудности.
Представляю Вашему вниманию примеры конкурсных заданий для проведения КВН.
Конкурс№1. “Greetings”
Команды представляют название, эмблему и приветствуют соперников.
Конкурс№2. Блиц-вопрос “Do you remember?”
Каждой команде задаётся по 10 вопросов, на которые участники команд должны быстро дать ответы.
Вопросы первой команде:
- How many parts of the country are situated on the island of Great Britain?
- Where is Scotland situated?
- What river is the capital situated on?
- What people live in Wales?
- What is the highest mountain in the country?
- Who is officially the head of the country?
- What is the name of the Upper House in the British Parliament?
- What is the main shipbuilding centre in Scotland?
- What language does the ending- ham come from?
- What invaders sailed to Britain from Denmark and Norway?
Конкурс №3. “The Place-Names of Britain”.
Участникам команд даются карточки с фрагментами старинной рукописи из которых нужно составить названия английских городов. Это задание проводится на время. Самое большое количество городов 19.
Вот фрагменты, написанные на карточках.
Конкурс № 4. “Captains’ competition”.
Каждому капитану по очереди задаются вопросы. Учитывается не только правильный ответ, но и объяснения и дополнения по вопросу.
Конкурс№5. “The best story”.
Командам предлагается по данным словам и фразам составить рассказ.
Конкурс №6. “А почему в Англии?”
Команды задают друг другу по 3 вопроса, которые начинаются со словами «А почему в Англии?» и стараются дать на них остроумные ответы.
Конкурс № 7. “Sing a song”.
КВН завершается музыкальным конкурсом, на котором команды представляют подготовленные заранее песни на английском языке.
Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста учащихся, специфики внеклассной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся.
1. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соответствующих видах работы (например, в кружках, массовых мероприятиях.)
2. Целенаправленность и регулярность внеурочных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год.
3. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы является одним из средств усиления ее воздействия на учащихся.
"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...
Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".
В.А.Сухомлинский
Утренники – это, как правило, мероприятие для учащихся 2–4-х классов, которые мы проводим в дневное время после уроков. Тематика проводимых утренников разнообразная: “Our first steps inEnglish” (Наши первые шаги в английском), “The ABC” (весёлый алфавит), “Myfairy-tales” (мои любимые сказки).
На утреннике короткие красочно оформленные номера программы динамично следуют один за другим. В их оформлении мы используем костюмы, подготовленные самими учащимися и их родителями. Старшеклассники, как, правило являются ведущими, а порой и участниками этих праздничных представлений. Утренник - это красивый весёлый детский праздник. У нас в школе мы проводим утренник «The ABC party» На сцену выбегают мальчики и девочки, на груди у каждого прикреплена большая буква. Ученики поочерёдно выходят из шеренги и рассказывают стихи.
Затем все исполняют песни об алфавите. После этого начинается соревнование команд по изученному материалу. Завершается утренник песнями и играми. Продолжительность каждого утренника 30- 35 минут. А сейчас вашему вниманию предлагаем фрагмент из утренника.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками. [8, 54].
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», экономические игры типа «Монополия», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Структура ролевой игры
В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.
Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации:
1) субъект,
2) объект (предмет разговора),
3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.
Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевой игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.
Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).
Основные требования к играм
Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
Ролевая игра должна быть принята всей группой.
Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.
Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится только наблюдателем.
Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии - очень важный фактор, значение которого трудно переоценить. [8, 114].
Методическое обоснование
Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под ролевой игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, магазин, экскурсию и т.д. Углубляя страноведческие знания учащихся можно предложить им игры типа: «ShoppinginGreatBritain», «AttendingaSwimmingPool», «VisitingFriendsintheCityandintheCountry», «AnEnglishPicknick», «AttheHairdresser’s», «AttheTailor’s», «AttheDoctor’s», «AttheChemist’s», «AttheDressmaker’s», «AttheMarket», «AttheDepartmentStore», «AttheHotel», «AtthePost-office», «AttheLibrary», «AttheAirport», «AttheRailwayStation» и т.д. И те, и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и, делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе.
Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:
Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные а) формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.
Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.
Некоторые люди часто учат английский язык для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, в Интернете, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружественной атмосфере классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.
Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность учащихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в классе и повышает мотивацию). [8, 127].
Процесс обучения состоит из нескольких фаз:
- фаза презентации;
- фаза полузнаний;
- фаза закрепления.
Ролевая игра принадлежит к категории технологии обучения языку, которую относят к технологии обучения с низким вводом и высоким выводом. Это означает, что сконцентрированная вокруг учителя фаза презентации очень коротка. После короткого вступления учащиеся погружаются в деятельность, в которой выполнение задания намного важнее, чем использование точных слов; деятельность, в которой беглость превалирует над аккуратностью. Естественно, что язык, который учащиеся используют в ролевой игре, а вернее языковый материал, должен быть введен на более ранних стадиях обучения. [19, 46].
Ролевая игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей), это также использование правильного слова в правильном месте и в правильное время.
Ролевые игры, которые обрабатываются, заучиваются и проигрываются для других учащихся - не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра касается в основном процесса игры, а не готового продукта. Это должно быть уяснено с самого начала, поскольку многие учащиеся очень застенчивы и они робеют, когда их заставляют участвовать в спектакле. И кроме того, они часто убеждены в том, что они не обладают талантом игры. В ролевой игре они не участвуют в спектакле, там нет публики. Даже учитель должен отойти на задний план, поскольку его присутствие может препятствовать - своей готовностью наброситься на ученика каждый раз, когда допускаются ошибки. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения. Ролевая игра может быть показана другим или записана на пленку, но это не обязательно. Ролевая игра - это изучение языка.
Основные требования, на которые следует обратить внимание при организации ролевой игры:
При организации ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая планировки). Существует еще и психологическое обоснование.
На начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.
Ролевая игра должна быть рассчитана на разнообразные типы учащихся. - Учащиеся должны понимать ситуацию и то, что написано в ролевой карточке перед началом игры.
Следует быть очень тактичным, не огорчайтесь если одна или две пары не принимают участие в деятельности. Помните, что когда вы проводили обычные уроки, они могли также оставаться совершенно безучастными, о чем то думать или мечтать, а вы не замечали этого.
Не используйте ролевой игры чересчур трудной и требующей эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока ваши учащиеся не привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не учтете, то учащиеся могут перейти на родной язык. Старайтесь терпимее относиться к небольшим языковым вторжениям на родном языке, если это помогает продвижению ролевой игры.
Если ваши учащиеся все же переходят на родной язык, то устанавливайте задания более развернуто, начиная с работы в парах и легкой ролевой игры с информационными заданиями. Если это не срабатывает, то это означает, что ваша аудитория слишком закрепощена и необходима предварительная подготовка (коммуникативные упражнения) чтобы учащиеся расковались. [19, 46].
Всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех групп или пар, которые заканчивают раньше других.
Установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал.
Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается использование каких-то лингвистических структур, то учащиеся должны быть с ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они должны либо вернуть ее учителю, либо перевернуть ее и обращаться к ней только тогда, когда им необходимо.
Проблема ошибок учащихся
Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения языку, и возможность свободно делать ошибки на уроке скорее содействует обучению нежели сдерживать его. Они постепенно исчезают, по мере того, как учащиеся становятся более компетентными и уверенными в себе.
Учащиеся на данном уровне обычно допускают ошибки одинакового типа как в ролевой игре, так и при работе с любым другим изучаемым материалом. И поэтому вы можете предусмотреть наиболее типичные ошибки и упредить их, продумав предварительные упражнения на использование определенных структур, лексических единиц, которые затем будут использоваться в ролевой игре.
Во время игры учитель должен переходить от группы к группе замечая ошибки с тем, чтобы после ролевой игры или на следующем уроке приступить к работе над ошибками. Очень важно при этом заставить учащихся самих дать правильный вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки, написать их на доске и сопроводить их при этом каким-то типом коррективных упражнений, которые могли бы наилучшим образом способствовать отработке правильного варианта самими учащимися. [19, 48].
Коммуникативные игры
Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения.
Имеются 2 основных типа игр:
1. Состязательные игры - в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы 1-ми достичь цели.
2. Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.
Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения нарушают правильное использование языка.
Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр, поскольку основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.
Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).
Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь. Коммуникативную игру следует использовать на сравнительно продвинутой стадии обучения или на заранее отработанном и доведенном до автоматизма языковом материале.
Игры следует отнести к существенной части языковой программы, а не к развлекательной деятельности, используемой на последней неделе занятий или в конце четверти. При помощи игр на продвинутом уровне обучения появляется возможность для реальной коммуникации. Игра является диагностическим инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала, и стало быть предпринять все меры по их ликвидации.
В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.
Самые простые виды деятельности, основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации). В этих играх учащиеся группы А располагают такой информацией, которая отсутствует у учащихся группы Б. Учащиеся группы Б должны получить эту информацию. Причем этот тип игры может быть односторонним или обоюдным (взаимным), когда оба игрока располагают лишь частью информации, которую они должны объединить сообща, для решения общей проблемы.
Коммуникативные игры разыгрываются в парах или в небольших группах при этом все члены группы обычно располагают определенной информацией.
Игры на догадку: Принцип игры состоит в том, что игроки, обладающие информацией, умышленно придерживают ее, в то время как другие участники пытаются догадаться. [19, 47].
Поисковые игры: Каждый участник игры обычно имеет одну из частей информации, которая необходима для заполнения анкеты или решения проблемы. Основная задача собрать всю имеющуюся информацию. Таким образом, каждый играющий является одновременно информантом и собирателем информации. [19, 47].
Игры на подбор пар: Это игры по вовлечению участников в подбор схожих пар, карт или картинок и могут быть разыграны целым классом, при этом каждый участник игры должен циркулировать по классу до тех пор, пока не найдет партнера с той же самой карточкой или картинкой. [19, 47].
Игры на соответствие: Игры основываются на мозаичном принципе, где каждый игрок группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений. Только одно из них разделяется каждым в группе. Через дискуссию группа определяет, что является более предпочтительным в данной ситуации. [19, 47].
Игры по обмену или сбору информации: Игроки имеют определенные предметы или карты, которыми они охотно обмениваются для того, чтобы заполнить набор. Это может быть разыграно всем классом, где игроки свободно циркулируют, обмениваясь статьями или картами или в качестве межгрупповой деятельности. [19, 47].
Комбинированная деятельность: Игроки должны обыграть определенную информацию для того, чтобы организоваться в группы такие как семьи или люди, живущие в одной и той же квартире.
Все эти деятельности могут включать элементы решения проблем, элементы ролевой игры или игры на воображение.
В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.
Роль учителя в игре: мониторинг, ресурсный центр, учитель должен передвигаться от группы к группе, прослушивать, снабжать необходимой информацией, (т.е. оказывать языковую помощь) замечать ошибки, но не перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.
Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт на основании которого язык усваивается более осмысленно, и, кроме того, является диагностическим инструментом для учителя (как уже было упомянуто).
Деловые игры в обучении иноязычной речи
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.[17, 201]
В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:
- имитирование профессиональной деятельности;
- поэтапное развитие;
- наличие конфликтных ситуаций;
- совместная деятельность участников игры;
- описание объекта игрового моделирования;
- контроль игрового времени;
- система оценки хода и результатов игры;
- элемент соревнования.
Классификация ролей
Ролевая игра - это не эпизодический прием, к которому время от времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении.
Существуют различные способы классификации ролей:
- статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или приобретены в течение жизни: роль гражданина определенного государства и так далее.
- позиционные ролиобычно кодированы правилами, определяющими некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и т.д.
- ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть кратковременным участником ситуации общения: роль гостя, туриста, пешехода и др.
Значение игры на уроке иностранного языка
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр на уроке иностранного языка.
Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.
Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.
Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) - мотив и (Зачем?) - цель, т.е. нужно что-о сказать. Центром внимания становится содержание беседы.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
Литература и источники.