На уроках, проводимых по методикам критического мышления (или их можно назвать и уроками “мастерскими”, так как ребята самостоятельно “мастерят” свои знания) царит творческая атмосфера, атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Учащиеся раскованны, доброжелательны. Учитель как бы незаметно подкладывает им очередные задания, и они их с удовольствием и интересом выполняют. Ребята на уроках рисуют, делают аппликации, много читают, анализируют новую информацию, пропуская ее через себя, дискутируют, соревнуются и сами подводят итоги своей работы. Чтобы стимулировать мышление учащихся на уроках, надо перенести акцент с формы высказывания на его содержание. Когда у учащихся появляются мысли, возникает желание поделиться ими с друзьями, узнать мнение других людей по тому или иному вопросу. Так и возникает живое общение, коммуникация.
При планировании современного урока учитель задумывается о том, чтобы построить этот урок таким образом, чтобы каждый ученик принял в нем активное участие, раскрываясь творчески. Овладение иностранным языком представляет собой сложный многогранный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала. Современные технологии позволяют обогатить данный процесс, раскрывая творчество учеников, повышая их мотивацию и достигая результаты. На сегодняшний день можно выделить технологию критического мышления, которая применяется при изучении многих предметов, в том числе и иностранного языка. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление — поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. В определениях критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление — отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Учащийся должен развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет: Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей.
Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний. Технология критического мышления дает ученику: – повышение эффективности восприятия информации; – повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; – умение критически мыслить; – умение ответственно относиться к собственному образованию; – умение работать в сотрудничестве с другими; – повышение качества образования учеников; – желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология “Развитие критического мышления” разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как: умение работать с увеличивающимся информационным потоком, умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, умение вырабатывать собственное мнение, способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Опорой “демократического” общества являются думающие граждане, способные принимать обдуманные, взвешенные решения.
В основе данной технологии лежит трехфазовая структура урока:
- 1 фаза вызова
- 2 фаза осмысления
- 3 фаза рефлексия
1 фаза вызова (evocation)
На данной стадии происходит актуализация имеющихся у учащихся знаний по данной теме, пробуждение интереса к теме и к получению новой информации. Учитель своими заданиями побуждает учеников к высказыванию, активизирует познавательную активность учащихся. Класс работает в группах.
Основные правила:
- Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
- Фиксировать все высказывания: любое из них будет принято для дальнейшей работы. На данном этапе нет “правильных” и “неправильных” высказываний.
- Сочетать индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.
Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно.
Создается такая ситуация, в которой употребление школьниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. От учащихся ожидается умение сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.
Мы на данном этапе применяем следующие приемы:
Загадка
Прием “Загадка” очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Урок. Тема “Защита животных”. 5 класс
Загадки
1.
For a child who’s small and short
Picking flowers is just sport.
With a neck as long as ours
It takes hours, simply hours.
2.
These animals are, of course,
Second cousins of the horse.
They are striped from head to toe,
In the grass they do not show,
So they run about and play
Hide-and-seek the livelong day.
3.
Don’t I look just like a sack,
One part white, the other black?
4.
Aren’t they having fun, these two,
Playing leapfrog in the Zoo!
If you were a …….
You could join them too!
2. Верите ли вы, что …
6 верных/неверных утверждений о животных по теме (учащиеся дают ответы от групп).
Утверждение верите ли вы что….
- “Crocodiles swallow stones to sink deeper….”
- “Dolphins sleep with one eye open….”
- “It takes 40 min to boil and ostrich egg….” и другие.
3. “Мозговой штурм”. Группам предлагается вспомнить как можно больше лексических единиц по данной теме (обсуждение в группах).
4. Ассоциативный ряд. (В группах на листе бумаги дети пишут известные им слова по теме: первая группа - глаголы, вторая - прилагательные, третья - существительные)
5. Акроним. На доске пишется слово. Учащиеся должны подобрать слова подходящие по смыслу и начинающиеся с этих букв.
- A-ape
- N-nightingale
- I-insect
- M-monkey
- A-ass
- L-lion
2 фаза осмысления содержания
Она направлена на сохранение интереса у учащихся к теме, при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.
Основной задачей данного этапа является отслеживание восприятия учеником изученного материала.
Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией и сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и опытом;
- акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;
- готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Необходимо выделить достаточное время для чтения и второго прочтения. Достаточно важно вернуться к тексту на новом “витке” его восприятия, чтобы прояснить некоторые вопросы.
На этой стадии мы используем следующие приемы: введение новой лексики, аудирование, чтение нового текста.
Дерево предсказаний.
Этот прием помогает учащимся строить предположения по поводу возможных фактов или событий. На уроке в 5 классе “Защита животных” 3 группы учащихся получают тексты разные по содержанию. Задание: выберите по 6 ключевых слов, вынесите их на доску. Предлагаем другим группам попробовать восстановить смоделировать текст по этим словам. Затем сравниваем с оригиналом текстов.
ABOUT RHINOS
I found out about the dangers rhinos face through a nature documentary on TV. Rhinos live in eastern and southern Africa. They weigh from three to five tones and can reach a speed of around 45 kilometres per hour. Although it is illegal, hundreds kill them for their horns, which are very valuable. Now they are in danger of becoming extinct. I think that rhinos should be bred in captivity until they can live safely in the wild, and people must stop buying products made from rhino.
GREEN-CHEEKED PARROTS
I first learnt about green-cheeked parrots at school. They are usually found in Mexico and are really good at copying people’s voices. In the last twenty years, many have been smuggled across the border to the USA, to be sold as pets. People value them as pets because they are attractive and have amusing personalities. Green-cheeked parrots are difficult to breed, so the species is slowly dying out. In my opinion, people should only buy parrots which have been bred in captivity. Then the green-cheeked parrot could be left in the wild, where it would have a better chance of survival.
FRESHWATER TURTLES
We’re trying to save this species of turtle, which is the largest freshwater turtle in North America. In fact, it is facing extinction because it’s killed for its meat. Snapping-turtle meat is often used in soups or sold in restaurants. Snapping turtles only breed once a year. We believe that if people stopped buying these turtles as pets and stopped eating snapping-turtle soup, the turtles would have a chance to breed and survive.
Инсерт.
Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. С помощью приема “Инсерт” возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.
Работа с текстом учебника (поисково-исследовательское чтение).
а) Читаем текст про себя, на полях учебника карандашом отмечаем значками:
- я это знаю -
- я этого не знал -
- согасен /несогласен -
б) Обсуждаем в группах:
в) Представляем выступления от групп:
- известная информация,
- новая информация,
- согласен/не согласен.
Или при работе с текстом одна группа учащихся ищет аргументы “За”, другая – “Против”. Учитель группам подбрасывает дополнительные материалы. На базе текста возникает дискуссия.
3 фаза рефлексия
Это стадия размышления, рассуждения, рождения нового знания, самоанализа.
Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка (reflection – an idea or opinion or statement resulting from deep and careful thought) и является синонимом таким, более привычным словам, как “обратная связь”, “отдача”, “самооценка и самоанализ”, “взаимопонимание и взаимодействие”.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, это интересно и т.д.). Но этот анализ малопонятен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную.
Формы предъявления рефлексии:
- Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики от разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.
- Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие/несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.
В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Так, например, на уроке “ Защита животных” 5 класс, мы предлагаем учащимся дискуссию на тему: что каждый может сделать для защиты животных?
(Монологические высказывания).
Кластеры.
Кластер («гроздь») — выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Кластер — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. В центре — это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Например:
Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например:
При изучении темы «Выдающиеся личности» в 7 классе по УМК «Forward» под редакцией М. В. Вербицкой, учащимся предлагается составить два кластера по личностям Елизаветы 1 и Ивана Грозного.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3–4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
Прием “Кластеры” применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, ученики логически связывают с ключевым понятием. В результате, получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Прием “Кластер” позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
На стадии рефлексии происходит оценка деятельности учащихся и отслеживание психолого-педагогической комфортности учащихся на уроке. Можно провести беседу: какой этап урока вызвал наибольший интерес, когда почувствовали усталость, когда вам стало скучно, что вызвало затруднения, ваши пожелания учителю.
Вывод
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации и интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить и работать в сотрудничестве с другими;
- совершенствование качества образования учеников;
- желание и умение стать личностью, которая учится в течение всей жизни.
Используемая литература и источники
- Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления / Школьные технологии. 2004, № 2.
- Коржуев А. Как формировать критическое мышление / Высшее образование в России. 2001, № 5.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление / Методист. 2002, № 2.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Народное образование, 2004.
- Яфарова М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 222-229. — URL https://moluch.ru/archive/176/46095/ (дата обращения: 17.06.2018).
- https://urok.1sept.ru/articles/641821/
- https://moluch.ru/archive/176/46095/