Исследовательская работа "Детский городской костюм в прошлом, сегодня и в будущем"

Разделы: Руководство учебным проектом


Проект выполнили:
Макеева Таисия Викторовна 2 класс
Тульский Максим Игоревич 2 класс

Введение

Одежда для каждого человека является незаменимым атрибутом повседневной жизни. С появлением  первого человека на земле без нее существование стало невозможным. Она была разной, а ее история полностью не изучена и по сей день.

Наверняка, никто из нас даже никогда не задумывался о том, как детский городской костюм появился и совершенствовался из года в год. Мы считаем, что это очень важно для того, чтобы лучше представлять историю собственного народа. Нашей работой мы хотели бы внести небольшой в клад в изучении этого вопроса.

Целью исследования является, изучение детского городского костюма в прошлом, сегодня и в будущем, а также влияние которое оказывают образ жизни, эпоха и новые технологии на детский городской костюм.

Наша гипотеза, детский городской костюм не всегда был комфортным и удобным и является отражением эпохи, изменяется в соответствии с образом жизни и развитием технологий.

Для достижения цели ставим перед собой следующие задачи:

  • изучить специальную литературу по истории детского городского костюма в XVIII-XIX веке, в настоящее время;
  • выяснить влияние эпохи, образа жизни и технологий на  детский городской костюм в истории России;
  • провести  опрос и анкетирование по теме: «Детский городской костюм в прошлом, сегодня и в будущем»;
  • исследовать современное производство и тенденции будущего;
  • разработать модель детского городского костюма прошлого и будущего.

Методы исследования: сравнение, анализ, систематизация.

1. Анализ и сравнение детского городского костюма в разные эпохи.

2. Систематизация и анализ информации о детском городском костюме в XVIII-XIX веке, в настоящее время и в будущем.

Исследовательская работа в Государственном историческом музее

Мы решили отправиться в Государственный Исторический музей и ознакомиться с одеждой в России XVIII-XIX веке. Одежда представлена в собрании Государственного исторического музея единичными экземплярами. Каждый из них уникален. Мы с ними ознакомились. Экспозиции с одеждой  привлекают множество взглядов. Ведь ткани, цвета и украшения тех времен сегодня встречаются крайне редко. Мы увидели повседневную одежду простых людей, которая в то время изготавливалась из таких тканей, как лен, сукно и шелк.

Мы сделали вывод, что детский городской костюм того времени отличается от одежды которую мы носим. Но многие элементы и ткани присутствуют и сегодня в детском городском костюме, например вышивка. Образцы одежды, дошедшие до нас через столетия, помогают воссоздать картину прошлого и более глубоко понять быт и эпоху того времени.

Изучение литературы в Российской государственной детской библиотеке

Мы привыкли, что в наши времена мальчики и девочки на равных носят футболки и джинсы. А вот раньше все было по-другому. Мы решили продолжить наше исследование в детской библиотеке. Из литературы мы узнали, что до петровских времен в России носили одежду простою по покрою. Традиционная народная одежда  веками не меняла своего облика. Она была красивой и удобной — по понятиям не одного поколения людей. Как правило, одежда шилась дома потому, что каждой женщине предписывалось хозяйство вести экономно, что значило шить, кроить и вышивать одежду для всех членов семьи. Отдельно детского городского костюма не существовало. В младенчестве детей туго пеленали, затем одевали как на мальчиков, так и на девочек одинаковые длинные рубашки с поясом, которые они носили примерно до 12 лет. Затем у мальчиков одежда дополнялась штанами, у девочек в праздники – юбкой или сарафаном. Рубахи-косоворотки для мальчиков и сарафаны для девочек во всех губерниях выглядели примерно одинаково.

Но вот наступили петровские времена. В 1699 году повелел царь «бороды брить, отменил старинные русские одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кафтаны носить, а женщин, вместо телогрей - бостроги, юбки, шлафроки и самары, вместо подколков - фонтанжами и корнетами голову украшать». В это же время поведено было в лавках русского платья не продавать и портным такого не шить под опасением наказания».

Новизна в манере одеваться была вызвана, тем, что люди стали иначе жить и общаться.  Изначально детский городской костюм был лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Костюмы девочек и маменек очень похожи, но все таки детские юбки были короткими и из под них всегда выглядывали нарядные панталончики с оборками. Интересная деталь детского городского костюма того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Мальчика можно узнать по  шляпке и хлысту. С возрастом, конечно костюмы у мальчиков и девочек менялись. Мальчики, подрастав, одевали короткие штанишки, а затем и длинные брюки. У девочек с годами подол платья удлинялся, но пока девочка не становилась барышней выезжающей на балы, ее платье всегда оставалось короче взрослого.

В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм. В течение XVIII века костюмы мальчиков и девочек становились менее формальными и сковывающими, приходило новое время, открывая путь к более удобной практичной детской одежде, в которой дети могли двигаться. С началом индустриальной революции и появлением относительно дешевых хлопчатобумажных тканей дети стали носить более легкую, мягкую, удобную в стирке одежду.

Ближе к концу XIX века платье, состоящее из лифа и юбки, заменило более удобное платьице «принцесса». Повседневное платье для девочек было, как правило, белым, однотонным и украшалось лентами, кружевами в тон. Девочек постарше наряжали в платья с завышенной талией. В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок.

Вот так, анализируя исторические события и изменения в детском городском костюме, можно с уверенностью сделать следующие выводы: детский городской костюм  - это отражение   эпохи, неотъемлемая часть культуры любого государства, детский городской костюм не остается в стороне от исторических событий, влияет на нравственное воспитание личности. Нам кажется, что детский городской костюм в петровские времена  был неудобным и тесным.

Наши наблюдения

Практически все родители в наше время хотят нарядно одевать своих детей. Производители  детской одежды изо всех сил стремятся угодить родителям разнообразием детских нарядов. Современные родители обладают уникальной возможностью — выбором. Почему же уникальной? Потому что подобный выбор среди огромного разнообразия детской одежды был не всегда. Мы посетили производство по пошиву одежды и задали вопросы ведущему специалисту: «Какие тенденции прослеживаются в детском городском  костюме сегодня?». Из разговора мы сделали вывод, что в детском городском костюме сегодня преобладают натуральные ткани и разрабатываются удобные модели для различных видов деятельности: спорта, школьная форма, досуга.

Мы решили провести наблюдения за учащимися нашей школы. На протяжении нескольких дней мы вели записи о том, как одеваются ребята в нашей школе от первого класса до выпускников. Вот некоторые примеры наших наблюдений.

Учащиеся 1-3-х классов чаще всего носят  форму. Это здорово, именно форма объединяет детей и развивает культуру одеваться. На уроках физкультуры у каждого класса свой цвет футболки. Это очень удобно во время соревнований,  можно увидеть, что дети учатся в разных классах. Школьная форма удобная и комфортная. Наши наблюдения доказывают, что для разных видов деятельности дети одевают подходящую одежду. Мы считаем, что в одежде детей преобладают современные ткани.

Мы задавали следующие вопросы: «Нужно ли ввести ношение формы в школе обязательным требованием?», «Удобно ли  носить школьную форму?», «Одежда должна быть красивой или удобной?», «Как вы себе представляете школьную форму в будущем?».

Мы никогда не задумывалась над тем, что одежда может очень многое рассказать о  человеке, одеваться необходимо в соответствии с видом деятельности, сегодня очень важно не только то, в чем ты одет, а то, что ты собой представляешь. Какой ты человек, что у тебя в голове и на душе.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: современный детский городской костюм разнообразный, удобный и комфортный, необходимо приводить в равновесие свой внешний вид с внутренним содержанием и выбирать нужно по сезону и назначению.

Детский городской костюм в будущем

Похоже, в будущем нам не придется гадать, как же одеться по погоде, чтобы в течение дня нам не было слишком холодно или чересчур жарко. Согласитесь, очень удобно: куртка сама изменяет свои свойства в зависимости от температуры воздуха.

Вообще, стоит сказать, что создание сверхтехнологичной одежды достаточно модная тенденция в последнее время. Например, создаются платья из графена. а также есть разработки «умной» шерсти, из которой при желании можно связать экзоскелет. Кроме того, многие компании ведут разработки и в области термоизменяющейся одежды.

Говоря о будущем, нельзя ни сказать о нарастающей озабоченности людей экологическим состоянием планеты. Надеемся, что производители детской одежды сократят до минимума производство синтетических тканей. Вместе с развитием науки и техники приходит естественное понимание того, что обычный детский городской костюм  устаревает. Почем бы не оснастить его  встроенными аккумуляторами для зарядки мобильных устройств на ходу? Как сделать ее менее подверженной износу, более приятной и удобной? На все эти вопросы пытаются ответить ученые и разработчики умной одежды, одежды будущего. Экоодежда — одежда будущего!

Наши модели детского городского костюма в прошлом и в будущем

Наше исследование нас увлекло, и мы решили разработать свои модели детского городского костюма. Нам очень понравился девичий костюм Московской губернии XIX века. Вместе с родителями по эскизам  мы сшили такой костюм. Он состоит из белой блузки со вставками из красной материи и тесьмы и косаклинного сарафана с оловянными пуговицами. На голове девичья повязка.

Заключение

В своей работе мы нашли ответы на многие, интересовавшие нас вопросы, но не на все. Дополнительные знания, которые мы получили, помогут нам призадуматься о  внутреннем содержании, которое мы демонстрируем окружающим. Адаптироваться в самостоятельной взрослой жизни, стать уверенными в принятии правильных решений,  нам как раз и  помогут знания, которые мы приобретаем.

Заканчивая работу, мы можем сделать следующие выводы: детский городской костюм – неотъемлемая часть нашей жизни, приходя из глубины веков, он помогает нам узнать историю своего народа, его традиции и культуру; отражает исторические события, формирует новую личность; отношение к детскому городскому костюму формирует нравственные качества личности, потому что заставляет задуматься не только о себе самом, но и об окружающих, давая почувствовать себя полноценным членом общества.

Список литературы

1. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.- М.: Россич, 1994.

2. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / 2-е изд. - Прага: Артия, 1987.

3. Пармон Ф. Русский народный костюм ка художественно-конструкторский источник творчества / 3-е изд., 1994.

4. Серебрякова К.Г. Модники и модницы, Государственный исторический музей, 2015.

5. Толковый словарь русского языка под редакцией Ушакова, изд.: Дом славянской  книги, 2009.

Источники информации

6. Детская мода 19 века – уменьшенные копии своих родителей http://www.interlinks.ru/style/7372.html

7. Малышева А. Одежда будущего: какой она будет? Ткани, фурнитура, дизайн - http://fb.ru/article/243785/odejda-buduschego-kakoy-ona-budet-tkani-furnitura-dizayn

8.  Пономарев А. Первое в мире платье из графена http://www.popmech.ru/science/321932-pervoe-v-mire-plate-iz-grafena/http://elvisti.com/node/43842

Анкета
_______________________класс_____

  1. Нужно ли  ввести ношение формы в школе обязательным требованием? __________________
  2. Удобно ли  носить школьную форму? ________________________
  3. Одежда должна быть красивой или удобной?___________________
  4. Как вы себе представляете школьную форму в будущем?
    __________________________________________________________