Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Жизнь лесных животных зимой» для детей средней группы ДОУ

Разделы: Экология


Цель: Формировать первоначальные представления детей о природе в зимний период.

Задачи:

  • Формировать представление о том, что дикие животные готовятся к зиме, приспосабливаются к изменениям погодных условий.
  • Развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим»
  • Развивать устную речь, внимание, память
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

Материал:

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин на данную тему.
  • Чтение произведения В.Зотова «Лесная мозаика».

Ход образовательной деятельности

Дети стоят полукругом. На экране появляется огорченный Буратино.

1 (слайд 2)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Здравствуй, Буратино. Почему ты такой грустный? Чем ты огорчен?

Буратино: Здравствуйте, ребята. Я очень долго путешествовал. И когда вернулся обратно домой, то не узнал знакомые места: все изменилось вокруг, я не увидел ни травы, ни листьев на деревьях, а и знакомых животных в лесу не встретил - тихо там, не с кем и поговорить.

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Буратино, почему так всё изменилось.

Дети: Наступила зима. Стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме - листву сбросили, да и снег выпал и спрятал травку.

Воспитатель: И животные тоже приготовились к зиме, каждый по-своему. Ты хочешь узнать, как? Тогда мы приглашаем тебя на экскурсию в зимний лес.

Воспитатель: Тогда садись с нами в сани. Мы отправляемся в путешествие.

(дети держатся за веревку изображая сани)

Звучит громкая музыка. Дети «едут»

(3 слайд).

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в зимнем лесу! Вылезаем из саней и идем гулять по лесу.

(Звук снега под ногами)

Ребята, что это скрипит у нас под ногами? (снег). Правильно, зимой на морозе снег скрипит.

(слайд 4) Мне кажется я кого-то видела. Давайте сядем и посмотрим. А вот и первый лесной житель

(слайд 4 вкл. звук)

Буратино: Никого тут нет. Голое дерево.

Воспитатель: Нет, Буратино, ты ошибаешься.

Дети, как вы думаете, кто живет в дупле этого дерева? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, белка.

(слайд 4 появл. белка)

А как она подготовилась к зиме? (ответы детей).

Как вы думаете какие запасы в кладовых у белки?

Воспитатель подводит итог: «С наступлением холодов белка сделала запасы в кладовых и теперь может спокойно зимовать у себя в домике. Любит она ягоды, грибы, желуди и орехи. Но белка зимой не спит. Она поменяла цвет шкурки, и он стал такой же, как ствол дерева. Это защищает ее от врагов. И если ей нужно будет сбегать в кладовку за едой, ее даже не будет видно. У нее сильные задние лапы, чтобы легко было прыгать с ветки на ветку и как руль помогает ей рулить. Хвост, как парашют помогает держаться в воздухе. В сильные морозы белка спит в дупле прикрывшись хвостом». Давайте поможем белочке пополнить свои запасы.

Игровое упражнение «Выбери запасы для белочки»

Воспитатель: (обращение к буратино, вот какая белочка!)

(слайд 5) Воспитатель: Кто-то пробежал по тропинке, заметая рыжим хвостиком следы. Кто же это? (дети «Лиса»)

(слайд 5 щелк лиса)  

- Как же она у нас подготовилась к зиме?

- Чем она питается зимой? (ответы детей)

- Где живет лиса?

Воспитатель (подводит итог) Лиса осенью линяет. У нее вырастает теплая густая шерсть, цвет которой не меняется. Питается лиса мышами, которых она ищет под снегом. У лисы есть пушистый хвост он как руль, который помогает делать резкие повороты, когда она гоняется за мышками. Зимует лиса в норе. Наша лисичка хочет с нами поиграть

Игровое упражнение «Чей хвост» (интерактивная доска)

(слайд 6, 7, 8, 9) (после ответа появляется буратино)

(слайд 10)

Воспитатель: Я знаю еще одного лесного жителя. Он тоже меняет зимой свою шубу.

- Как вы думаете кто это? (дети заяц)

- Как же заяц подготовился к зиме? (ответы детей)

Воспитатель: Летом наш зайчик ходил в серой шубе, но к зиме он шубку меняет.

- Как вы думаете для чего? Ответы детей. (маскировка + белая шуба более теплая и плотная).

- Чем питается зайка зимой?

Воспитатель: (подводит итог) У зайца длинные уши, чтобы хорошо слышать. Летом он серый, а к зиме белеет, сначала белеет хвост, затем задние лапы, а потом спинка и бока. Хвост у зайца короткий, чтобы не мешал бегать. Задние ноги длинные и сильные, чтобы отталкиваться и делать большие прыжки. Норки у него нет он спит в снежной ямке. Питается корой деревьев.

Зайка хочет с вами потанцевать, чтобы вы не замерзли в зимнем лесу.

А теперь давайте поиграем

Физкультминутка («Зайка серенький»)

Воспитатель: (обращение к Буратино, понравилось ли ему танец).

(слайд 11)

Воспитатель: Буратино теперь ты знаешь, как белка, лиса, и заяц готовятся к зиме. Не все лесные звери бегают зимой по лесу, есть такие, кто впадают в спячку.

Буратино: Я здесь никого не вижу.

Воспитатель: Хотите узнать кто здесь спрятался, тогда отгадайте загадку:

Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну конечно же, …. МЕДВЕДЬ

- Ребята, как же медведь подготовился к зиме?

- Что он делает зимой?

- Как называется дом медведя?

- Чем он питался осенью?

Совершенно верно всю зиму медведь спит в своей берлоге. Давайте посмотрим где же медвежья берлога, только очень тихо, чтобы его не разбудить. (открыть на слайде медвежью берлогу)

Воспитатель: Всю осень питался медведь ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. На зиму он не делает запасов. Вот и приходится медведю наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму. Где всю зиму спит медведь? Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых елочек, мха, хвороста наложил. Дом медведя называется берлога. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

(закрыть на слайде медвежью берлогу) Давайте опять закроем берлогу снежным покрывалом, пусть медведь спит. 

Воспитатель: Не только медведь спит всю зиму, но и другие дикие животные. Хотите узнать кто? Отгадайте загадку.

На спине иголки, длинные и колкие,
а свернется в клубок –
нет ни головы, ни ног. (Ёж)

(открыть на слайде норка ежа)

Перед тем как залечь в спячку, ежу надо не только накопить жир, съесть много насекомых, но и обеспечить себе хорошее убежище на всю зиму. Осенью ежи отыскивают глубокие норы. Норы с ежами постепенно засыпает снег. Давайте укроем нору ежика снегом. Пусть сладко спит до прихода весны.

(закрыть на слайде норку ежа)

Воспитатель: под снегом прячется от лисы еще один маленький зверек.

А кто это – вы узнаете, отгадав загадку:

С длинным хвостиком малышка
любит сыр и зерна … (мышка).

(открыть на слайде норка мыши)

Мыши заготавливают запасы на зиму: орехи, желуди, семена и складывают их в свои норы. Некоторые мыши, зимой впадают в спячку. Как наша мышка. Но есть мышки которые не впадают в спячку Давайте укроем ее и спрячем от лисы.

(закрыть на слайде норку мыши)

(слайд 11)

Буратино: Спасибо, ребята! Теперь и я многое узнал, благодаря вам. Большое вам спасибо за интересные рассказы. А я вам хочу рассказать о том, кто помогает лесным зверям. Это – лесник.

(слайд 11 появляется лесник) мужчина с биноклем.

Буратино:

Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверушек.

Вопрос воспитателя: «Как вы думаете, почему его профессия так называется?»

- Ответы детей (человек, который живет и работает в лесу)

  • Лесник следит за тем, чтобы в лесу все было хорошо. Как Вы понимаете эти слова? (ответы детей обсуждаются)
  • Это значит, чтобы деревья в лесу зря не рубили.
  • Это значит, чтобы в лесу не мусорили.
  • Это значит, чтобы в лесу костер не жгли.
  • Это значит, чтобы птиц и животных не обижали.

(слайд 12, слайд 13) (рассказы детей по картине)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза.

Звучит музыка. Затем она стихает.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Буратино: Какое интересное было путешествие. А мне пора с вами прощаться. До скорой встречи, ребята.

Дети: До скорой встречи, Буратино. Приходи к нам ещё.

Используемые материалы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (библиотека программы «Детство»). Санкт-Петербург Детство Пресс, 2011.
  3. Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду. Москва «просвещение», 2006.
  4. Картинки, музыка, которые используются в презентации, были найдены в сети Интернет в свободном доступе.