Образовательные потребности семьи (методическая разработка родительского собрания). 1-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 1

Ключевые слова: родительское собрание


Ведущие: педагог-психолог, учитель начальных классов.

Участники: родители обучающихся первых классов.

Форма проведения: деловая игра.

Основной метод: мозговой штурм.

Рекомендуемый срок поведения: 2-3 неделя сентября.

Время проведения: 45-60 минут.

Место проведения: учебный класс.

Цель: Актуализация представлений родителей о результатах школьного образования.

Задачи:

  • Определить ожидания родителей первоклассников от обучения детей в школе.
  • Сопоставить данные представления с целями и задачами современного школьного образования.
  • Актуализировать понимание необходимости и эффективности совместных действий родителей и учителей по достижению обучающимися качественного результата образования.

Планируемый результат:

  • Осознание родителями первоклассников целей и результатов современного школьного образования.
  • Сплочение родительского коллектива.

Ход игры

1. Подготовительный этап

Подготовка заданий для участников, необходимого технического и материального обеспечения.
Карточки с заданиями группам, карандаши (ручки, фломастеры, маркеры), листы бумаги формата А4 (А2) для фиксации идей.
Составление презентации «Цели и задачи современного образования в соответствие с требованиями ФГОС НОО»

2. Основной этап

2.1. Организационный этап

Учитель сообщает тему, цель встречи, форму проведения, время работы. Предлагает участникам объединиться в группы по 6–8 человек.

Возможный вариант. Родители сразу рассаживаются по группам в начале собрания (столы заранее расставлены для групповой работы)

2.2. Этап проведения мозгового штурма

Данный этап проводит педагог-психолог.

2.2.1 «Создание банка идей»

Время выполнения: 10 минут.

Участники получают задание ответить на вопрос: «Зачем мы отправляем ребенка в школу?».

Главная цель – набрать как можно больше вариантов.

Группа выбирает секретаря (при необходимости – двух).

В ходе выполнения задания выслушиваются и записываются все предложенные идеи. Обсуждение и критика предложенных идей не допускается.

2.2.2 «Представление результатов работы группы»

Время выполнения: 7–10 минут.

Варианты представления результатов.

Вариант 1.

Каждая группа выбирает спикера. Спикер озвучивает все предложенные идеи, которые поочередно фиксируются на доске (обычной или интерактивной, в зависимости от технических возможностей). Данный вариант требует больше времени для представления результатов, но очень удобен для дальнейшей работы.

Вариант 2.

Ответы фиксируются группой на листах ватмана формата А2, которые затем крепятся на доску для всеобщего обозрения. Данный вариант экономит время представления результатов, но не очень удобен для дальнейшей работы.

2.2.3 «Анализ идей»

Время выполнения: 10 минут.

Ведущий совместно с родителями анализирует варианты ответов, оптимизирует полученный список когнитивных ожиданий.

Затем ожидания ранжируются путем прямого голосования: каждый участник выбирает три наиболее значимых, на его взгляд, цели образования.

Далее определяются три варианта, набравшие в ходе голосования наибольшее количество голосов участников.

2.3. Аналитический этап

Время выполнения: 10 минут.

На данном этапе каждая группа работает со своим вариантом, отвечая на вопрос: «Что мы как родители можем сделать для достижения этой цели, чем помочь школе и ребенку?».

Далее предложения группы озвучиваются спикером, остальные участники могут внести свои дополнения.

В результате коллективного обсуждения составляется список мероприятий, совместных дел, в организации которых родители могут принять участие или организовать самостоятельно в течение учебного года.

В дальнейшем данный список используется родительским комитетом класса при планировании внеклассной работы. Также можно внести предложения в родительский комитет школы (Совет развития школы)

3. Информационный этап

Ведущий – учитель (педагог-психолог).

Ведущий объясняет родителям цели и задачи современного образования, представляет результаты обучения в соответствие с требованиями ФГОС: предметные, метапредметные, личностные.

Информация сопровождается презентацией.

4. Заключительный этап

4.1 Подведение итогов работы.

Обобщение полученных результатов:

  • список ожиданий родителей от обучения детей сопоставляется с целями современного образования,
  • озвучиваются основные предложения участников по организации и содержанию внеклассной работы в классе.

Выход на необходимость совместных действий педагогов и родителей для достижения качественного результата образования.

4.3 Вручение родителям памяток «Как помочь ребенку лучше учиться»

4.3 Анкетирование родителей

Литература

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009.

2. Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.

3. Ли Девид Практика группового тренинга. – СПб.: «Питер», 2005.

Приложение

Как помочь ребёнку лучше учиться?
(памятка для родителей)

1. Приучайте работать в команде

Команда – это семья, товарищи, одноклассники. Разговаривайте, корректно спорьте, учите приходить к общему мнению. Поможет игра и совместные дела.

2. Мотивируйте

Чтобы решить задание по любому предмету, поясните ребёнку, зачем ему это нужно. Помогите поставить ближайшие и отдалённые цели. Мотивируйте на результат.

3. Учите беречь время

Помогите ребёнку понять, что результат эффективнее, если не тратить время зря. Учите планировать: план поможет сократить неэффективность работы.

4. Помогайте искать информацию

Поощряйте желание ребёнка искать информацию в различных источниках: книгах, телевизионных передачах, печатных изданиях, интернете. Обсуждайте с ребёнком, насколько ему полезна найденная информация.

5. Разговаривайте с ребёнком

Обсуждайте увлечения ребёнка, книги, фильмы. Учите высказывать своё мнение об увиденном, помогайте поддерживать диалог. Просите, чтобы ребёнок приводил аргументы (факты, доказательства, примеры)

6. Подключайте образное мышление

Чтобы успешно освоить учебный материал, помогите ребёнку сделать его «зримым»: рисуйте вместе с ним, помогайте составлять схемы, таблицы, графики.

7. Учите верить в себя

Хвалите ребёнка за хорошо сделанную работу. Сравнивайте новый результат с предыдущим, а не с результатами его одноклассников или друзей. Ставьте постепенно перед ребёнком чуть более сложную цель, чем он уже достиг.