Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Цели урока:
- обучающая – познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
- развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
- воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.
Задачи урока:
- дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
- учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
- узнать о понятии «натюрморт», его разновидности;
- развивать творческую и познавательную активность.
- Предметные:
- Знать: основное о натюрморте.
- Уметь: выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов.
- Познавательные: Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.
- Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
- Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
- Личностные : ценностное отношение к природному миру.
Оборудование: Изобразительный ряд: Кроссворд, репродукции картин натюрмортов (из истории и особенности построения натюрморта): (презентация), наглядный разрезной материал (ваза, фрукты), проектор для показа слайдов (ИКТ)
Для учащихся: альбом, графитный карандаш, акварель, ластик.
Учащиеся должны:
- Знать понятия «Натюрморт», го особенности
- Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.
Ход урок
I. Организационный момент
1.Приветствие класса.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Постановка темы урока
- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Посмотрите, пожалуйста, на слайд с кроссвордом ,где вы угадав понятия, встречающиеся на уроке ИЗО, вы должны разгадать ключевое слово, являющееся темой урока: (Приложение 1)
(на экране ключевое слово натюрморт)
- Молодцы. Вы дали правильный ответ.
- А теперь ответьте, что обычно изображается на натюрмортах?
(ответы детей: фрукты, овощи, цветы, посуда, т.д.)
- Как можно все это назвать одним словом?
(ответы детей: вещи, предметы).
- Верно.Итак, кто может назвать тему нашего урока сегодня? - (ответы детей) (На экране: Изображение предметного мира – натюрморт.)
Учитель. Тема урока: «Изображение предметного мира – натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.
Как вы поняли мы сегодня будем говорить и выполнять натюрморт? Для начала ответьте на этот вопрос с помощью словаря по ИЗО.
Учитель. Что же такое натюрморт?
III. Работа учащихся со словарем по ИЗО
(ответы детей из словаря)
IV. Изучение нового материала
Натюрморт как жанр. История возникновения и развития натюрморта.
Учитель. - Как же возник и развивался этот жанр? Об этом расскажут наши гости – магистры изобразительных искусств
Магистр 1: - Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы.
Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени.
Мощного расцвета натюрморт достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю ИЗО Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Микеланджело Меризи де Караваджо. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».
Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей, что особо ярко проявилось в творчестве испанского мастера Ф.Сурбарана.
Магистр 2: - Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением таких мастеров искусства как Поль Сезанн и Ван Гог, для которых мир вещей становится одной из основных тем.
В русском искусстве натюрморт появился в 17 веке вместе с утверждением светской живописи, отражая стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками». Некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф.П. Толстой, А.Г. Венецианов, И.Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.
Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М.А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века.
К лучшим образцам жанра «натюрморт» относятся работы К.А. Коровина, И.Э. Грабаря, А.Я. Головина, П.В. Кузнецова, Н.Н. Сапунова, С.Ю. Судейкина, М.С, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Куприна, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и других.
Учитель: - Мы с вами посмотрели натюрморты разных исторических эпох и разных художников. Скажите, а какие отличия у них?
Ответы: У каждого свой стиль (свой подчерк)
(Стили натюрморта) - слайд
- Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.
- Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем разобраться? Что помогает передать настроение в натюрморте?
(Ответ ученика - Цвет.)
(Цвет) - слайд
Учитель. - Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.
(Колорит) - слайд
- Художники используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.
(Контраст) - слайд
- Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными.
Учитель: - Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?
(Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание).
Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?
(Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит)
Сравнение двух натюрмортов. (- Какой вам понравился больше и почему?)
Учитель. - Глядя на вещи, изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали. Натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам.
Учитель: А где в классе вы видите натюрморты?
(Ответы учеников - на стене картина – натюрморт в технике «холодный батик»)
IV. Первичное закрепление пройденного материала
- Упражнение на доске (ученики с помощью раздаточного материала составляют варианты постановки натюрморта, расположения его составляющих предметов)
V. Практическая работа учащихся
Учитель: - Работу «Изображение натюрморта» вы будете выполнять сегодня с помощью простых домашних предметов(кувшин или ваза, круглое блюдо или кухонная доска), а также нескольких фруктов) с учетом фона, на котором у вас будет расположен натюрморт. Предметы могут перекрывать друг друга, быть один на фоне другого. Как только вы с помощью наброска расположите предметы вашего натюрморта, приступайте к передаче работы в цвете.
VI. Целевой обход учителем рабочих мест
- контроль последовательности и правильности выполнения работы,уточнение и исправление ошибок.
VII. Физкультминутка
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Вот и подошел к концу наш урок. Закончите пожалуйста фразы (слайд):
Рефлексия:
- Мне было интересно…
- Меня удивило…
- Материал урока мне был…
- Мне больше всего понравилось…
- Свой натюрморт я бы назвал……
- Показ лучших работ, выставление оценок
Дом.зад.: Выполнить натюрморт из плоских изображений знакомых предметов(из цв.бумаги)
Использованная литература
1. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.
Использованные сайты
1. http://evgeniidemshin.ru/still_life_evolution
2. http://cult.bobrodobro.ru/10620
3. http://studbooks.net/1129944/kulturologiya/istoriya_natyurmorta
Приложение 1
По вертикали:
- Любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения (фон)
- Водная краска, обладающая большими красящими возможностями, эти краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета (гуашь)
- Одно из основных художественных средств в живописи (цвет)
- Всякое изображение, поясняющее текст (иллюстрация)
- Краска, для изготовления которой используются водорастворимые связующие, обычно разводится водой до состояния прозрачности и наносится на бумагу широкими пятнами (акварель)
- Подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок (мольберт)
- Важное средство передачи предмета в скульптуре (объём)
- Тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой художник смешивает краски в процессе работы (палитра)
- Главный инструмент живописца (кисть)
По горизонтали: ключевое слово – НАТЮРМОРТ