Технологическое развитие современного общества, усиление информационного потока требуют от современного человека новых умений и навыков, что в свою очередь повлекло необходимость перемен в образовательном процессе. Современная школа должна соответствовать потребностям современного общества и, в первую очередь, способствовать развитию человека и благополучной его адаптации в социуме.
Именно поэтому подверглись изменению государственные стандарты и цели обучения и воспитания подрастающего поколения, что повлияло на формы и методы работы в среднем звене школы, а также усилило необходимость подготовки обучающихся к свободному выражению своих мыслей и умению аргументировать собственную позицию. Поскольку внедрение ФГОС ООО только началось, а внедрение итогового сочинения как формы допуска проводится не так давно, существует потребность в разработке сценариев уроков и методических материалов.
Данная разработка представляет собой попытку совмещения актуальных направлений в образовании. Думается, что целесообразно начинать подготовку к итоговому сочинению, с учётом требований к нему, с самого начала образовательной ступени и продолжать её с 5 по 9 класс.
В результате анализа тем, предложенных учащимся на итоговом сочинении, можно прийти к выводу, что чаще всего это философские темы, принадлежащие к категории «вечных»: дружба, семья, выбор, счастье и т.д. Концепт таких тем предполагает широкие возможности для интерпретации. Например, взяв в качестве основы тему «любовь», можно работать над ней, выделяя в ней разные аспекты:
- 5 класс – любовь к ближнему,
- 6 класс – любовь к братьям нашим меньшим,
- 7 класс – материнская любовь,
- 8 класс – супружеская любовь,
- 9 класс – любовь к Родине.
Более того, глубокое и всеобъемлющее понимание этой темы является полезным и востребованным и в свете подготовки к заданию № 25 ЕГЭ.
Здесь представлена разработка двух последних в системе уроков по изучению повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»), которую изучают в 5 классе по линии учебников В.Я.Коровиной.
Урок № 1 по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Цель урока: развитие навыков написания сочинения, повторение этапов работы над сочинением, развитие умения соответствовать теме работы.
Методическая цель: проектирование урока с учётом требований ФГОС ООО.
Средства реализации цели: планирование деятельности на уроке, самостоятельная оценочная деятельность на основе эталона, работа с текстовой информацией и её интерпретация и анализ, определение ключевых слов, развитие речевых и аналитических навыков.
Формируемые УУД:
- Познавательные: поиск, анализ и выделение необходимой информации.
- Регулятивные: планирование, сопоставление, установление причинно-следственных связей, аргументирование, самоанализ.
- Личностные: ценностно-смысловая ориентация, воспитание гуманного отношения к окружающим.
- Коммуникативные: умение слышать, умение воспринимать чужую точку зрения.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Предварительная подготовка:
- Прочитать произведение Короленко «В дурном обществе».
- Составить словесный портрет главного героя.
Ход урока
1. Мотивационно-установочный этап.
На доске начало нескольких предложений.
- Я прочитал повесть с удовольствием, потому что…
- Я прочитала повесть с трудом, потому что…
- Мне было…
- Когда я прочитал…
Учитель:
– Предлагаю вам выбрать предложение по душе и закончить его, основываясь на своих чувствах после прочитанного.
Анализ записанных фраз с переходом к повторению содержания текста.
2. Организационно-деятельностный этап.
Учитель:
– Давайте вспомним содержание повести и разгадаем кроссворд. Когда мы его разгадаем, мы сможем прочесть ключевое слово, называющее прекрасно качество, которое присуще Васе как человеку.
– Какое ключевое слово у нас получилось? Назовите его.
– Давайте посмотрим, все ли слова угаданы правильно.
Ученики сравнивают свои ответы с эталоном, который проецируется на доску.
Учитель даёт толкование лексического значения слова:
– Гуманность – это любовь к человеку, человеколюбие, уважение человеческой личности.
– Давайте посмотрим, какие человеческие качества раскрыла в Васе любовь к ближнему.
Составление кластера.
Учитель:
– Итогом изучения произведения «В дурном обществе» будет сочинение. Тема работы: какие человеческие качества раскрыла в Васе любовь к ближнему?
Целеполагание.
– Давайте сформулируем наши цели на этом уроке.
Формулировка целей:
- Повторить структуру (композицию) сочинения.
- Вспомнить, что означает понятие «композиция».
- Повторить этапы работы над сочинением.
Регулировочный этап.
Учитель:
– Дайте определение понятию «композиция». (Композиция – это построение произведения).
– В чём особенность композиции сочинения? (Она трёхчастная).
– Посмотрите на доску. Здесь даны композиционные части работы и их содержание, но они перепутаны. Давайте проанализируем таблицу и расставим всё по своим местам.
Композиционная часть | Содержание части |
Основная часть |
1. Подготовка читателя к восприятию текста |
Вступление |
2. Выводы, итоги, обобщение ранее сказанного. |
Заключение |
3. Первый тезис, развитие мысли, аргументы, иллюстрация. |
Сравним с эталоном:
Композиционная часть | Содержание части |
Вступление |
1. Подготовка читателя к восприятию текста |
Основная часть |
2. Первый тезис, развитие мысли, аргументы, иллюстрация, промежуточный вывод. |
Заключение |
3. Выводы, итоги, обобщение ранее сказанного. |
- Вспоминаем этапы работы над сочинением. (Определение темы и основной мысли работы, составление плана, подбор лексического материала.
- Давайте подберём лексический материал, необходимый нам для работы. Итак, составим список ключевых слов для сочинения.
Ученики предлагают свои варианты, на основе которых составляется общий список. Затем этот список заносится в графу таблицы.
Ключевые слова | Вопросный план |
Тезисный план |
|
|
|
4. Какое слово или понятие будет ключевым для нашей работы? Выделим его. (Гуманность или любовь к людям).
Рефлексия.
– Удалось ли нам достичь всех целей на уроке?
– Оценим вашу работу на уроке при помощи разминки «Великаны-гномики».
Домашнее задание: составить вопросный и тезисный план к сочинению на заданную тему.
Урок № 2 по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»
Цель урока: анализ содержания текста художественного произведения, определение авторской позиции, понимание авторского замысла, развитие навыков написания сочинения, умения соответствовать теме работы, аргументировать свою позицию, подкрепляя её текстом художественного произведения.
Методическая цель: проектирование урока с учётом требований ФГОС ООО.
Средства реализации цели: планирование деятельности на уроке, самостоятельная оценочная деятельность на основе эталона, работа с текстовой информацией и её интерпретация и анализ, развитие речевых и аналитических навыков.
Формируемые УУД:
- Познавательные: смысловое чтение; поиск, анализ и выделение необходимой информации.
- Регулятивные: планирование, сопоставление, установление причинно-следственных связей, аргументирование, самоанализ.
- Личностные: ценностно-смысловая ориентация, воспитание гуманного отношения к окружающим.
- Коммуникативные: умение слышать, умение воспринимать чужую точку зрения, работа в парах, работа в группе.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Предварительная подготовка:
- Произведение прочитано.
- Составлен план сочинения.
Ход урока
1. Мотивационно-установочный этап.
Учитель:
– На доске вы видите палитру цветов. Скажите, какой цвет соответствует, по вашему мнению, любви, а каким нельзя обозначить это чувство. Объясните свою точку зрения.
Целеполагание.
– Давайте определим наши цели на этот урок.
- Повторить виды вступления и заключения.
- Поработать над умением аргументировать свою точку зрения.
- Вспомнить способы введения текста художественного произведения в сочинение.
2. Организационно-деятельностный этап.
Учитель:
– Давайте вспомним содержание повести и выполним следующее задание.
Задание: выберите и запишите те номера предложений, которые соответствуют содержанию повести.
|
– Сопоставьте свои ответы с соседом по парте, выработайте единое мнение.
Анализ ответов и обсуждение.
– Подумайте, как получилось, что, несмотря на потерю мамы и сложные отношения с отцом, Вася смог сохранить способность любить? Докажите свою точку зрения, основываясь на тексте произведения.
– Давайте познакомимся с тем, как можно ввести текст художественного произведения в сочинение для того, чтобы аргументировать свою позицию:
Способы введения художественного произведения в текст сочинения | Внимание! |
Очень коротко пересказать нужный фрагмент произведения |
!!!Помнить, что пересказ должен сопровождаться своими пояснениями. |
Сослаться на ситуацию, диалог, эпизод, высказывание героя. |
Можно использовать, когда не нужны особые подробности. |
- Объединитесь в группы и сравните планы, которые вы составили к сочинению, работая дома. Сопоставьте их и выберите лучший вариант.
- Планы всех групп анализируются и для общей работы выбирается лучший.
- При помощи схем повторяются виды вступления к сочинению и виды заключения.
3. Регулировочный этап.
– Посмотрите на доску. Вам нужно правильно соотнести темы сочинений и фрагменты заключения, написанные к ним.
Темы | Заключения |
1. Что готов сделать человек ради любви? |
1. Именно поэтому очень часто хочется закричать изо всех сил: «Люди! Будьте людьми!» |
2. Может ли родительская любовь быть разрушительной? |
2. Таким образом, человек способен на многое ради любви, в том числе и на жертвы. |
3. Может ли любящий человек чего-то требовать взамен? |
3. В заключение своей работы хочется пожелать всем настоящей, бескорыстной любви. |
4. Нужно ли воспитывать любовь к родине в человеке? |
4. Итак, если родительская любовь слепа и безгранична, она может и искалечить ребёнка. |
5. Любовь к животным как показатель человечности. |
5. Следовательно, можно говорить о том, что патриотизм не рождается вместе с человеком, и это святое чувство нужно воспитывать в человеке и подкреплять всеми силами. |
Сравнить с образцом:
Темы | Заключения |
1.Что готов сделать человек ради любви? |
2. Таким образом, человек способен на многое ради любви, в том числе и на жертвы. |
2.Может ли родительская любовь быть разрушительной? |
4. Итак, если родительская любовь слепа и безгранична, она может и искалечить ребёнка. |
3.Может ли любящий человек чего-то требовать взамен? |
3. В заключение своей работы хочется пожелать всем настоящей, бескорыстной любви. |
4.Нужно ли воспитывать любовь к родине в человеке? |
5. Следовательно, можно говорить о том, что патриотизм не рождается вместе с человеком, и это святое чувство нужно воспитывать в человеке и подкреплять всеми силами. |
5.Любовь к животным как показатель человечности. |
1. Именно поэтому очень часто хочется закричать изо всех сил: «Люди! Будьте людьми!» |
– А какой вариант заключения мы можем написать к нашей теме?
Обсуждение вариантов заключения.
Командная игра «Исправь ошибку».
4. Рефлексия.
– Удалось ли нам достичь всех целей на уроке?
– Оценим вашу работу на уроке при помощи разминки «Великаны-гномики».
Домашнее задание: подобрать эпиграф и написать сочинение.