Пропедевтическая подготовка к итоговому сочинению на основе художественного произведения в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Технологическое развитие современного общества, усиление информационного потока требуют от современного человека новых умений и навыков, что в свою очередь повлекло необходимость перемен в образовательном процессе. Современная школа должна соответствовать потребностям современного общества и, в первую очередь, способствовать развитию человека и благополучной его адаптации в социуме.

Именно поэтому подверглись изменению государственные стандарты и цели обучения и воспитания подрастающего поколения, что повлияло на формы и методы работы в среднем звене школы, а также усилило необходимость подготовки обучающихся к свободному выражению своих мыслей и умению аргументировать собственную позицию. Поскольку внедрение ФГОС ООО только началось, а внедрение итогового сочинения как формы допуска проводится не так давно, существует потребность в разработке сценариев уроков и методических материалов.

Данная разработка представляет собой попытку совмещения актуальных направлений в образовании. Думается, что целесообразно начинать подготовку к итоговому сочинению, с учётом требований к нему, с самого начала образовательной ступени и продолжать её с 5 по 9 класс.

В результате анализа тем, предложенных учащимся на итоговом сочинении, можно прийти к выводу, что чаще всего это философские темы, принадлежащие к категории «вечных»: дружба, семья, выбор, счастье и т.д. Концепт таких тем предполагает широкие возможности для интерпретации. Например, взяв в качестве основы тему «любовь», можно работать над ней, выделяя в ней разные аспекты:

  • 5 класс – любовь к ближнему,
  • 6 класс – любовь к братьям нашим меньшим,
  • 7 класс – материнская любовь,
  • 8 класс – супружеская любовь,
  • 9 класс – любовь к  Родине.

Более того, глубокое и всеобъемлющее понимание этой темы является полезным и востребованным и в свете подготовки к заданию № 25 ЕГЭ.
Здесь представлена разработка двух последних в системе уроков по изучению повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»), которую изучают в 5 классе по линии учебников В.Я.Коровиной.

Урок  № 1 по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Цель урока: развитие навыков написания сочинения, повторение этапов работы над сочинением, развитие умения соответствовать теме работы.

Методическая цель: проектирование урока с учётом требований ФГОС ООО.

Средства реализации цели: планирование деятельности на уроке, самостоятельная  оценочная деятельность на основе эталона, работа с текстовой информацией и её интерпретация и анализ, определение ключевых слов, развитие речевых и аналитических навыков.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: поиск, анализ и выделение необходимой информации.
  • Регулятивные: планирование, сопоставление, установление причинно-следственных связей, аргументирование, самоанализ.
  • Личностные: ценностно-смысловая ориентация, воспитание гуманного отношения к окружающим.
  • Коммуникативные: умение слышать, умение воспринимать чужую точку зрения.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Предварительная подготовка:

  • Прочитать произведение Короленко «В дурном обществе».
  • Составить словесный портрет главного героя.

Ход урока

1. Мотивационно-установочный этап.

На доске начало нескольких предложений.

  1. Я прочитал повесть с удовольствием, потому что…
  2. Я прочитала повесть с трудом, потому что…
  3. Мне было…
  4. Когда я прочитал…

Учитель:

– Предлагаю вам выбрать предложение по душе и закончить его, основываясь на своих чувствах после прочитанного.

Анализ записанных фраз с переходом к повторению содержания текста.

 2. Организационно-деятельностный этап.

Учитель:

 – Давайте вспомним содержание повести и разгадаем кроссворд. Когда мы его разгадаем, мы сможем прочесть ключевое слово, называющее прекрасно качество, которое присуще Васе как человеку.

–  Какое ключевое слово у нас получилось? Назовите его.

– Давайте посмотрим, все ли слова угаданы правильно.

Ученики сравнивают свои ответы с эталоном, который проецируется на доску.

Учитель даёт толкование лексического значения слова:

– Гуманность – это любовь к человеку, человеколюбие, уважение человеческой личности.

– Давайте посмотрим, какие человеческие качества раскрыла в Васе любовь к ближнему.

Составление кластера.

Учитель:

– Итогом изучения произведения «В дурном обществе» будет сочинение. Тема работы: какие человеческие качества раскрыла в Васе любовь к ближнему?

 Целеполагание.

– Давайте сформулируем наши цели на этом уроке.

Формулировка целей:

  1. Повторить структуру (композицию) сочинения.
  2. Вспомнить, что означает понятие «композиция».
  3. Повторить этапы работы над сочинением.

Регулировочный этап.

 Учитель:

– Дайте определение понятию «композиция». (Композиция – это построение произведения).

– В чём особенность композиции сочинения? (Она трёхчастная).

– Посмотрите на доску. Здесь даны композиционные части работы и их содержание, но они перепутаны. Давайте проанализируем таблицу и расставим всё по своим местам.

Композиционная часть

Содержание части

Основная часть

1. Подготовка читателя к восприятию текста

Вступление

2. Выводы, итоги, обобщение ранее сказанного.

Заключение

3. Первый тезис, развитие мысли, аргументы, иллюстрация.
Второй тезис, развитие мысли, аргументы, иллюстрация и т.д.

  Сравним с эталоном:

Композиционная часть

Содержание части

Вступление

1. Подготовка читателя к восприятию текста

Основная часть

2.  Первый тезис, развитие мысли, аргументы, иллюстрация, промежуточный вывод.
Второй тезис, развитие мысли, аргументы, иллюстрация, промежуточный вывод
и т.д.

Заключение

3. Выводы, итоги, обобщение ранее сказанного.

  1.  Вспоминаем этапы работы над сочинением. (Определение темы и основной мысли работы, составление плана, подбор лексического материала.
  2.  Давайте подберём лексический материал, необходимый нам для работы. Итак, составим список ключевых слов для сочинения.

Ученики предлагают свои варианты, на основе которых составляется общий список. Затем этот список заносится в графу таблицы.

Ключевые слова

Вопросный план

Тезисный план

 

 

 

4.  Какое слово или понятие будет ключевым для нашей работы? Выделим его. (Гуманность или любовь к людям).

 Рефлексия.

–  Удалось ли нам достичь всех целей на уроке?

– Оценим вашу работу на уроке при помощи разминки «Великаны-гномики».

Домашнее задание: составить вопросный и тезисный план к сочинению на заданную тему.

Урок № 2 по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Цель урока: анализ содержания текста художественного произведения, определение авторской позиции, понимание авторского замысла, развитие навыков написания сочинения, умения соответствовать теме работы, аргументировать свою позицию, подкрепляя её текстом художественного произведения.

Методическая цель: проектирование урока с учётом требований ФГОС ООО.

Средства реализации цели: планирование деятельности на уроке, самостоятельная  оценочная деятельность на основе эталона, работа с текстовой информацией и её интерпретация и анализ, развитие речевых и аналитических навыков.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: смысловое чтение; поиск, анализ и выделение необходимой информации.
  • Регулятивные: планирование, сопоставление, установление причинно-следственных связей, аргументирование, самоанализ.
  • Личностные: ценностно-смысловая ориентация, воспитание гуманного отношения к окружающим.
  • Коммуникативные: умение слышать, умение воспринимать чужую точку зрения, работа в парах, работа в группе.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Предварительная подготовка:

  1. Произведение прочитано.
  2. Составлен план сочинения.

Ход урока

1. Мотивационно-установочный этап.

Учитель:

– На доске вы видите палитру цветов. Скажите, какой цвет соответствует, по вашему мнению, любви, а каким нельзя обозначить это чувство. Объясните свою точку зрения.

 Целеполагание.

– Давайте определим наши цели на этот урок.

  1. Повторить виды вступления и заключения.
  2. Поработать над умением аргументировать свою точку зрения.
  3. Вспомнить способы введения текста художественного произведения в сочинение.

2. Организационно-деятельностный этап.

Учитель:

– Давайте вспомним содержание повести и  выполним следующее задание.

Задание: выберите и запишите те номера предложений, которые соответствуют содержанию повести.
  1. Вася не любил отца, поэтому редко бывал дома.
  2. Вася с сестрой Соней очень любили друг друга.
  3. Вася полюбил Марусю, потому что та была похожа на Соню.
  4. Васе было очень одиноко дома, потому что там его никто не любил.
  5. Вася любил отца, но горе разделило их с отцом.

– Сопоставьте свои ответы с соседом по парте, выработайте единое мнение.

Анализ ответов и обсуждение.

– Подумайте, как получилось, что, несмотря на потерю мамы и сложные отношения с отцом, Вася смог сохранить способность любить? Докажите свою точку зрения, основываясь на тексте произведения.

– Давайте познакомимся с тем, как можно ввести текст художественного произведения в сочинение для того, чтобы аргументировать свою позицию:

Способы введения художественного произведения в текст сочинения

Внимание!

Очень коротко пересказать нужный фрагмент произведения

!!!Помнить, что пересказ должен сопровождаться своими пояснениями.
Не подменять свой анализ пересказом произведения.

Сослаться на ситуацию, диалог, эпизод, высказывание героя.

 Можно использовать, когда не нужны особые подробности.
!!!Не пересказывать.

  1. Объединитесь в группы и сравните планы, которые вы составили к сочинению, работая дома. Сопоставьте их и выберите лучший вариант.
  2. Планы всех групп анализируются и для общей работы выбирается лучший.
  3. При помощи схем повторяются виды вступления к сочинению и виды заключения.

3. Регулировочный этап.

– Посмотрите на доску. Вам нужно правильно соотнести темы сочинений и фрагменты заключения, написанные к ним.

Темы

Заключения

1. Что готов сделать человек ради любви?

1. Именно поэтому очень часто хочется закричать изо всех сил: «Люди! Будьте людьми!»

2. Может ли родительская любовь быть разрушительной?

2. Таким образом, человек способен на многое ради любви, в том числе и на жертвы.

3. Может ли любящий человек чего-то требовать взамен?

3. В заключение своей работы хочется пожелать всем настоящей, бескорыстной любви.

4. Нужно ли воспитывать любовь к родине в человеке?

4. Итак, если родительская любовь слепа и безгранична, она может и искалечить ребёнка.

5. Любовь к животным как показатель человечности.

5. Следовательно, можно говорить о том, что патриотизм не рождается вместе с человеком, и это святое чувство нужно воспитывать в человеке и подкреплять всеми силами.

Сравнить с образцом:

Темы

Заключения

1.Что готов сделать человек ради любви?

2. Таким образом, человек способен на многое ради любви, в том числе и на жертвы.

2.Может ли родительская любовь быть разрушительной?

4. Итак, если родительская любовь слепа и безгранична, она может и искалечить ребёнка.

3.Может ли любящий человек чего-то требовать взамен?

3. В заключение своей работы хочется пожелать всем настоящей, бескорыстной любви.

4.Нужно ли воспитывать любовь к родине в человеке?

5. Следовательно, можно говорить о том, что патриотизм не рождается вместе с человеком, и это святое чувство нужно воспитывать в человеке и подкреплять всеми силами.

5.Любовь к животным как показатель человечности.

1. Именно поэтому очень часто хочется закричать изо всех сил: «Люди! Будьте людьми!»

– А какой вариант заключения мы можем написать к нашей теме?

Обсуждение вариантов заключения.

Командная игра «Исправь ошибку».

4. Рефлексия.

–  Удалось ли нам достичь всех целей на уроке?

– Оценим вашу работу на уроке при помощи разминки «Великаны-гномики».

Домашнее задание: подобрать эпиграф и написать сочинение.

Приложение.