Формирование гражданской, социальной и культурной самоидентификация личности – приоритетное направление деятельности образовательных организаций по реализации государственной политики (ФЗ «Об образовании РФ»), что предполагает:
- наличие условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- наличие концептуальных подходов, помогающих разрабатывать способы включения молодёжи в социальную, экономическую и культурную среду (ст.2. п.2);
- ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ и вариативность их содержания (ст. 11).
Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. рассматривает сохранение и развитие традиций народов, проживающих на её территории общим достоянием российской нации, как фактор укрепления российской государственности.
Модернизация системы общего образования в условиях перехода на ФГОС предполагает поиск эффективных подходов к обеспечению оптимального баланса между ее федеральной и региональной (локальной) составляющими.
Историко-культурный стандарт включает этнокультурный компонент, который реализуется посредством изучения истории России через историю регионов.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в становлении личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».
Дневник - основной документ школьника на то время, пока он учится.
Дневник школьника Пензенской области - это:
1. Журнал, в котором регистрируются оценки учащегося.
2. Средство для обращения школы к родителям.
3. Средство оценки своего настроения.
4. Показатель прилежности ученика.
5. Миниэнциклопедия по наиболее значимым событиям и фактам из жизни и истории России и Пензенской области.
Цель дневника школьника Пензенской области - воспитание человека, способного к самоорганизации, самооцениванию и саморазвитию, человека совершенствующего самого себя, любящего свой народ, свой край, свою Родину.
Задачи:
- направить процесс самовоспитания, саморазвития учащихся;
- организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую к появлению программ работы над собой;
- ознакомить школьников с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования, саморазвития;
- содействовать повышению интереса обучающихся к истории и культуре родного края в неразрывной связи с историей и культурой России.
Направления развития личности на разных возрастных этапах определяются потребностями человека, прежде всего потребностями улучшения и совершенствования личностью самой себя.
Сензитивные периоды для проявления и развития определённых потребностей
- 7 – 10 лет - познание окружающего мира
- 10 – 11 лет - самопознание
- 11 – 13 лет - самовоспитание, самообучение
- 13 – 14 лет - самоутверждение
- 14 – 15 лет - самоопределение
- 15 – 17 лет - самоактуализация
С учетом этого для каждого класса условно выделена тематическая направленность дневника в виде девиза.
Развитие умений самосовершенствования личности школьника от I класса до XI класса
- I – IV класс. Управляй своим поведением
- V класс. Познай себя
- VI класс. Сделай себя сам
- VII класс. Научи себя учиться
- VIII класс. Утверждай себя
- IX класс. Найди себя
- X класс. Управляй собой
- XI класс. Реализуй себя
В нашей области разработана стратегия социально-экономического развития до 2030 г., и одним из ее элементов является "формирование гармонично развитой личности посредством использования богатейшего историко-культурного наследия и обеспечения доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам", а также с 2014 года реализуется региональный проект «Малая Родина» с целью повышения качества школьного исторического образования, приобщения детей к культуре региона, стимулирования краеведения и саморазвития обучающихся.
В 2017 году в школы города и области поступил Дневник школьника Пензенской области, который стал частью вышеперечисленных проектов.
Дневник школьника Пензенской области рассчитан на обучающихся со второго по пятый класс. Методически учтены возрастные особенности учеников начальной школы с переходом в основное звено.
Концептуальная идея создания дневника школьника Пензенской области основывается на опыте разработки региональных моделей дневника в конце 90-х – начале 2000-х годов.
С помощью дневника можно:
- Каждый день дорисовывать смайлику соответствующее выражение лица, которое соответствует настроению ребёнка. Это помогает в работе школьным психологам и классному руководителю, а также побуждает родителей чаще обращать внимание на психологическое состояние детей.
- В комплекте к дневнику есть смайлики-самоклейки - улыбчивые и грустные, которые ребята приклеивают в качестве оценки по поведению за неделю, тем самым участвуют в изучении курса внеурочной деятельности для 1- 4 классов «Мое поведение и его оценка» .
- В дневнике учащиеся находят информацию о государственных праздниках, памятных датах, много фотографий и фактов о памятниках, театрах, музеях Пензы и области, о выдающихся личностях, прославивших Сурский край, о природных объектах, особенности отдельных районов и городов Пензенской области отражены на яркой и цветной карте.
- Одним из нововведений стало появление на страницах «главного школьного документа» QR-кодов, которые позволяют школьникам получить дополнительную информацию. К примеру, учащиеся слушают фрагменты из знаменитых музыкальных произведений, смотрят отрывки из документального фильма и многое другое.
Практические рекомендации:
1. Знакомство с дневником. Мы нашли на карте Пензенской области свой родной город, посмотрели, как называются районы нашей области, отметили те районы - где побывали. Поговорили о символике России и Пензенской области: герб, гимн, флаг. Внимательно прочитали обращение губернатора И.А.Белозерцева.
В форме игры мы нашли то, чем интересен дневник для каждого. Ребята отметили информацию о временах года, о праздниках и исторических событиях, сказали, что дневник яркий с множеством фотографий и иллюстраций. Ребята поняли, что это не просто странички дневника, но и уникальная возможность для саморазвития, т.к. с его помощью можно найти информацию в Интернете, расширить свои знания про исторические события и известных людей через книги.
Конечно, всем понравились смайлики, которые ребята дорисовывали каждый день, а в конце недели мы вместе приклеивали большой смайлик, который соответствовал оценке по поведению.
2. В качестве эпиграфа на титульной странице обучающиеся предложили написать пословицу: "Какой ученик - такой и дневник". Дневник - это зеркало отношения человека не только к дневнику, но и к самому себе, а также к другим людям, которые должны работать с этим документом т.е. к учителям, к классному руководителю, к родителям которым приходится просматривать его почти каждый день. Данная запись нужна обучающимся для выработки аккуратного ведения дневника и своевременного его заполнения.
3. Проводим часы общения, используя странички дневника.
- Смотрим видеофрагменты с помощью QR-кодов.
(видеоэкскурсия в музей А.И.Куприна, Пензенский государственный краеведческий музей,
фильм "Куликовская битва 1380 г.", Блокада Ленинграда. Голод. Дорога Жизни.
сайты: Литературный музей г.Пензы, Государственный Лермонтовский музей заповедник "Тарханы", дворец спорта "Буртасы", ГБПОУ "Пензенское художественное училище" им.К.А.Савицкого, Музей братьев Мозжухиных, музей В.О.Ключевского, Детская музыкальная школа №1 г.Пензы,
дополнительная информация: Бородинское сражение сентябрь 1812 г., Освобождение Москвы во время смуты 4.11.1612 г. (День народного единства), День воинской славы России 7 ноября, 75 лет назад началась Сталинградская битва, День Неизвестного солдата,12 декабря День Конституции РФ, Пензенцы отмечают День защитника Отечества,
видеосюжеты: День матери, обновилась экспозиция Музея народного творчества, Культурно-исторический центр источника "Кувака", Как пензенские мужчины готовятся к Международному женскому дню.
- Посмотрели 3 фильма из проекта "Добро пожаловать в Пензенскую область", Пензенская область - субъект РФ.
- По очереди, каждый из обучающихся класса или в паре, готовят дополнительный интересный материал по теме, некоторые используют презентацию, задают друг другу вопросы, разгадывают кроссворды, ребусы, складывают пазлы, проявляют интерес к данному материалу. (приложение)
4. В конце каждой четверти мы проводим конкурс "Край мой единственный в мире" на знание информации, которую обучающиеся получили со страниц дневника. Это необходимо для формирования образовательных результатов обучающихся (личностных, метапредметных, предметных) в рамках реализации ФГОС.(приложение)
Каждый конкурс состоит из 5-6 разделов. Ребёнок может выбрать как все разделы, так и любые понравившиеся ему.
Результаты конкурса полезны обучающимся, в качестве проверки своих знаний о историко-культурном наследии Пензенской области и России.
Школьники, набравшие наибольшее количество баллов, поощряются грамотами.
Детские работы используются при проведении занятий внеурочной деятельности по курсу «Малая родина моя. Пенза – город моего детства».
Среди родителей и обучающихся 2-3 классов был проведен социологический опрос:
1.Школьный дневник необходим прежде всего:
а) самому ребёнку;
б) учителю;
в) родителям.
2. Дневник в школе необходим, потому что в нем находятся:
а) расписание, домашние задания ребенка;
б) успехи и проблемы ребёнка, которые необходимо оперативно решать ;
в) дополнительная информация о Пензе, Пензенской области, России и др;
3. Какой дневник нужен школьнику?
а) бумажный (31 чел.)
б) электронный (4 чел.)
Главный ожидаемый результат от Дневника школьника Пензенской области – это формирование у обучающихся установки на самосовершенствование, саморазвитие, что поможет решить многие проблемы образования, в том числе создание мотивации учения без внешнего принуждения, самовоспитание нравственных качеств.
Количество обучающихся, проявляющих интерес к истории и культуре родного края и истории России, активно и творчески применяющих общекультурные, исторические знания увеличивается.
Практическая значимость очевидна, опыт будет интересен другим учителям.