Проектная деятельность обучающихся (из опыта работы)

Разделы: Руководство учебным проектом


Одной из глобальных проблем современного общества является стремительный процесс увеличения ничем не ограниченного объема информации. Конечно, информация может иметь различный характер – развлекательный, социальный, политический и т.д. В контексте статьи важно отметить, что колоссальный объём информации, который получает ребёнок, создаёт ситуацию невозможности его усвоить, и нередко ребёнок начинает работать выборочно, что приводит к не успешности.

У меня сложилось мнение, что формирование сознательного, развитого интереса к учебному материалу, к предмету (как системе научных знаний), т.е. мотивация учебной деятельности, может стать практическим средством разрешения противоречия между сверх объёмом информации и успешного изучения предметов в школе.

Метод проектов и исследовательских работ учащихся не является чем-то совершенным новым в практике современной российской школы. В 1920-е годы проекты уже применялись, в 1931 году были удалены из школы, так как утверждалось, что они не способствуют  эффективному обучению учащихся. Почему же сейчас, в начале 21 века, проектная и исследовательская деятельность  учащихся  оказалась столь востребованной?

Российская школьная система, которая всё ещё остаётся во многом «калькой» советского образования, даёт внушительный объём знаний по широкому спектру различных наук. Но современное общество предъявляет высокие требования к молодому человеку, вступающему в жизнь, - креативность; практические умения и навыки; опыт исследовательской  деятельности; оригинальность мышления; генерация инновационных идей. Немаловажным фактором в формировании и развитии личности является её самореализация. Школа, в основном, поддерживает и развивает одарённых детей , но «среднестатистический» ученик (а таких большинство) должен иметь возможность реализовать себя, а не «терпеть» школу без надежды занять достойное место в школьном сообществе.

Проектная и исследовательская деятельность может сформировать у ребёнка интерес к предмету, то есть устойчивую мотивацию. Выступая со своей работой на конкурсах, перед своими одноклассниками, получая положительные оценки своей деятельности, учащийся (автор проекта) повышает свой общественный рейтинг, самореализуется, укрепляет свой психологический статус.

Современная школа может предложить учащимся различные виды самостоятельной деятельности: творческие работы, рефераты, проекты, исследовательские работы. Творческие работы – деятельность, связанная по смыслу с термином «творчество». Творчество процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Уникальность, единичность результата – это тот качественный продукт, который и отличает творчество

Наиболее распространенной формой учебной деятельности является реферат. Реферат – по сути это компиляция материалов нескольких источников по соответствующей теме. В основном, это доклад, сделанный на основе использования критического обзора первоисточников. В практике содержание реферата дополняется блоком наблюдений самого автора работы.

Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенных результатов, создание уникального продукта. Главным отличием проекта от других видов учебной деятельности является достижение заранее спланированного результата. Для успешного выполнения проектной работы необходимы следующие действия: определение сроков выполнения намеченного с учётом имеющихся ресурсов, формулировка цели и, конечно, реализация требований к качеству конечного продукта. При оценивании эффективности проектной работы применяется собственно сам результата, его качество и практическая значимость.

Характеризуя ещё один вид учебной деятельности, нужно отметить, что исследования являются наиболее сложным процессом, так как это творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но изначально неизвестным результатом. Основным методом исследования является анализ информационных данных (теоретических или полученных опытным путём). Целью исследовательской работы является получения объективно новых знаний. Конечно, в случае учебного исследования. Можно отметить, что речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях. Стоит сказать, что автор исследования является учащимся, поэтому некоторые источники (например, архивные), необходимые для работы, могут быть недоступны.

В практике моей деятельности, как учителя, все вышеперечисленные виды учебной работы занимают достойное место.

Рассмотрим исследовательский проект по теме «…И гнан был через деревню Чертановка…». Данная работа была выполнена учащимися 9 класса (возраст 15-16 лет). Предысторией создания проекта, возникновения самой идеи, которая мотивировала учащихся на начало их деятельности, было существование некоей местной легенды. Она заключалась в том, что в октябре 1812 года произошло сражение у деревни Чертановка между  наполеоновскими войсками, отступавшими из разорённой Москвы, и отрядами русской армии. Долгое время это являлось неподтверждённым фактом войны 1812 г. В 1990 году около усадьбы Знаменское Садки был поставлен Памятный крест в честь воинов, павших в сражении у деревни Чертановка. Все эти события составляли и историю малой родины, что ещё более увлекло авторов исследования.

Главной целью в процессе исследования стало достижение нового знания, то есть подтверждение или опровержение факта данного сражения. Действительно, авторам исследования удалось установить сам факт сражения, подтвердив одну из точек зрения историков. Для учащихся это стало новым знанием. Исследование подразумевает проблемный подход к изложению материала. Проблема, сформулированная авторами, даже выходит за рамки данной работы: действительно ли на территории в границах современной Москвы происходили сражения между русскими отрядами и отступающими французами. Следовательно, через факт конкретного сражения авторы стремятся к обобщению исторических событий.

Более двухсот лет отделяет нас от событий Отечественной войны 1812 года и, конечно, для большинства учащихся сама война, герои войны являются лишь одним из звеньев истории России. Поэтому очень велика значимость данного исследования, так как в рабочей гипотезе авторы предполагают, что легенда о сражении является реальным историческим фактом, что место около усадьбы Знаменское Садки, где был поставлен Памятный крест – действительно место захоронения павших русских воинов. Происходит возрождение исторической памяти, герои Отечественной войны 1812 года становятся близкими и родными.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что, во-первых, в работе используется практически неизвестный и, вследствие этого, малоизученный краеведческий материал. Во-вторых, история Отечественной войны 1812 года дополняется реальным историческим фактом.

Конкретная работа над проектом прошла несколько этапов:

1) определение проблемы исследования, рабочей гипотезы, формулировка цели (теоретическая часть);

2) сбор исторического материала, его изучение (исследование ), формулирование выводов;

3) создание проекта реконструкции;

4) практическая работа по визуализации (макетированию) сражения у деревни Чертановка.

Источниками, которые стали для авторов основой их работы, была статья историка Александра Сапожникова «…И гнан был через деревню Чертановку…» в журнале «Родина» 04/2010 г., статья краеведа Ефимова Ю.А. «Памятник-крест» в газете «Преображение» 06/2004 г. Александр Сапожников провёл серьезное архивное исследование событий октября 1812 года: приведены выдержки из донесений генерала Дорохова И.С., представлены потери, которые понесли русские отряды. Сохранились документы, подтвердившие, что именно в усадьбе Знаменское Садки в сентябре 1812 г. находился штаб генерала И.С.Дорохова. Юрий Александрович Ефимов, краевед, рассказывает легенду о возможном сражении в октябре 1812 г., раскрывает историю создания Памятного креста.

В процессе изучения документов авторы получили опыт исследовательской деятельности, что способствовало формированию у них критического мышления. К главным выводам исследования можно отнести:

1) историческая память народа сохраняет факты героических подвигов воинов, сражений, которые внесли свой вклад в изгнание наполеоновской армии «двунадесяти языков» из России;

2 )на основе изученного материала авторы убедились в реальности факта сражения и решили сделать историческую реконструкцию события.

Можно сказать, что авторы создали интересную работу, основой которой, что особенно важно, стал краеведческий материал.
Но стоит задуматься, как определить характер данной работы: это исследовательская работа или проект?

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческих исследовательских задач с заранее неизвестным результатом, направленная на получение нового знания.

Основываясь на этих характеристиках, можно назвать работу «…И гнан через деревню Чертановку…», конечно, исследованием, в процессе которого учащиеся приобрели навыки исследовательской деятельность, продолжился процесс  формирования активной личностной позиции. Но авторы работы получили и практический результат, создав реконструкцию (макет) сражения на основе исторических архивных документов. Макет был помещён в экспозицию школьного краеведческого музея. Это даёт возможность назвать работу и проектом, так как проект – работа, направленная на достижение наиболее оптимальным способом заранее запланированного результата.

Авторы работы стремились к достижению цели: расширению знаний, активизации интереса к отечественной истории через приближение, «очеловечиванию» событий прошлого, историю своей «малой родины». Можно уверенно сказать, что авторы полностью реализовали поставленные цели.

Проектно-исследовательская работа «…И гнан через деревню Чертановку…» была представлена на различных конкурсах и фестивалях, где авторы получили доказательства значимости своей деятельности.