Класс: 2.
Цель: развитие познавательного интереса, закрепление знаний, полученных на занятиях кружка «Умники и Умницы».
Задачи:
образовательная
- познакомить с нестандартными формами заданий.
развивающая
- способствовать развитию интереса к интеллектуальной деятельности,
- способствовать развитию быстроты мышления, внимания, расширению кругозора, развитию коммуникативных качеств, умению работать в команде.
воспитательная
- воспитывать этику общения, умение слышать друг друга, уважать мнение друг друга.
Формирование УУД:
- Познавательные УУД: развивается любознательность, обогащается интеллект, дети ощущают радость познания;
- Регулятивные УУД: дети учатся планировать свою деятельность, ставить цели и достигать их;
- Коммуникативные УУД: учимся задавать вопросы, доказывать, обосновывать правильность своих ответов и решений, договариваться с товарищами при групповых формах работы;
- Личностные УУД: присвоения новых знаний позволяет формировать личность ребёнка, развивает самооценку, самоуважение, выводит личность на новую ступеньку развития.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в класс, делятся на 3 команды, рассаживаются по своим местам.
2. Вступительное слово. Выход на интеллектуальную игру
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
- Сегодня мы проводим интеллектуальную игру-соревнование нашего кружка «Умники и умницы».
Ребята готовы поделиться с нами своими знаниями, без которых невозможно прожить сегодня современному человеку.
А теперь разрешите представить 3 команды 2 «Б» класса:
Представление команд:
1. Команда «Почемучки»
Наш девиз:
Мы всегда дадим ответ,
Для нас ничего неизвестного нет!
Капитан команды -
2. Команда «Любознайки»
Наш девиз:
Мы команда хоть куда,
Нас удача ждет всегда!
Капитан команды -
3. Команда «Мыслители»
Наш девиз:
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
Капитан команды -
Я хочу представить наше компетентное жюри:
Члены жюри –
3. Основное содержание занятия
- Итак, мы создали 3 команды.
Наша игра состоит из разминки и нескольких туров.
Разминка:
1. Я задам вопросы каждой команде, а вы отвечаете – либо «да», либо «нет».
2. Отвечать быстро, не раздумывая.
3. За правильный ответ на каждый вопрос команда зарабатывает по 1 жетону, которые вы будете наклеивать в путеводные листы.
4. Разминку будет оценивать жюри.
Вопросы разминки:
Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
А утвердительный - тогда
Скажите громко слово "да".
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы "ДА", ответы "НЕТ"
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
1.
Откройте мне один секрет:
Живут жирафы В ТУНДРЕ? ... (нет)
2.
УВИДИШЬ в ясный день крота,
Парящим В НЕБЕ, правда? ... (нет)
3.
Из рубероида рулет
ПОДХОДИТ на десерт нам? ... (нет).
4.
Хамелеон меняет. цвет.
А осьминог МЕНЯЕТ?.. (нет)
5.
Растает снег - в ручьях вода.
Весной бывает это? ... (да)
6.
В окошке утром - солнца свет,
НОЧЬ наступает, верно? ... (нет)
7.
В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода.
И В ПРОРУБИ такая? ... (нет)
8.
А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах? ... (нет)
9.
Лес - обитания среда
Для белок, зайцев, дятлов? ... (да)
10.
Бежит дистанцию атлет
ОТ ФИНИША ДО СТАРТА? ... (нет)
11.
Читатель, прочитав, всегда
СЪЕДАЕТ книжку, правда? ... (нет)
12.
Морковь с капустой в турникет,
Входя в метро, опустим? ... (нет)
13.
На карте мира - города,
Материки и страны? ... (да)
14.
Худой мальчишка, как скелет,
ЛЕГКО поднимет штангу? ... (нет)
15.
Замёрзшая вода тверда.
Вода стать может ГАЗОМ? ..(нет)
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся - молодец!
- А теперь жюри подведет итог по разминке. Капитаны получите жетоны и наклейте их в путеводные листы, которые лежат на столе.
Чтобы подготовиться к основной игре, выполняем упражнения «мозговой гимнастики». (Слава Скуратов выходит)
«Мозговая гимнастика»: (Слайд 2)
1.Качания головой.
2. «Ленивые восьмерки»
3. «Шапка для размышлений»
4. «Вижу палец!»
Основная игра
Правила основной игры:
- Перед началом каждого тура представители команд подходят к ведущему( ко мне), и вытягивают вопросы на заранее приготовленных карточках и возвращаются к игрокам.
- На обсуждение вопросов дается 1минута – 2 минуты (в зависимости от сложности вопроса).
- За правильный ответ начисляются жетоны.
1 тур «Фразеологизмы»
(слайд 3) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 3 жетона). Вам дается 1 минута.
Вопрос 1 команде:
1. Вставь в каждую строчку нужные по смыслу слова (названия животных). У тебя получатся устойчивые словосочетания. Объясни, как ты понимаешь эти выражения.
- Делить шкуру неубитого… (медведя) - Строить ни на чём не основанные планы, расчёты.
2. Объясни, как ты понимаешь эти выражения.
- Яблоку негде упасть – тесно.
- Хоть глаз выколи - темно.
Вопрос 2 команде:
1.
- Дуется как … на крупу (мышь) - Так говорят о том, кто имеет обиженный, надутый вид.
2.
- Хоть пруд пруди – много.
- Кот наплакал – мало.
Вопрос 3 команде:
1.
- Сулит золотые… .(горы) - Если дело идёт хорошо.
2.
- Не успел оглянуться – быстро.
- Черепашьим шагом – медленно.
2 тур «Откуда родом»
(слайд 7) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 5 жетонов). Вам дается 1 минута.
Следующее задание будет сложным, вам понадобится ваша смекалка и находчивость.
Вопрос 1 команде (слайд 7):
1. Укажи названия городов, жителей которых называют:
- Владимирцы - Владимир
- Туляки - Тула
- Томичи – Томск
- Новгородцы - Великий Новгород
- Куряне - Курск
Вопрос 2 команде:
1. Укажи названия городов, жителей которых называют (слайд 8).
- Рязанцы - Рязань
- Калужане - Калуга
- Омичи – Омск
- Москвичи – Москва
- Орловцы - Орел
Вопрос 3 команде:
1. Укажи названия городов, жителей которых называют (слайд 9).
- Костромичи – Кострома
- Петербуржцы – Санкт – Петербург
- Архангелогородцы – Архангельск
- Вологжане – Вологда
- Кировчане - Киров
3 тур «Подбери пару»
(слайд11) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 5 жетонов).
В русском языке есть выражения, в которых человек сравнивает себя с животными. Вспомни их и составь из предложенных слов. (слайд 11)
Для 1 команды:
- Трудится - муравей
- Неуклюжий - медведь
- Трещит - сорока
- Поёт - соловей
- Трусливый – заяц.
Для 2 команды (слайд12):
- Назойливая - муха
- Хитрая - лиса
- Упрямый - осел
- Красный - рак
- Топает – слон
Для 3 команды (слайд13):
- Надулся - индюк
- Нем - рыба
- Медлительный - черепаха
- Мудрый - сова
- Любопытный - ворона
4 тур «Снежный ком»
(слайд15) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 5 жетонов).
Расставьте над словами цифры в порядке усиления значения данных слов.
Для 1 команды (слайд 15):
1. Средний, большой, громадный, гигантский, маленький. (Маленький, средний, большой, громадный, гигантский)
Для 2 команды:
1. Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться. (Улыбаться, усмехнуться, смеяться, хихикать, хохотать)
Для 3 команды:
1. Шагать, бежать, ползти, ехать, нестись. (Ползти, шагать, бежать ехать, нестись)
5 ТУР «Лабиринт»
(слайд17) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 1 жетону).
Пройди лабиринт, собирая буквы. Запиши слово.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
заяц |
пластинка |
лисица |
6 ТУР «Зоркий глаз»
(слайд 21) (Если в предложении вы нашли все слова, вам 1 жетон, в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 3 жетона).
1. «Найди спрятанные имена». Будь внимательнее: в некоторых предложениях имён может быть несколько.
- Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы. (Шура, Вера.)
- Что было раньше на месте панорамы? (Лора, Степа.)
- Зашёл баран на поле гороха и остановился. (Анна, Олег, Егор.)
2. «Найди спрятанные животные».
- Была гроза. Я целый час не открывал от страха глаз. (заяц)
- Туманы предрассветной ранью болото затянули тканью. (улитка)
- Гуляю в роще, но к пруду через болото не пойду. (щенок)
3. «Найди спрятанные птицы».
- Все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга. (иволга)
- А истоки их ещё более удивительны. (аист)
- Лучи солнца пляшут на поверхности воды и полосой катятся к берегу. (цапля и сойка)
7 тур «Мысли логически»
(слайд 25) (в этом туре каждая команда за правильный ответ в каждом задании зарабатывает по 1 жетону).
1. Поставь одинаковые цифры так, чтобы получилось верное равенство:
1* + 3* + 5* = 111 (17+37+57= 111 )
2. Из чисел 21, 19, 30, 3, 12, 9, 15, 6, 27, 25 подбери такие числа, сумма которых равна пятидесяти.
(19+25+6=50 )
3. Вставьте пропущенные знаки математических действий.
1 2 3 4 5 = 15 (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 )
8 тур «Разгадай ребусы»
(слайд 29) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 2 жетона).
9 тур «Математический»
(слайд 33) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 1 жетону).
1. Выполни математические действия и прочитай слова.
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + О – ИЛ + ЛЁТ = вертолет
2. Выполни математические действия и прочитай слова.
ГРО + УЗИ – ОИ + ОВУ – У + ИК= грузовик
3. Выполни математические действия и прочитай слова.
АВОР + Т + МАК – РОК +ОБ – МА + УС = автобус
- Вот и подошла к концу наша игра!
Команды подсчитывают количество жетонов (записывают цифрой в путеводных листах). Листы отдаются жюри, где определяется команда – победитель, и команды – призеры.
Рефлексия «Продолжи фразы»
(слайд 37)
- А сейчас слово предоставим жюри.
Награждение команд грамотами и призами.