Интеллектуальная игра по внеурочной деятельности "Умники и умницы" по программе О.Холодовой

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Класс: 2.

Цель: развитие познавательного интереса, закрепление знаний, полученных на занятиях кружка «Умники и Умницы».

Задачи:

образовательная

  • познакомить с нестандартными формами заданий.

развивающая

  • способствовать развитию интереса к интеллектуальной деятельности,
  • способствовать развитию быстроты мышления, внимания, расширению кругозора, развитию коммуникативных качеств, умению работать в команде.

воспитательная 

  • воспитывать этику общения, умение слышать друг друга, уважать мнение друг друга.

Формирование УУД:

  • Познавательные УУД: развивается  любознательность, обогащается интеллект, дети ощущают радость познания;
  • Регулятивные УУД:  дети учатся планировать свою деятельность, ставить цели и достигать их;
  • Коммуникативные УУД: учимся задавать вопросы, доказывать, обосновывать правильность своих ответов и решений, договариваться с товарищами при групповых формах работы;
  • Личностные УУД: присвоения новых знаний позволяет формировать личность ребёнка, развивает самооценку, самоуважение, выводит личность на новую ступеньку развития.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в класс, делятся на 3 команды, рассаживаются по своим местам.

2. Вступительное слово. Выход на интеллектуальную игру

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

- Сегодня мы проводим интеллектуальную игру-соревнование нашего кружка «Умники и умницы».

Ребята готовы поделиться с нами своими знаниями, без которых невозможно прожить сегодня современному человеку.

А теперь разрешите представить 3 команды 2 «Б» класса:

Представление команд:

1. Команда «Почемучки»

Наш девиз:

Мы всегда дадим ответ,
Для нас ничего неизвестного нет!
Капитан команды -

2. Команда «Любознайки»

Наш девиз:

Мы команда хоть куда,
Нас удача ждет всегда!
Капитан команды -

3. Команда «Мыслители»

Наш девиз:

И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
Капитан команды -

Я хочу представить наше компетентное жюри:

Члены жюри –

3. Основное содержание занятия

- Итак, мы создали 3 команды.

Наша игра состоит из разминки и нескольких туров.

Разминка:

1. Я задам вопросы каждой команде, а вы отвечаете – либо «да», либо «нет».

2. Отвечать быстро, не раздумывая.

3. За правильный ответ на каждый вопрос команда зарабатывает по 1 жетону, которые вы будете наклеивать в путеводные листы.

4. Разминку будет оценивать жюри.

Вопросы разминки:

Ребята, я сегодня вам 
Вопросы хитрые задам. 
Коль отрицательный ответ, 
Прошу ответить словом "нет", 
А утвердительный - тогда 
Скажите громко слово "да". 

Не сомневаюсь я, ребята, 
У каждого ума палата, 
Но у меня для вас совет: 
Ответы "ДА", ответы "НЕТ" 
Давать мгновенно не спешите, 
Подумав крепко, говорите. 

1. 

Откройте мне один секрет: 
Живут жирафы  В ТУНДРЕ? ... (нет)

2. 

УВИДИШЬ в ясный день крота, 
Парящим В НЕБЕ, правда? ... (нет)

3. 

Из рубероида рулет 
ПОДХОДИТ на десерт нам? ... (нет). 

4.

Хамелеон меняет. цвет. 
А осьминог МЕНЯЕТ?.. (нет)

5. 

Растает снег - в ручьях вода. 
Весной бывает это? ... (да)

6. 

В окошке утром - солнца свет, 
НОЧЬ наступает, верно? ... (нет)

7.

В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода. 
И В ПРОРУБИ такая? ... (нет)

8. 

А будет нам видна звезда, 
Коль ночью небо в тучах? ... (нет)

9. 

Лес - обитания среда 
Для белок, зайцев, дятлов? ... (да)

10.

Бежит дистанцию атлет 
ОТ ФИНИША ДО СТАРТА? ... (нет)

11. 

Читатель, прочитав, всегда 
СЪЕДАЕТ книжку, правда? ... (нет)

12.

Морковь с капустой в турникет, 
Входя в метро, опустим? ... (нет)

13.

На карте мира - города, 
Материки и страны? ... (да)

14.

Худой мальчишка, как скелет, 
ЛЕГКО поднимет штангу? ... (нет)

15. 

Замёрзшая вода тверда. 
Вода стать может ГАЗОМ? ..(нет)

Вопросы кончились, друзья! 
И всех хвалю, ребята, я. 
Зачёту подошёл конец. 
Кто не ошибся - молодец! 

- А теперь жюри подведет итог по разминке. Капитаны получите жетоны и наклейте их в  путеводные листы, которые лежат на столе.

Чтобы подготовиться к основной игре, выполняем упражнения «мозговой гимнастики». (Слава Скуратов выходит)

Презентация.

«Мозговая гимнастика»: (Слайд 2)

1.Качания головой.

2. «Ленивые восьмерки»

3. «Шапка для размышлений»

4. «Вижу палец!»

Основная игра

Правила основной игры:

  • Перед началом каждого тура представители команд подходят к ведущему( ко мне), и вытягивают вопросы на заранее приготовленных карточках и возвращаются к игрокам.
  • На обсуждение вопросов дается 1минута – 2 минуты (в зависимости от сложности вопроса).
  • За правильный ответ начисляются жетоны.

1 тур  «Фразеологизмы»

(слайд 3) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 3 жетона). Вам дается 1 минута.

Вопрос 1 команде:

1. Вставь в каждую строчку нужные по смыслу слова (названия животных). У тебя получатся устойчивые словосочетания.  Объясни, как ты понимаешь эти выражения.

  • Делить шкуру неубитого… (медведя) - Строить ни на чём не основанные планы, расчёты.

2. Объясни, как ты понимаешь эти выражения.

  • Яблоку негде упасть – тесно.
  • Хоть глаз выколи - темно.

Вопрос 2 команде:

1.

  • Дуется как … на крупу (мышь) - Так говорят о том, кто имеет обиженный, надутый вид.

2.

  • Хоть пруд пруди – много.
  • Кот наплакал – мало.

Вопрос 3 команде:

1.

  • Сулит золотые… .(горы) - Если дело идёт хорошо.

2.

  • Не успел оглянуться – быстро.
  • Черепашьим шагом – медленно.

2 тур «Откуда родом»

(слайд 7)  (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 5 жетонов). Вам дается 1 минута.

Следующее задание будет сложным, вам понадобится ваша смекалка и находчивость.

Вопрос 1 команде (слайд 7):

1. Укажи названия городов, жителей которых называют:

  • Владимирцы - Владимир
  • Туляки - Тула
  • Томичи – Томск
  • Новгородцы - Великий Новгород
  • Куряне - Курск  

Вопрос 2 команде:

1. Укажи названия городов, жителей которых называют (слайд 8).

  • Рязанцы - Рязань
  • Калужане - Калуга
  • Омичи – Омск
  • Москвичи – Москва
  • Орловцы - Орел

Вопрос 3 команде:

1. Укажи названия городов, жителей которых называют (слайд 9).

  • Костромичи – Кострома
  • Петербуржцы – Санкт – Петербург
  • Архангелогородцы – Архангельск
  • Вологжане – Вологда
  • Кировчане -  Киров    

3 тур «Подбери пару»

(слайд11) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 5 жетонов).

В русском языке есть выражения, в которых человек сравнивает себя с животными. Вспомни их и составь из предложенных слов. (слайд 11)

Для 1 команды:

  • Трудится - муравей
  • Неуклюжий - медведь
  • Трещит - сорока
  • Поёт - соловей
  • Трусливый – заяц.

Для 2 команды (слайд12):

  • Назойливая - муха
  • Хитрая - лиса
  • Упрямый  - осел
  • Красный - рак
  • Топает – слон

Для 3 команды (слайд13):

  • Надулся - индюк
  • Нем - рыба
  • Медлительный - черепаха
  • Мудрый - сова
  • Любопытный - ворона

4 тур «Снежный ком»

(слайд15) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 5 жетонов).

Расставьте над словами цифры в порядке усиления значения данных слов.

Для 1 команды (слайд 15):

1. Средний, большой, громадный, гигантский, маленький. (Маленький, средний, большой, громадный, гигантский)

Для 2 команды:

1. Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться. (Улыбаться,  усмехнуться, смеяться, хихикать, хохотать)

Для 3 команды:

1. Шагать, бежать, ползти, ехать, нестись. (Ползти, шагать, бежать ехать, нестись)

5 ТУР «Лабиринт»

(слайд17) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 1 жетону).

Пройди лабиринт, собирая буквы. Запиши слово.

1 команда
2 команда
3 команда

заяц

пластинка

лисица

6 ТУР «Зоркий глаз»

(слайд 21) (Если в предложении вы нашли все слова, вам 1 жетон, в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 3 жетона).

1. «Найди спрятанные имена». Будь внимательнее: в некоторых предложениях имён может быть несколько.

  • Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы. (Шура, Вера.)
  • Что было раньше на месте панорамы? (Лора, Степа.)
  • Зашёл баран на поле гороха и остановился. (Анна, Олег, Егор.)

2. «Найди спрятанные животные».

  • Была гроза. Я целый час не открывал от страха глаз. (заяц)
  • Туманы предрассветной ранью болото затянули тканью. (улитка)
  • Гуляю в роще, но к пруду через болото не пойду. (щенок)

3. «Найди спрятанные птицы».

  • Все реки летом так красивы: Северная Двина и Волга. (иволга)
  • А истоки их ещё более удивительны. (аист)
  • Лучи солнца пляшут на поверхности воды и полосой катятся к берегу. (цапля и сойка)

7 тур «Мысли логически»

(слайд 25) (в этом туре каждая команда за правильный ответ в каждом задании зарабатывает по 1 жетону).

1. Поставь одинаковые цифры так, чтобы получилось верное равенство:

1* + 3* + 5* = 111 (17+37+57= 111 )

2. Из чисел 21, 19, 30, 3, 12, 9, 15, 6, 27, 25 подбери такие числа, сумма которых равна пятидесяти.

(19+25+6=50 )

3. Вставьте пропущенные знаки математических действий.

1     2     3     4     5 = 15 (1 +  2 +  3  + 4  +  5 = 15 )

8 тур «Разгадай ребусы»

(слайд 29) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 2 жетона).

9 тур «Математический»

(слайд 33) (в этом туре каждая команда за правильный ответ зарабатывает по 1 жетону).

1. Выполни математические действия и прочитай слова.

ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + О – ИЛ + ЛЁТ = вертолет

2. Выполни математические действия и прочитай слова.

ГРО + УЗИ – ОИ + ОВУ – У + ИК= грузовик

3. Выполни математические действия и прочитай слова.

АВОР + Т + МАК – РОК +ОБ – МА + УС = автобус

- Вот и подошла к концу наша игра!

Команды подсчитывают количество жетонов (записывают цифрой в путеводных листах). Листы отдаются жюри, где определяется команда – победитель, и команды – призеры.

Рефлексия «Продолжи фразы»

(слайд 37)

- А сейчас слово предоставим жюри.

Награждение команд грамотами и призами.