Бинарный урок по теме "Что расскажут нам цветы?"

Разделы: Начальная школа


Цель как формулировка конечного результата: создать условия, благодаря которым второклассники приходят к необходимости поиска, применения, сохранения информации о комнатных цветах класса и создания буклета по уходу за комнатными растениями класса.

Обоснование и особенности используемых приемов/методов обучения: групповая работа, работа на компьютерах мобильного класса, анкетирование, опрос.

Обоснование и особенностииспользуемых педагогических технологий: Информационно-коммуникативная технология, которая позволяет учителю организовать деятельностный подход в получении информации о комнатных растениях класса.

Планируемые  результаты:

Личностные результаты:

  • Развивать мотивацию учебной деятельности и формирование личного смысла учения.
  • Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалуи способам решения новой задачи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Определять и формулировать цели деятельности самостоятельно или с помощью учителя обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Овладевать способностью планировать, контролировать последовательность действий на уроке в соответствии с поставленными условиями ее реализации, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • Осознавать трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, (включая электронные и цифровые), в открытов информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
  • Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, с помощью инструментов ИКТ.
  • Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
  • Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.

Предметные результаты:

  • Получат возможность искать информацию в справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
  • Получат возможность наблюдать, исследовать явления окружающего мира.
  • Научатся вводить информацию в компьютер, набирать текст на русском языке.
  • Научатся собирать числовые данные в процессе наблюдения.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Notebook, компьютер, Wi-Fi, мобильный класс ученик-учитель, высокоскоростной интернет, презентация к уроку, фотографии растений, карточки с приёмами работы и видами информации, интерактивные ресурсы learningapps.org. «Комнатные растения класса» http://LearningApps.org/display?v=p9wb96mhn01 - автор: Тырбылева А.В

Дидактические материалы: компьютер, учебник А. А Плешакова «Окружающий мир - 2 класс» часть 1, А. А Плешакова «Атлас-определитель «От земли до неба» для каждого обучающегося, карточки с приёмами работы, картинки «Уход за растениями».

Структура урока

Авторский комментарий

Компьютер № 1.

Слайд 1. Не демонстрируется.

Слайд 2. Слова-подсказки. Комнатные цветы. Ребус. По щелчку-информация.

Слайд 3. Тема урока.

Слайд 4. Опрос..

Компьютер № 2-Мобильный класс: 1 Передача бланка опроса на компьютеры обучающихся. 2.Результат опроса выводится на экран.

Слайд 5. Получение информации.

Компьютер №1

Слайд 6. Действия с информацией.

Слайд 7. Полезные растения.

Слайд 8. Вредные растения.

Слайд 9. Интерактивный ресурс - http://LearningApps.org/display?v=p9wb96mhn01

Слайд 10. Хранение информации. По щелчку - текст, рисунок.

Слайд 11. Физминутка. По щелчку-музыкальная заставка.

Слайд 12. Создание буклета.

Компьютер № 2. Передача буклета на компьютеры обучающихся. После выполнения работы-функция «передача преподавателю».

Компьютер № 1.

Слайд 13. Комнатные цветы. Схема:свет, тепло,воевода щелчку-солнце, лейка, пульверизатор

Слайд 14. Уход за комнатными цветами. По щелчку-свет, тень, полутень.

Слайд 15. Уход за комнатными цветами-полив. По щелчку редкий, умеренный, ежедневный.

Слайд 16. Уход за комнатными цветами -влажность.

Слайды 17. Таблица наблюдений

Слайд 18. Рефлексия.

Слайд 19. Ссылка на источники.

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: выработать на личностном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слайд 2. Слова-подсказки.

Учитель. Здравствуйте, девочки и мальчики. Сегодня мы проведём необычный урок, который проведут сразу два учителя. А чтобы урок получился интересным и плодотворным, самостоятельно определим тему урока.

Учитель. Отгадайте загадку.

Я-травянистое растение,
Красивое на удивление
Я радую глаз
Расту в горшочке у вас.

Учитель. Что это?

Ученик. Комнатные цветы.

Учитель. Второе слово подсказку нам поможет отгадать учитель информатики Анна Владимировна.

Учитель информатики. Второе слово подсказка зашифровано на экране и обозначает знания передаваемые, сохраняемые различными источниками.  Что же это за слово?

Ученики. Информация.

Учитель. Сформулируйте тему нашего урока.

Ученики. Информация о комнатных растениях.

Слайд 3. Тема урока.

Учитель. Помогите определить цель урока нового знания.

Ученики. Изучить особенности комнатных растений. Выяснить, какие условия и уходим необходимы.

Учитель. Чтобы узнать необходимую информацию о комнатных растениях класса и научить применять знания на практике, нам необходимо понять какая информация о растениях класса нам знакома. Слово нашим экспертам.

Слайд 4. Опрос.

Ученики проводят опрос через мобильный класс и сообщают о результатах.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовить мышление обучающихся, организовать осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. А вот интересно, какую информацию мы можем получить о цветах?

Слайд 5. Получение информации.

Учитель информатики. Информация-это знания, факты, которые мы получаем ежедневно и ежеминутно. Информацию можно искать, получать, обрабатывать и сохранять.

Учитель. А давайте попробуем найти информацию о нашем цветке.

Учитель информатики. Получить информацию мы можем разными способами. Ребята, помогите мне, как можно узнать информацию о цветке?

Ученики. В книге, в интернете, у соседа по парте, у учителя.

Учитель информатики. Давайте найдём информацию с помощью компьютера. Для этого я набираю поисковую систему и ввожу слова: комнатные растения. Ну а теперь давайте посмотрим и определим какой это цветок?

Ученики. Это кливия.

Учитель информатики. Вы получили информацию.

Слайд 6. Действие с информацией.

Учитель информатики. Мы нашли информацию, получили её с помощью компьютера. Это передача информации. А вот интересно зачем в классе нужны растения?

Учитель. Слово нашим исследователям, которые изучали вопрос вреда и пользы растений.

Слайд 7, 8. Полезные и вредные растения.

Комментарии учителя. Ученики рассказывают свои наблюдения и сведения о пользе растения. Это тема реферата дана исследователям на прошлом уроке окружающего мира.

Учитель информатики. Спасибо Семён за сообщение. Много узнала полезного.

Скажите какой способ способ информации мы сейчас услышали?

Ученики. Получение информации.

Учитель. А можно узнать как называются комнатные растения нашего класса?

Учитель информатики. Конечно, можно. И на помощь снова к нам придёт компьютер.

Слайд 9. Интерактивный ресурс. Гиперссылка.

Комментарии учителя. Работа по группам с графическим документом (фотографы сделали до урока фотографии растений класса), другая группа работает с интерактивным ресурсом.http://LearningApps.org/display?v=p9wb96mhn01

Задача: определить название комнатных растений класса.

Учитель. Молодцы, справились с заданием.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ обучающихся возникшей ситуации на этой основе выявить места и причины затруднения.

Слайд 10. Хранение информации.

Учитель информатики. Сегодня мы много узнали о растениях в классе, их польза, значение. А что можно сделать с полученной информацией, чтобы потом можно было поделиться своими знаниями с друзьями, учителями, родителями.

Я предлагаю вам сохранить полученные знания о комнатных растениях класса.

Учитель. Очень интересно. А как мы можем сохранить информацию?

Слайд 11. Физминутка.

Физкульт минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Наклоны вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Наклоны вперёд и назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности на основе выбора способа и средств их реализации.

Компьютер мобильного класса. Передача буклета на компьютеры обучающихся.

Слайд 12. Создание буклета.

Учитель информатики. Да, на помощь нам снова придёт компьютер. Мы с вами изготовим буклет по уходу за комнатными растениями. Откройте документ на компьютере №1. Какая информация есть в вашем документе?

Ученики. Фотография растения.

Учитель информатики. Какую информацию вам необходимо заполнить?

Ученики. Название. Родина. Автор буклета.

Учитель. Какие источники информации помогут получить знания?

Ученики. Компьютер. Учебник. Атлас-определитель.

Учитель информатики. Чтобы записать данные в буклет, необходимо подвести курсор и напечатать слово или текст. Документ необходимо сохранить и передать на компьютер преподавателю.

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение новых способов действий и формирование умений его применить как при решении задачи, вызвавшей затруднение так и при решении задач такого класса или типа.

Учитель. Что необходимо растениям, чтобы они не завяли и долго радовали нас своей красотой.

Ученики. Вода, свет, тепло.

Слайд 13. Комнатные цветы.

Учитель. Я предлагаю вам зашифровать информацию с помощью специальных знаков. Как изобразим понятия «свет и тепло»?

Слайд 14. Уход за комнатными цветами-свет.

Ученики. Нарисуем солнышко.

Учитель. Молодцы! Но есть растения, которые не любят находится под открытыми лучами солнца, как изобразим тень.

Ученики. Закрасим кружок тёмным цветом.

Учитель. А если растения могут находится и в тени, и на солнце, то изобразим значок-полутень. Как это сделать?

Ученики. Половинку закрасим жёлтым, а половинку чёрным цветом.

Слайд 15. Уход за комнатными цветами-полив.

Учитель. Как изобразим полив цветов?

Ученики. Нарисуем лейку. Закрасим синим цветом воду.

Учитель. Сколько воды нарисуем в лейке, если растения необходимо поливать ежедневно?

Ученики. Лейку закрасим синим цветом.

Учитель. Как нарисуем редкий полив растений?

Ученик. Не будем закрашивать синим цветом схему лейки.

Учитель. Если растения нуждаются в умеренном поливе. То как изобразим воду в лейке?

Ученики. Закрасим половину лейки.

Слайд 16. Уход за комнатными цветами-влажность.

Учитель. Сегодня вы рассказали мне, что многие растения необходимо опрыскивать пульверизатором. Я нарисовала треугольник. Дорисуйте значок. Что нарисуем?

Ученики. Струйки воды.

Учитель информатики. Я предлагаю сохранить информацию по уходу за растениями в своих буклетах. С обратной стороны есть значки условного обозначения, подумайте и раскрасьте нужный значок.

Комментарии учителя. На столе у детей схемы: кружок, лейка, треугольник. Дети в процессе обсуждения закрашивают знаки цветными карандашами. Варианты обозначения могут быть разными, но в процессе обсуждения, дети приходят к единому мнению обозначений. Информация графически заполняется в буклете растения, которое ребята выбрали в начале урока.

Учитель. А какая нам ещё нужна информация, чтобы растения в классе чувствовали себя комфортно.

Ученик. Знать правила ухода за растениями. (Поливать растение, опрыскивать листья, протирать листья от пыли, рыхлить землю, срезать сухие листья, пересаживать и т. д.)

Учитель. Давайте составим правила ухода за комнатными растениями. Какие правила вам известны.

Ученики. Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету. Нельзя поливать растения холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры. Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой — реже. Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась. Многие растения нужно опрыскивать водой с помощью специального опрыскивателя. Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немного просохнет. Рыхлят только на поверхности и только по краю горшка. Один раз в месяц надо протирать гладкие крупные листья растений влажной губкой или тряпкой.

Комментарии учителя. Педагог организует работу по правилам ухода за растениями. Одни правила обучающимся уже известны, другие необходимо найти в учебнике на с. 78-79 учебника. Можно предложить показать ребятам,

ка правильно опрыскивать, поливать, рыхлить почву растений. Это информация несёт практическое значение, поэтому важно, чтобы ребята попробовали себя в роли «классных цветоводов».

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: повторение и закрепление изученного и подготовка к изучению следующих разделов, включение способа действий в систему знаний.

Учитель. Сегодня я предлагаю вам стать настоящими исследователями и выполнить ряд наблюдений. Чтобы работа получилась, внимательно посмотрим на экран.

Слайд 17. Таблица наблюдений.

Учитель. Что мы будем исследовать?

Ученики. Цветы.

Учитель. Встаньте, возьмите своё растение и поставьте на парту. Какое наблюдение можно выполнить?

Ученики. Посчитать листочки, стебли, веточки.

Учитель. Считаем. А можно измерить длину побега, листовой пластины. Как выполнить измерение?

Ученики. С помощью линейки.

Комментарий учителя. Дети выполняют ряд наблюдений и измерений и заносят в таблицу буклета. Работа выполнена: оформлен буклет, в котором имеются данные об авторах, название растения, фотография, сделанная фотографами до урока, указана родина цветка, заполнена таблица наблюдений и составлена графическая схема по уходу за данным растением, которую предложили ребята в ходе обсуждения

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самоанализ обучающихся результатов своей учебной деятельности.

Слайд 16. Рефлексия.

Учитель. Какую цель ставили в начале урока?

Ученики. Узнать информацию о комнатных растениях.

Учитель. Какие виды информации встретились на уроке?

Ученики. Получение, переработка, сохранение.

Учитель. Что понравилось на уроке?

Ученики. Ответы детей. Урок окончен. До свидания.

8. Домашнее задание

Учебник с.78-79 прочитать и запомнить памятку ухода за растениями. Выполнить задание в тетради с. 28–29.

Список информационных источников.

  1. Б.Н.Головкина. Комнатные растения. М. - 1990 г.
  2. А.А Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба». М. - 2013г.
  3. С. Ю.Прохорова, Н.М. Фоминых. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками. Ростов-на-Дону, 2008 г. с.144.
  4. http://LearningApps.org/display?v=p9wb96mhn01
  5. И.А.Юдина «Комнатное цветоводство». М. -1998г.