Конспект НОД «Снеговик в гости приходил и подругу приводил стрекотунью, белобоку, а по имени Сорока»

Разделы: Работа с дошкольниками


Возрастная группа: 2-я младшая группа.

Программное содержание (задачи):

  • воспитывать любовь, заботу и бережное отношение к птицам;
  • развивать коммуникативную и социальную компетентность у детей, память и внимание;
  • учить выделять характерные особенности птиц (внешний вид), чем питается;
  • развивать и обогащать связную речь (сорока, стрекочет, белобока, перья) и активизировать словарь детей.

Оборудование: снеговик (взрослый), игрушка - Сорока, пакеты с угощением (морковка - 2 шт., пшено, хлебные крошки, кусочки яблока, семечки, ягоды рябины), магнитофон, аудиозапись со звуками щебетания сороки.

Взаимодействие с другими видами деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Взаимодействие с родителями: изготовление (вязание) игрушки - Сороки, изготовление кормушки для птиц, рекомендации родителям «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных».

До проведения НОД:

  • чтение потешки «Сорока»;
  • рассматривание иллюстраций птиц;
  • рассматривание семейных фотографий «Покормите птиц зимой»;
  • наблюдение на прогулке за птицами;
  • показ презентации по теме «Птицы зимой».

После проведения НОД:

  • игры со Снеговиком и Сорокой «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках»;
  • кормление птиц с Снеговиком;
  • наблюдение за поведением птиц на кормушке.

Этапы

Содержание деятельности

Процесс вовлечения детей в деятельность (мотивация)

- Ребята, сегодня у нас необычный день. Много гостей к нам пришло. Поприветствуем их.
Дети: – Здравствуйте!

- Собрались опять друзья
Рады вы? И рада я
Мы в кружочек соберёмся
И друг другу улыбнёмся!

Улыбнёмся друг другу, чтобы день наш сегодня прошёл хорошо, весело, с улыбкой.
(Стук в дверь)

- Ребята, к нам кто-то пришёл.
Варя, посмотри пожалуйста, кто к нам пришёл.
(Ребёнок идёт к дверям)
Варя: Снеговик.
- Приглашай скорей его в гости.
Варя: Снеговик, проходи, пожалуйста.
Снеговик: Здравствуйте, ребята, вы меня помните, я к вам уже приходил.
Дети: Да!!!
- Снеговик, что тебя к нам привело? Да, ты не один пришёл?
Снеговик: Шёл я по дороге, а на плечо мне села вот она. (указывает на плечо). И всю дорогу стрекочет-стрекочет, в нос - морковку клюнуть меня хочет. Вот и вспомнил я про вас, умных ребят, вы же всё знаете. Подскажите, кто это? Я уверен, что вы мне поможите, а то я останусь без носа-морковки.

Процесс целеполагания (дети с помощью педагога ставят перед собой цель своей деятельности)

- Как нам помочь Снеговику?
Дети: Помочь, рассказать.
- Снеговик, не расстраивайся. Мы с ребятами обязательно тебе поможем. Оставайся у нас, погости.

Процесс планирования (дети с помощью педагога определяют этапы своей деятельности, необходимые для достижения поставленной цели)

(Снеговик садится).
- Ребята, а кто это сидит на плече у снеговика?
Дети: Птица.
- Почему вы думаете, что это птица?
Дети: Потому что есть клюв, крылья, хвост.
- Правильно, молодцы! Это птица. А зовут её СОРОКА. Запомнил, Снеговик, как зовут птицу?
(Снеговик подставляет руку к голове - вспоминает).
- Ребята, а вы запомнили, как зовут птицу?
Дети: СОРОКА.
- Вот, Снеговик, запоминай – СОРОКА.
- Да, та самая СОРОКА - белобока, что кашу варила.
Вот моя ладошка, а где ваши ладошки?
(пальчиковая гимнастика под потешку:

Сорока – сорока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Мал, не дорос
Каши не получишь.
Шу! – Полетел!)

- Вы не хотели бы, превратиться в маленьких птичек?
Дети: Да.
- Вокруг себя повернись и в птичек превратись. Полетели птички на свои стульчики- гнёздышки.
(Дети сели).
- Снеговик, если ты не против, я попрошу сороку поближе к ребятам сесть, чтобы её лучше можно было рассмотреть и познакомиться.

Процесс осуществления действий (основная часть НОД или организованной деятельности)

Снеговик: Пожалуйста, пожалуйста, пригласите.
(Педагог берёт сороку себе на руку)
- Ребятки – птички в гнёздышках сидят и внимательно глядят.
- Ребятки, это птица СОРОКА. Сорока крупная, большая птица с нарядными перьями.
Голова, крылья, хвост сороки чёрные, а брюшко, плечи - белого цвета. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулём.
Ходит сорока по земле небольшими шажками и помахивает головой.
(Свой рассказ сопровождаю показом и дети мне помогают).
- Сорока – стрекочет - ча – ча - ча. Кто хочет попробовать пострекотать как сорока?
Повторяйте за мной.
Дети - Ча – ча – ча
- Сорока красивая птица. Ребятки, вы бы хотели поиграть с сорокой?
Дети: Да.
- А теперь пришла пора, поиграть нам детвора. И тебя сорока мы с ребятами приглашаем поиграть.
Вылетайте из своих гнёздышек. Вокруг себя повернитесь и в птенчиков превратитесь.

ФИЗ. МИНУТКА «Сороки» (2 раза)

Вот под ёлочкой зелёной
Летают весело сороки
(Дети бегают и машут руками – крыльями)
Громко громко стрекоча,
Ча – ча – ча – ча – ча – ча
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
(Дети садятся на стульчики и затихают)
Тихо дружно стрекоча
Ча – ча – ча – ча – ча – ча

- Снеговик, почему сорока клевала твой нос - морковку?
Снеговик: Не знаю.
- Ребята, а вы как думаете, почему сорока клевала нос – морковку?
Дети: Поиграть хотела. Съесть хотела.
- Сорока – зимующая птица. Сейчас, зимой, сороке холодно и трудно добывать себе пищу в снегу. И она прилетела к нам из леса, поближе к людям. Мы, люди, поможем сороке пережить холодную зиму.
Сорока кушает гусениц, жуков, мух, кузнечиков, лягушек и мышей. Но зимой они спят. А как вы думаете, чем питается, что кушает сорока зимой?
Дети: Семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
- Молодцы, сорока клюёт всё то, чем угощают её люди и что она находит на улице.
Как жалко нос – морковку снеговика, ведь склюёт.
- Как же мы можем помочь сороке?
Дети: Покормить её.
- У меня как раз в коробочке есть угощения (коробочка в руках, достаю из коробочки пакетик с угощением и подхожу к каждому ребёнку, даю возможность рассмотреть).
Что это? (семечки, ягоды рябины, хлебные крошки, пшено, кусочки яблока, 2 морковки). Всё это сорока любит клевать. Ой, посмотрите, а это что? (достаю морковку)
Дети: Морковь
- Что можно сделать с морковкой?
Дети: Отдать сороке.
- А для чего ещё морковка?
Дети: Подарить снеговику.
- Какие вы добрые, заботливые дети.
Снеговик, мы тебе дарим морковку: новую, хорошую, вместо твоей испорченной.
Снеговик: Спасибо, ребятки, что про меня не забыли, угостили. Теперь у меня есть новый нос - морковка и подружка – СОРОКА. (Воспитатель отдаёт снеговику сороку). Я на неё больше не сержусь.

Мы теперь вместе пойдём на улицу гулять, играть и вас там будем с нетерпением ждать. До встречи. (Уходят)

- Обязательно пойдём гулять и будем с вами там играть.

Результат деятельности, рефлексия

- Ребятки, мы с вами доброе дело сделали. Рассказали снеговику про … ой, забыла какая птица в гости прилетала?
Дети – СОРОКА.
- Какого цвета у неё пёрышки? Вам сорока понравилась?
Дети: Да
- Кажется, я слышу нашу гостью - СОРОКУ, она зовёт нас гулять, играть.
(Включаю запись пения сороки). Слышите?
(Под аудиозапись собираемся на прогулку).

Используемая литература

  1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.- 64 с.
  2. Дошколятам – о животных: занимательные и справочные материалы / авт.-сост. Валк Е.Ю. – Волгоград : Учитель, 2012.- 221 с.
  3. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
  4. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду /Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 320 с.