Задачи:
- развивать познавательный интерес;
- дать характеристику звука [щ`];
- формировать умение слышать звук в слове, выделять его, называть позицию звука в слове;
- учить детей договариваться и работать в парах;
- развивать речь, слуховую память, мышление.
Демонстрационный материал: картинки и предметы по теме; эталон - карточки для характеристики звука.
Раздаточный материал: предметы для групповой работы для этапа 1; листы для самостоятельной работы на этапе 4 и 5; карточки с загадками для 4 этапа; фломастеры и цветные карандаши; смайлики для 6 этапа.
Ход занятия
1. Введение в ситуацию. Мотивация.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Таня и Ваня отправляются в путешествие по городу звуков и им нужна помощь. Поможем?
Дети: Да! А какие звуки вы знаете?
Путешествие с героями Таней и Ваней. Дети на ковре, предметы в коробке. Игра «Отгадай на ощупь?». Щенки, прищепки, плащ.
2. Актуализация.
Воспитатель: Назовите эти предметы?
Дети: щенки, прищепка, плащ.
Воспитатель: Назовите первый и последний звук в слове прищепка.
Дети: Первый звук п - согласный, твердый, глухой; последний звук а – гласный звук.
Воспитатель: Какой общий звук слышим: щенки, прищепка, плащ.
Дети: Звук [щ`]
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель: Знаком ли нам звук [щ`]?
Дети: Нет.
Воспитатель: Можем дать характеристику этому звуку?
Дети: Не можем. Не знаем.
4. Открытие детьми нового знания.
Воспитатель: Как же нам помочь Тане и Ване?
Дети: Надо самим узнать, а потом помочь друзьям!
Чтобы узнать какой это звук, нужно его произнести.
Воспитатель: Что помогает нам произносить звук [щ`]?
Дети: Губы в улыбке, кончик языка касается бугорков неба.
Артикуляция нового звука (алгоритм с проговариванием во внешней речи) работа у доски.
Характеристика звука по опорным карточкам:
Воспитатель: Заселите звук в звуковой домик. Работа на листочках на рабочих местах.
Дети: Звук [щ`]- согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель: Где живет звук [щ`] – в начале, в середине, в конце слова?
Загадки.
1.
На веревке пальцы,
Держат одеяльце.
И платочки и носочки,
Для сыночка, и для дочки! (Прищепки)
2.
Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Летом, осенью, весною…(Плащ)
Дети: Плащ - зву [щ`] в конце слова.
3.
Я ищу тебя, прыг-скок,
Мягкий, ласковый "комок".
Где ты прячешься, проказник?
Кто отгрыз у тапка задник?
Покажись скорей, дружок!
Наш лохматенький … (Ще нок).
Дети: Ще нок - звук [щ`] в начале слова.
Воспитатель: Молодцы! Назовите семью щенка. Переверните листочки. Найдите щенка с такими же пятнышками, как у мамы.
В зоне отдыха: Игра в парах: «Гномики и великаны».
У щенка глаза, а у большой собаки глазищи…
Физминутка в зоне отдыха «Дрессированный щенок»
Дрессированный щенок
Был когда-то одинок,
Одинок и очень мал,
А теперь артистом стал.
Браво, браво, браво, браво,
Хвост налево, хвост направо.
Поклонись еще разок,
Дрессированный щенок.
Дай скорее лапку Лене,
И пройдись-ка по арене,
Потанцуй теперь немножко
Вальс собачий под гармошку.
Какой был щенок? Кто его дрессировал?
5. Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: Что объединяет эти слова – щенок, прищепка, плащ? А какое слово отличается? Почему?
Дети: Звук [щ`] – объединяет. А слово щенок - отличается (живой предмет)
Воспитатель: Помогите Тане и Ване составить звуковую схему слова «щенок».
Самостоятельная работа.
Воспитатель: Определите место звук [щ`] в слове, выделите гласные, разделите слово на слоги, поставьте ударение.
Воспитатель: Молодцы!
Давайте угостим щенка!
Творческая часть занятия. «Угощение».
Воспитатель: Есть ли в слове угощение звук [щ`]? Какой это звук?
Дети: Да. Звук [щ`] - согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель: Замечательное угощение.
6. Рефлексия.
Воспитатель: Кому сегодня помогали?
Дети: Тане и Ване.
Воспитатель: Cмогли помочь?
Дети: Да. Сами узнали и помогли друзьям.
Воспитатель: C каким звуком познакомились?
Дети: Со звуком [щ`].
Воспитатель: Сможем дать характеристику звуку [щ`]?
Дети: Звук [щ`]- согласный, мягкий, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Положите смайлики на ту часть работы, которая понравилась больше всего.
Всем спасибо!