Мы все любим неожиданные подарки, приятные сюрпризы, а наши дети тем более. Неожиданные элементы не только оживляют ход урока, создают ощущение маленького праздника. Они помогают переключить внимание, проявить творчество, увидеть возможность выполнения задания другим способом. Эти моменты могут включить в ход урока тех детей, которые либо очень хотят быть замеченными, либо наоборот – боятся привлечь к себе внимание. Из всего арсенала накопленных сюрпризов к урокам хочу рассказать о нескольких.
Мягкий тканевый мячик. Использую чаще всего при повторении. Бросаю мячик, предварительно задав вопрос. Тот, кто получает мяч, может ответить сам или же называет одноклассника и бросает мяч ему. После ответа мячик возвращается к учителю.
Игровые кубики. На картонные кубики были наклеены картинки, подходящие к темам уроков. Например, для уроков по архитектуре – примеры современных или исторических построек; виды пейзажей – на другом кубике и т.д. Ребенок, которому бросили кубик, называет цифру и добавляет «историческая или современная архитектура», а если может – назовет и саму постройку «Кижи. Покровская церковь», «Парфенон» и т.п.
Сюрпризные коробочки. Они склеены после того, как внутрь их поместили крошечные инсталляции. В первой коробочке – морское дно. Подвешены на ниточках из бумажной пластики рыбки, медузы, на стенках – водоросли на фоне воды, на дне - пластилиновые и натуральные раковины моллюсков… Сверху сделано окно, через голубой пластик в коробку попадает свет. В передней части коробки – небольшое отверстие для просмотра сюрприза. Вторая коробка сделана подобным образом, но внутри - цветы на лугу. Не всякий заметит Дюймовочку на одном из цветков. Эти коробочки работают не только на уроках, посвященных аквариуму и сказкам. Дети просят показать сюрпризные коробки и на других уроках.
3Д картинки. Использую на физ-минутках. Сначала делаем упражнения для разных групп мышц, а потом для улучшения зрения используем 3Д картинки. Те, кто видят спрятанный объемный рисунок, начинают бурно реагировать: «Вижу! Здесь спрятана утка (корабль, саксофон…)» Тех, кто не может задействовать другие группы зрительных мышц, с каждым уроком становится меньше. Дети сами приносят книжки с рисунками 3Д в школу, показывают мне – это не может не радовать!
Авторские куклы. Первыми были отдельные перчаточные куклы, и с такими куклами уроки стали намного веселее, интереснее. Голова из папье – маше, (пригодились перегоревшие лампочки), поролоновые ладошки, надевающиеся на пальцы, кусочек ткани, - вот и вся нехитрая кукла. И хотя все мастера говорили моим голосом, дети принимали условия такой игры. Сразу же встал вопрос: «Если это для детей живые объекты, то для них нужно создать и характер, и свои ситуации, и приемы нахождения выхода из ситуаций…»?
Так появилась нужда в сказках, которые рассказывали бы не только о каких-то искусствоведческих методах, приемах работы и т.п., но и вносили бы в работу особые цели, мотивы, понуждение к выполнению работы самым лучшим образом. Дальше появилась кукла Фея, которая дарила Мастеру Изображения 3 главных, волшебных, но неуживчивых краски, которая играла с пластилиновыми человечками на полке, тем самым приводя к мысли о создании детской игровой площадки…
У мастеров стали проявляться в сказках их характеры: мягкий, деликатный Мастер Изображения, настойчивая и одновременно терпеливая Мастерица Украшений, смекалистый, веселый Мастер Постройки.
На тех уроках, где мастера работают вместе, класть одну куклу на стол, брать тут же другую в руки было неудобно. Кукла теряла «жизнь», на глазах детей оставаясь без внимания. Для мира фантазии ребенка это было губительно. Думала, как сделать союз мастеров наглядным. Идею подсказала шведская игрушка, где на одном основании были и Красная Шапочка, и Волк, и Бабушка. Волк прятался в чепце бабушки сзади, а ее одежда не мешала воспринимать его Волком. Красная Шапочка появлялась на свет, если игрушку переворачивали снизу вверх. Цветной подол платья Бабушки сменялся красным платьем Красной Шапочки.
Я сшила на одном плотно набитом ватой стержне трех мастеров. Мастер Изображения и Мастер Постройки перекрывают друг друга головными уборами. При переворачивании куклы вниз появляется Мастерица Украшения.
Каждый раз появление нового мастера вызывает массу эмоций: всем хочется потрогать новую «живую» куклу, а когда кукла-модуль поворачивается, и мастера меняются местами, у детей это вызывает удивление, смех.
Наши дети имеют огромный арсенал самых различных игрушек, но беда в том, что современные родители, не задумываясь, могут себе позволить купить любую игрушку в любое время. А с появлением мобильных телефонов последних лет у детей почти нет тех моментов, в которых они не на разных уровнях прохождения игры, а в одинаковой ситуации новизны. Печально видеть склонившихся над своими смартфонами детей, которые лишены самого дорогого и универсального «гаджета» - общения. А эти простенькие сюрпризные вещи до сих пор объединяет, сплачивает детей…