Пояснительная записка
Ухудшение здоровья детей России в последние десятилетия достигло критического уровня. По результатам медосмотра за последние два года на первом месте у детей наблюдается снижение зрения, на втором – заболевания органов дыхания, на третьем месте заболевания эндокринной системы, далее идут заболевания, связанные с нарушением осанки.
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Одним словом, в термин «здоровье», в его понятие, мы вкладываем нечто хорошее, то, что нужно человеку в отдыхе, в его личной и и повседневной жизни. В общем, здоровье - это не только отсутствие у человека болезней или физических недостатков, но и его абсолютное как физическое, моральное, так и социальное благополучие. Здоровье нужно уметь сохранить, чтобы прожить качественную, долгую жизнь.
Академик И.П.Павлов сказал, что человеческий организм — это огромная самонастраивающаяся, саморегулирующаяся система. Когда эта система функционирует бесперебойно, мы — здоровы. Активное состояние нашего организма поддерживаем не мы, а некоторые механизмы внутри нас. Управлять ими мы с вами не можем, но вот если они начали сбоить, у нас есть возможность помочь им, ведя здоровый образ жизни.
Подростковый возраст является наиболее важным периодом в становлении личности человека. Одной из особенностей переходного возраста является формирование «чувства взрослости», которое часто побуждает подростков некритически копировать поведение взрослых людей (в том числе и социально неприемлемые его формы), а также подростки подвергаются массированному воздействию рекламы. Рекламодателями эксплуатируются такие свойства подростков, как гиперсексуальность, стремление к острым ощущениям, отсутствие жизненного опыта.
Побудить их вести ЗОЖ — трудная задача. Можно объяснить подростку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Выбор в пользу ЗОЖ требует высокого уровня понимания и заинтересованности. В связи с чем, приоритетной задачей воспитательной работы школы является формирование навыков здорового образа жизни.
Программа «Раздумья о здоровье» составлена на основе системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Цель такой позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно-развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
В программе отражен комплексный подход - сотрудничество социального педагога и психолога, направленный на формирование у подростков установки на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции, профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ инфекции.
Цикл занятий выстроен с учетом современных подходов к построению эффективных профилактических программ, в ходе которых подростки не только получают информацию о поведенческих рисках опасных для здоровья, но и в ходе выполнения тренинговых упражнений у них формируются навыки здорового жизненного стиля.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать у подростков потребность в здоровом образе жизни.
Цель: формирование навыков ведения здорового образа жизни.
Задачи:
- сформировать установку на ведение здорового образа жизни;
- развить познавательные интересы, творческое мышление, навыки работы в команде;
- расширение представления подростков о здоровом образе жизни;
- сформировать позитивное отношение к активному образу жизни, побудить подростков к двигательной активности, саморазвитию и самосовершенствованию.
Принципы работы по профилактической программе:
- программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
- занятия, разработанные в программе - это занятия с элементами тренинга, уроки-диспуты, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
В конце цикла занятий обучающиеся получают в подарок «Портфель знаний», в котором собраны памятки по ведению здорового образа жизни.
Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий на классных часах.
Методы работы при реализации профилактической программы формирования здорового образа жизни:
- Групповые развивающие занятия;
- Дискуссии;
- мозговой штурм;
- Беседы;
- Рассказ
- Анкетирование;
- Групповая дискуссия – организация совместной деятельности учеников
- Упражнения-энергизаторы
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их применение.
- Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности обучающихся.
- Овладение подростками здоровыми жизненными навыками.
- У подростков снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
Аудитория: подростки старших классов от 15 до 17 лет.
Содержание программы
Программа «Раздумья о здоровье» включает 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Два занятия № 6 и №7 проводятся в феврале месяце, № 10, № 11 в мае (Приложение 1).
Итоговый контроль
- Анкетирование проводиться в начале и в конце поведения цикла занятий (Приложение 1-2).
- В конце каждого занятия проводится рефлексия (Приложение 1-1) для осуществления обратной связи. Это позволяет обучающимся вспомнить и выявить основные элементы занятий, а педагогу проанализировать тенденции изменения отношения подростков к ведению здорового образа жизни.
Литература
- Блажнова О.В. Диагностические технологии в работе социального педагога. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", раздел "Социальная педагогика".
- Здоровье. Учебно-методическое пособиедля учителей 1-11 классов.//Под ред. В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. - Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
- Касаткин В.Н. Материалы курса «Основы психологии и педагогики здоровья»: лекции 5-8. Педагогический университет «Первое сентября» 2010. - 84 с.
- Макарова Т.В. Программное обеспечение здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Классный руководитель", №5, 2007.
- Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед.профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват.учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» /А.Г. Макеева; Под ред.М.М. Безруких; М-во Образования Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
- Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности. Журнал "Воспитание школьников", №10, 2005.
- Подобед С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей. Журнал "Воспитание школьников", № 9, 2007.
- Тищенко О.И. Программа "Школа - территория здоровья". Журнал "Классный руководитель", №4, 2008.
Интернет-ресурсы
- http://www.valeo.akipkro.ru/
- http://www.atet.su/
- http://4brain.ru/
- http://www.grandars.ru