Пояснительная записка
Данная программа «Цветной мир» дополнительного курса по изобразительного искусству рассчитана на учащихся первого класса и соответствует стандартным требованиям. Содержание данной программы является продолжением программы дополнительного курса «Живопись», раздела «Основы цветоведения».
Актуальность программы заключается в том, что она разработана на основах цветоведения, предполагается, что учащиеся уже получили знания основ цветоведения на предыдущих занятиях. На занятиях по данной программе учащиеся продолжают знакомиться с красками, их особенностями, изучают более сложные смешение цветов. Темы занятий разработаны как теоретические, так и практические с закреплением знаний умений и навыков. Отводятся часы для знакомства с белой краской, учащиеся узнают, как белая краска влияет на изменения тона других красок, какую роль играет белая краска в написании зимнего пейзажа. С приходом весны и теплых первых дней учащимся предлагается обратить внимание на ветки деревьев. Давно знакомые деревья и ветки подробно рассматриваются на одном из занятий. Учитель обращает внимание на цвет ветки и цвет почки, их расположение и акцентирует внимание учеников на непохожесть веток.
Весеннюю тему продолжают весенние цветы. Написание цветов позволяет учащимся закрепить знания света и тени. Изображая сирень, учащиеся знакомятся с техникой точечных мазков. И в заключение весенней темы предлагается учащимся написать весенний пейзаж в теплых тонах.
Предметный мир имеет место быть, но задания уже усложняются. Акцентируется внимание на сложность форм некоторых предметов, формируются знания от градации цвета в натюрморте.
В мире, который окружает нас, человек, занимает определенное место. У учащихся формируются отношения в коллективе, отличные от раннее знакомых отношений в семье, желание выражать чувства проявляется все сильнее, на занятиях учащиеся знакомятся с основами изображения человека. Учащимся предлагается изобразить в цвете свою семью, своих друзей, свою первую учительницу. Данная серия работ может быть полезной школьному психологу.
Темы сюжетных композиций предлагаются учащимся с учетом их уровня подготовки и контингента учащихся. Личный наглядный пример учителя в практической работе дает положительный результат в творческой деятельности учащихся.
Итоговым занятием является посещение выставки собственных работ.
Цели авторской программы:
- формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству;
- развивать знания, умения и навыки приемов работы с красками;
- воспитывать аккуратность и желание заниматься творчеством.
Основные задачи программы:
- создание условий для формирования и развития у учащихся познавательного интереса к изобразительному искусству;
- формирование понятий о мире окружающем нас;
- формирование практических умений и навыков;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное, что окружает вокруг;
- воспитание бережного отношения к материалам и инструментам живописи.
Авторская программа рассчитана на 17 часов с учетом один раз в неделю. Учащиеся должны иметь папку листов формата А3, гуашевые краски, кисти натуральные № 3, № 8, палитру, стакан для воды, салфетку, фартук и нарукавники, как показывает практика, обязательно.
Достоинства: учащимся предоставляется возможность развивать и углублять полученные знания., проявлять свое творчество и фантазию, выражать свое отношение к окружающим событиям.
Недостатки: работа требует повышенного внимания, аккуратности, следует соблюдать правила поведения, чтобы не разлить воду, не измазать краской соседа по парте и не перепачкаться самому.
Учебно-тематический план
1 |
Снег идёт |
Написание деревьев и елей зимой, изобразить падающий снег. |
Выполнить эскиз зимнего пейзажа с падающим снегом. |
1 |
2 |
Следы на снегу. |
Написать зимний пейзаж с изображением следов разных животных. |
Написать пейзаж со следами животных на снегу. |
1 |
3 |
Морозный день |
Написать пейзаж морозного дня. |
Выполнить зимний пейзаж с добавлением красного цвета. |
1 |
4 |
Иней на деревьях. |
Написать деревья в инее без предварительного рисунка. |
Выполнить зимний пейзаж, где деревья белого цвета. |
1 |
5 |
Ветка дерева |
Написать ветку с набухающими почками. |
Выполнить эскиз в цвете ветки дерева, передать цвет ветки и почек. |
1 |
6 |
Листья деревьев |
Написать листья деревьев в цвете. |
Передать в эскизе особенности листьев (форму и цвет). |
1 |
7 |
Подснежники |
Написать подснежник линией |
Передать форму и цвет подснежников |
1 |
8 |
Тюльпаны |
Написать тюльпан пятном |
Передать форму и цвет тюльпана. |
1 |
9 |
Сирень |
Написать сирень точками |
Передать форму и цвет сирени |
1 |
10 |
Яблони в цвету. |
Написать весенний пейзаж, деревья в цвету без предварительного рисунка. |
Передать в пейзаже особенности цветения деревьев (цвет и форма цветов). |
1 |
11 |
Натюрморты из прямоугольных и круглых предметов. |
Написать коробку для подарков и овощи с фруктами без предварительного рисунка. |
Выполнить пейзажи в цвете. Формы предметов круглые и прямоугольные. |
2 |
12 |
Моя семья и мой лучший друг. |
Написать одного или группу людей. |
Выполнить эскиз в цвете людей. Передать отличия женской фигуры от мужской, детской от взрослой. |
2 |
13 |
День Победы! |
Написать праздничный салют |
Выполнить эскиз цветного салюта, передать праздник. |
1 |
14 |
Здравствуй, лето! |
Написать картину по теме |
Передать главное в сюжете |
1 |
15 |
Итоговый урок |
Оформить работы, подготовить к выставке |
|
1 |
Итого |
17 |
Содержание авторской программы по изобразительному искусству для учащихся 1 класса
Тема № 1. Снег идёт. (1 час)
Теория. Повторить знания написания деревьев без предварительного рисунка. Учитель наглядно показывает весь процесс рисования зимнего пейзажа. Акцентирует внимание на снег из белого цвета, который лежит на ветках. Показывает, как передать падающий снег.
Практика. Учащиеся должны повторить процесс работы, изобразить лежащий и падающий снег, можно показать следы животных на снегу.
Детские работы
Тема № 2. Следы на снегу. (1 час)
Теория. Закрепить знания прошлого занятия о роли белой краски в живописи. Показать как меняются другие цвета (например зеленый) в зимнее время года. Указать учащимся, как правильно положить белую краску, чтобы показать сугробы снега на лапах елей.
Практика. Учитель предлагает учащимся написать зимний пейзаж с елями и падающий снег.
Детские работы
Тема № 3. Морозный день. (1 час)
Теория. Закрепить знания о написании зимнего пейзажа. Дать понятия об изображении морозного неба с добавлением краски красного цвета.
Практика. Ученики изображаю морозное небо, последовательно примешивая в сине – голубой цвет неба красную краску.
Тема № 4. Деревья в инее. (1 час)
Теория. Просмотр видео с изображением зимних пейзажей, учитель акцентирует внимание учащихся на белые деревья, так изображается иней. Учитель показывает весь процесс написания зимнего пейзажа, только деревья белого цвета. Можно добавить кусты, следы животных и т.д.
Практика. Учитель предлагает учащимся изобразить зимний пейзаж и деревья в инее.
Детские работы
Тема № 5. Ветка дерева. (2 часа)
Теория. Рисование с натуры. Учитель по своему усмотрению выбирает две – три ветки разных деревьев на уроке акцентирует внимание учащихся на их особенности формы и цвета. Учитель показывает правила рисования с натуры, компоновка, прорисовка, решение в цвете.
Практика. Учитель предлагает учащимся нарисовать ветку дерева с натуры, которая имеет неповторимую форму, определить цвет почек.
Детские работы
Тема № 5. Тюльпаны. (1 час)
Теория. Закрепить знания о теплых и холодных цветах (свет и тень). Учитель наглядно показывает весь процесс письма тюльпанов, акцентирует внимание на широкий и крупный мазок, который практически покрывает весь лепесток тюльпана. Показать полноту цвета в одном мазке.
Практика. Учащиеся повторяют практический процесс, выполняют несколько цветов (букет) тем самым отрабатывая прием крупного мазка.
Детские работы
Тема № 6. Сирень (1 час)
Теория. Закрепить знания градации света и тени. Учитель наглядно показывает изображение ветки сирени с использованием мелких точечных мазков, уделяя внимание цветовым отношениям, оттенкам и смешению цветов.
Практика. Учитель предлагает выполнить в цвете ветку сирени, используя мелкие точечные мазки. Мазки накладывать друг на друга, словно вылепливать.
Детские работы
Тема № 7. Весенний пейзаж. (1 час)
Теория. Познакомит с законом перспективы, дать понятие переднего и заднего планов. Закреплять знания , умения и навыки в рисовании деревьев. Повторить знания о теплых и холодных тонах красок.
Практика. Учащиеся выполняют весенний пейзаж в цвете, используя свои знания в процессе всего обучения изобразительному искусству.
Тема № 8. Предметный мир. (1 час)
Теория. Формировать знания и умения в рисовании чайника. Дать понятие об основах конструирования: сложные и простые формы предметов.
Практика. Учитель предлагает учащимся (от простого к сложному) выполнить эскиз чайника, фантазируя и добавляя к простой форме сложные элементы.
Детские работы
Тема № 9. Предметы плоских форм. (1 час)
Теория. Формировать знания о конструировании и построении форм предметов. Дать понятие о градации цвета. Познакомить с разнообразием форм в природе.
Практика. Выполнить эскиз в цвете «коробка для игрушек».
Детские работы
Тема № 10. Предметы круглой формы. (1 час)
Теория. Рисование предметов круглой формы, познакомить с особенностями изображения округлых форм предметов. Градация цвета.
Практика. Предлагается выполнить эскиз в цвете яблока и груши. Использовать знания о конструировании и градации цвета.
Детские работы
Тема № 11. Рисуем человека. (3 часа)
Теория. Дать понятие о рисовании «спичечного человека». Формировать знания о компоновке листа. Научить передавать портретное сходство, выделять главное в портрете. Темы могут быть: «Моя семья», «Мой друг», «любимый сказочный герой».
Практика. Учитель предлагает выполнить композицию на тему «Моя семья». Творческая работа обязательно выполняется в цвете.
Детские работы
Тема № 12. Сюжетные композиции. (3 часа)
Теория. Формировать знания и умения в компоновке листа, составлении интересных сюжетов, умении выделить главное. Определять линейную и воздушную перспективы.
Практика. Умение работать одновременно над всей композицией. Развивать практические умения и навыки в творческой работе. Смешивать краски.
Детские работы
Тема № 13. Итоговый урок. (1 час)
Теория. Выставка творческих работ учащихся, можно использовать презентации с использованием детских работ. Акцентировать внимание учащихся на положительные моменты в работе, задавать просмотру презентации праздничный характер.
Практика. По усмотрению учителя: можно использовать игру, элементы практической творческой работы, выполнить коллективную работу …
Использованная литература
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: Ч.2. Основы живописи. –Обнинск: Титул, 2001.
- В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. Комплект «Изобразительное искусство». – 1–4 классы. 2008.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984.
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для стедентов худож.-граф. Фак.пед.ин-тов. – 2 изд., доп и переаб. - М.: Просвещение. 1980.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.