В сегодняшней гамме социальных, экономических проблем как-то несколько притупилась в нашем сознании тревога экологическая, стала ослабевать привязанность к родным местам, всё безразличнее становится наш современник к красоте природы, а зачастую сам губит её. Вот почему, работая с детьми младшего школьного возраста, одной из основных педагогических и нравственных задач является: формирование экологической культуры, развитие интереса младших школьников к природе родного края; расширение кругозора детей через наблюдения в природе, чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.
С целью развития интереса к природе родного края необходимо пробудить в детях интеллектуальные силы, добрые, гуманные чувства ко всему живому, раскрыть перед учащимися эстетическую и экологическую ценность и значимость природы в целом и её отдельных объектов, показать нравственно-эстетическую сторону отношений человека к природе.
В формировании знаний учащихся об эстетических и гуманистических мотивах охраны природы надо показать детям, с одной стороны, неповторимую красоту природных объектов, их изящество, а с другой стороны ранимость, хрупкость, беззащитность.
Красоту природы можно увидеть, прежде всего, в самой природе, поэтому надо уделять серьёзное внимание организации систематических наблюдений за различными растениями и животными в естественных условиях. Наблюдения в природе дают возможность формировать у детей знания о значении различных растений и животных в жизни природы и человека и необходимость их охраны.
Все изучаемые виды растений и животных на уроках можно разделить, в зависимости от численности и распространения в природе, на три группы: многочисленные (широко распространённые), редкие, исчезающие, вымирающие виды растений и животных.
Введение такой классификации помогает детям лучше запоминать объекты охраны, а учителю даёт возможность контролировать усвоение знаний учащихся.
После детального изучения внешнего вида природного объекта необходимо знакомить с его видовым названием. В наиболее ярких случаях объяснять, почему тому или иному виду дано такое название (мать-и-мачеха, печеночница, гусиный лук, подснежник).
Большое внимание следует уделять формированию представлений учащихся о тех видах растений и животных родного края, численность которых в последние годы по различным причинам сокращается. Чтобы младшие школьники принимали участие в охране редких видов растений и животных, они должны знать их в "лицо". Однако организовывать наблюдения за такими объектами непосредственно в природе почти невозможно, а однократного показа их на уроке недостаточно. Поэтому можно в классе организовать "Уголок охраны природы". В "Уголке" помещать цветные фотографии, рисунки редких растений и животных области, краткие сведения об их экологии. В подборке материала должны принимать участие сами ученики, что способствует более прочному усвоению знаний о редких видах и расширяет их кругозор.
Стимулом к изучению вопросов охраны природы являются ролевые игры. Например, дети выступают в роли экскурсоводов по родному краю, участников радиопередач, корреспондентов газет. Эту игру можно проводить на обобщающих уроках окружающего мира. Частично-поисковые методы повышают познавательную активность школьников. Предложить можно такие задания поискового характера: найдите в учебнике Р.Н.Бунеева "Маленькая дверь в большой мир» рассказы о гуманном отношении ребят к животным; подберите к уроку рассказ или стихотворение, в котором описывается красота растений или животных; подберите дополнительный материал, рассказывающий о людях, защищающих, охраняющих природные богатства.
Необходимо знакомить детей с Законодательством нашей страны: Конституцией России, законами об охране и использовании растительного и животного мира, постановлениями об охране природы местного значения.
Общению детей с природой способствуют и внеклассные формы работы: оформление классной комнаты в соответствии с временем года, выращивание в ящиках на окнах в классе рассады однолетних растений, зелёного лука, озеленение класса комнатными растениями. Комнатные растения могут быть средством для изучения отдельных программных вопросов. (На примере пеларгонии - различать части растений, рассматривать способы размножения на примере других растений).
На уроках русского языка заслуживает внимание такой методический приём воспитания любви к природе, как работа с художественными открытками природоведческого характера. Этот вид работы не оставляет равнодушным ни одного ребёнка, и грамматические задания не кажутся им скучными, навязчивыми, утомительными. Для грамматического разбора подбирать предложения, которые своим содержанием помогают воспитывать у детей любовь к природе.
В качестве домашнего задания можно предложить детям подготовить плакаты о правилах поведения в природе. Анализ детских рисунков-плакатов показывает, насколько учащиеся сознательно усваивают правила поведения в природе. Применение подобных приёмов развивает творческое мышление - это частица духовной жизни ребёнка.
Помня о том, что развитие речи - это принцип в работе как по литературе, так по грамматике и правописанию, при обучении связной речи необходимо продумать тематику сочинений. Например, на уроке литературы после знакомства с произведениями из раздела "Природа летом" предложить написать сочинения-зарисовки на темы: «Лесное озеро», «Цветущий луг», «Грибной дождик», «Лесная полянка». А закончив раздел "Глухая пора листопада"- сочинение по своим наблюдениям на тему "Разная осень" и на уроках технологии отобразить то, о чем они писали в сочинениях.
Систематическая работа по составлению и решению задач с использованием материала краеведческого характера связывает математику с окружающей действительностью, способствует осуществлению межпредметных связей, расширяет кругозор учащихся. Дети с увлечением составляют и решают задачи:
- о пользе, которую может дать живое дерево;
- о продолжительности жизни отдельных пород деревьев;
- о пользе птиц;
- о скорости течения рек, на определение длины и глубины оврагов;
- о полезных насекомых;
- на вычисление высоты холмов.
Уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства, и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Вот почему как на уроках, так и на внеклассных занятиях особое внимание необходимо уделять проблеме формирования экологической культуры младших школьников, воспитанию чувства любви к природе родного края.
Эта проблема актуальна, поэтому педагогу необходимо искать новые формы работы, которые ведут к творческому поиску, к содружеству с детьми и их родителями.
Список литературы.
- Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей// Начальная школа. - 2005. - № 6.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М., 1990.
- Климцова Т.А. Экология в начальной школе. // Начальная школа. – 2000. - № 6.
- Литвинова Л.С., Дендебер С.В., Жиренко О.Е. Пойми живой язык природы. Экологическое воспитание. – Воронеж, 2006.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2 – изд. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
- Сорокумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. – М., 2007.
- Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников // Начальная школа. – 2001. – № 7.