Аннотация
Проект «Мальчики и девочки» направлен на создание условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в процессе игровой деятельности. В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной направленности и отражении (мужского, женского) образа.
Разработаны конспекты игр, совместных мероприятий родителей с детьми, комплексы занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»; оформлен консультативно-практический материал для родителей.
Данный материал поможет педагогам ДОУ определить гендерное направление в воспитании ребенка дошкольного возраста, активизировать участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка, как со сверстниками, так и с взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Введение в проект
Актуальность проекта.
Как известно в детстве происходит становление образа «Я»- мальчика (девочки)» и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.). Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него - с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта: Познавательно-творческий, краткосрочный.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире.
Задачи проекта:
- Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.
- Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.
- Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности.
- Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Мальчики и девочки» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей:
- Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность.
- Осознание собственного «Я» - мальчик (девочка), развитие ребенка, как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности).
- Проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
- Желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей:
- Активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности МБДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности.
- Проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов:
- Содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания, как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи.
- Разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Мальчики и девочки», «Народный фольклор с акцентом на «гендер» для мальчиков и девочек».
- Разработка консультативно-практического материала для родителей «О воспитании мальчиков и девочек», «С чего начинается гендерное воспитание», «Пять заповедей отцовства», «Девочки-будущие мамы».
Основные принципы:
- Принцип научности предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.
- Принцип активности не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
- Принцип учета личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
- Принцип интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы Детство», такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.
- Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
- Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
- Принцип дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
- Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.
Этапы реализации проекта
Этапы: Вводный
Цели этапа:
1. Проживание с детьми проблемной ситуации: «Каким должен быть папа, какой должна быть мама».
2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.
Предполагаемый результат:
1. Подготовка к жизни счастливого, эмоционально-благополучного ребенка.
2. Накопление и систематизация информации по проблеме.
Содержание:
1. Анкетирование для родителей:
- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин), уделяем ли внимание своему ребенку?».
- «Какие мальчики и девочки?».
2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек)?».
3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать».
4. Сбор материала для создания тематической папки («Взрослые люди», «Семья», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «О поведении», «Этикет», «Народная культура», «Художественная литература о мальчиках и девочках», «Материал о защитниках отечества и профессиях», «Спорт») по теме.
5. Сбор фотографий на тему «Моя любимая семья».
6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русских народных игр, дидактических, подвижных игр для мальчиков и девочек».
7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «О воспитании мальчиков и девочек», «С чего начинается гендерное воспитание», «Пять заповедей отцовства», «Девочки - будущие мамы».
7.Фотоконкурс «Мисс шляпка».
Основной:
1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки). Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.
2. Активизировать свой поиск своего места в мире по теме.
Предполагаемый результат:
1.Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «Я» в своей жизни.
2.Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.
3. Моделирование ситуаций «Я и моя семья », «Кто живет в твоем сердце».
4. Проведение занятий с гендерной направленности: «Мамочка любимая моя», «Мой папа - самый лучший».
5. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом».
6. Цикл сюжетно-ролевых игр на тему «Спящая красавица», «Рыцарский турнир».
7. Конкурс чтецов «Мамочка моя (о папе)».
8. Выставка детских рисунков по теме: «Моя мама лучшая на свете», «Портрет моего папы».
9.Персональная творческая выставка «Кем я буду».
10. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ.
11. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа и я – творческая семья».
Итоговый: Презентация проекта.
Подведение итогов:
1. Круглый стол для детей и родителей «Наши мальчики и наши девочки».
2.Создание альбомов «Я как мама, я как папа», «Самый счастливый день».
3. Праздник «Маленькая красавица».
4. Презентация творческих рисунков детей «Портрет моего папы», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Любимой мамочки портрет», «Букет цветов для мамы».
Реализация содержания проекта:
Реализация проекта «Мальчики и девочки» началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. Воспитание ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важно и актуально. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально - приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации.
Постановка проблемной ситуации для детей, «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.
Итогом реализации проекта явился круглый стол для детей и членов их семей. Дети представляли творческие работы «Портрет моего папы», «Моя мамочка – лучшая на свете», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Мамин день – 8 марта», который представил и раскрыл в конкурсах творческий потенциал детей, их отношение друг к другу.
На наш взгляд, проект «Мальчики и девочки» является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа «Я» - мальчика (девочки).
Конспект занятия в подготовительной группе «Мальчики и девочки»
Цель: Формирование представления о различии между мальчиками и девочками.
Задачи:
- Формировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.
- Формировать умение пользоваться элементами речи-доказательства.
- Воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Активизация словаря: очаровательная, плечистый, элегантные, грациозные, обаятельные, симпатичные, юноша, мускулистый, рослый и т.д.
Предварительная работа: Чтение сказки и просмотр мультфильма «Спящая красавица» Ш.Перро, заучивание стихотворений «Мальчики и девочки», «Все девчонки хохотушки…», «Все мальчишки шалунишки…», изготовление журналов мод для девочек и мальчиков (закрепление мужской и женской одежды), организация фотовыставки детских фотографий, анкетирование родителей на тему: «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», беседы на тему нравственного воспитания, дидактические игры, заучивание песен про дружбу, разучивание парного танца и т.д.
Оборудование:
- подушечки на каждого ребёнка, рядом с подушечкой атрибут для девочки или мальчика (заколка, машинка, кукла и т.д.);
- атрибуты для игры на запоминание возрастной последовательности (парики, одежда для женщины, мужчины, бабушки и дедушки, сумки и т.д.);
- атрибуты для игры-драматизации «Спящая красавица»,
- столики для игры «Кто сильнее»,
- листы и карандаши для рисования,
- подарки для девочек и мальчиков (заготавливают родители),
- музыкальное сопровождение, песня о дружбе «Улыбка», «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»
Ход занятия
Воспитатель: Покажите мне свои красивые глазки, подарите мне свою красивую улыбку, а я подарю вам стихотворение (чтение стихотворения В.Товаркова «Почему так говорят?»):
Детский сад, детский сад,
Почему так говорят?
Мы ведь не осинки,
Мы ведь не рябинки.Арины, Ромы, Дашеньки –
Это же не вишенки!
Детский сад, детский сад,
Почему так говорят?Мы ведь не листочки,
Мы ведь не цветочки,
Голубые, аленькие –
Мы ребята маленькие!Детский сад, детский сад,
Почему так говорят?
Потому что дружно в нём
Мы одной семьёй растём!Оттого и говорят:
В этом доме детский сад!
Воспитатель: О ком вы только что прослушали стихотворение?
Дети: О нас, о детях, которые ходят в детский сад.
Воспитатель: Вот я знаю многих из вас уже 5 лет, но ещё раз хочу с вами познакомиться. Игра на развитие самосознание детей «Кто ты?».
Дети: Я мальчик, я человек, я девочка, я Илья, я Арина Олеговна, я родственник, я внук, я сестра (брат), я дочь (сын) и т.д.
Воспитатель: Вот видите, оказывается, я не всё про вас знаю, вы у меня все такие разные, не похожие друг на друга. Но знаю я одно точно, что вы у меня очень дружные, можете придти друг другу на помощь, не обижаете других. Я хочу, чтобы вы всегда были такими разными, оставались самими собой, и только дружба могла бы вас объединять. Давайте покажем всем, какие мы дружные.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Воспитатель: Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и подарите, молча каждому, по очереди, самую добрую, какая есть, улыбку. (Включается музыка «Дружба начинается с улыбки»). Ваши улыбки скрепили вашу дружбу ещё сильнее.
Когда мы с вами знакомились, то я слышала, что среди вас есть девочки и есть мальчики. Ну-ка разделитесь на девочек и мальчиков. А теперь, докажите мне что вы девочки (девочки читают стихотворение «Все девчонки хохотушки…»)
Все девчонки – хохотушки
Любят блеск и безделушки,
Тайны, девичьи секреты,
Сериалы и конфеты.Мастерица поболтать,
Могут до утра плясать.
Я во всём на них похожа,
Ну и что же, ну и что же?!В чём-то я неповторима
И своей красой красива,
Пусть чуть-чуть упрямая,
Всё равно – «Я самая!» …
А теперь мальчики докажут нам кто они такие (чтение стихотворения «Все мальчишки шалунишки…»).
Все мальчишки – шалунишки
Любят спорт и военные книжки,
Машины, солдатиков,
Конструктор и фишки.Любят строить, в «войнушку» играть,
Могут с папой подолгу читать,
Я во всём на них похож,
Ну и что же, ну и что ж?!В чём- то я неповторим,
Мужествен, красив, строптив,
Пусть чуть-чуть упрямый,
Всё равно – «Я самый!» …
Воспитатель: Спасибо вам за чтение таких стихотворений и я предлагаю вас присесть на подушечки для дальнейшей беседы, но кто, на какую подушечку сядет, вы выберите сами, но при этом вы не должны забывать, что вы дружные и умеете договариваться при помощи слов. (Возле каждой подушечки лежат атрибуты для девочки и мальчика, ребёнок должен сам определить, кто в какие игры играет, уметь договориться (по необходимости) и сесть на ту подушечку, рядом с которой лежит игрушка, соответствующая его игровой деятельности).
Воспитатель: Даша, почему ты села именно на эту подушечку?
Даша: Потому что рядом с ней лежит кукла, а с куклой играют девочки, а мальчики играют в другие игры и т.д.
Воспитатель: Вы хотите мне сказать, что мальчики и девочки чем-то отличаются друг от друга? Ну, тогда чем?
Дети называют отличие между мальчиками и девочками по внешнему виду (причёска, одежда, использование украшений и т.д.), физиологические особенности (строение тела, описание фигуры, строение голоса и т.д.), игровая деятельность детей, имена детей (мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества).
Воспитатель: А теперь давайте представим с вами, что вы немного повзрослели, и кем вы стали? (Определение возрастной последовательности).
- Девочка – девушка – женщина – бабушка.
- Мальчик – юноша – мужчина – дедушка.
Я предлагаю вам попасть в будущее и показать всем нам кто, каким будет.
Детям предложены на выбор атрибуты для всех возрастных поколений: парики, одежда, очки, сумки, украшения, обувь, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д. Воспитатель назначает, кто кем будет из девочек, и кто кем будет из мальчиков, и дети переодеваются в соответствии со своей ролью. После переодевания воспитатель спрашивает у детей, кого как зовут, и почему он именно так оделся.
- Наташа – Наталья – Наталья Сергеевна – баба Наташа.
- Ваня – Иван – Иван Александрович – дед Ваня.
Теперь я предлагаю вам пройти со мной и сесть на стульчики. Я приготовила для вас ещё одно стихотворение «Подружки» (А.Кузнецова)
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
Воспитатель: Как вы думаете, о ком и о чём это стихотворение? А с кем дружите вы? И почему вы дружите именно с тем или иным другом? Почему происходят ссоры? Как вы миритесь? Как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить?
Дети: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не должен обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, наоборот, они должны их защищать, помогать им, уступать им игрушки. Мальчик не должен быть слабым, ленивым, неловким, трусливым.
Воспитатель: А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить?
Дети: Девочка должна быть доброй, аккуратной, много уметь делать. Не должна быть лживой, злой, ленивой, болтливой, неряшливой.
Воспитатель: А теперь девочки, предоставьте мальчикам возможность проявить смелость, ловкость.
Игра «Петушки»
(Мальчики встают напротив друг друга и, прыгая на одной ноге, хлопают друг друга по ладоням). Тот, кто не устоял на одной ноге, считается проигравшим. Используется музыкальное сопровождение. Победителей поздравляют аплодисментами.
Воспитатель: А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными, а мальчики им в этом помогут.
Упражнение «Приглашение на танец»
Воспитатель: Большое спасибо нашим кавалерам, без их помощи наши дамы не были бы такими изящными, грациозными. Мы с вами побывали в будущем, а теперь я предлагаю вам пофантазировать и оказаться в прошлом. (Воспитатель предлагает детям пройти с ней и послушать одну легенду).
Воспитатель: Много-много лет тому назад существовали рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны, благородны. Рыцари понимали, что они сильнее, выносливее, и поэтому и могут, и должны защищать слабых. А кто был слабым? Женщины, дети, старики. Вот почему с давних времён и остался этот рыцарский обычай – помогать, оберегать и заботиться о них. Поэтому мужчина всегда идёт рядом с женщиной, готовый её поддержать. В присутствии женщины мужчины не должны сидеть, если она стоит. Выходя из транспорта, мужчина подаёт женщине руку. Он несёт ей тяжёлые сумки. Только маленькую дамскую сумочку несёт женщина сама. Ещё она поддерживает чистоту и порядок в доме, создаёт уют.
Наверняка это будете делать и вы, когда вырастете. Но кое-что друг для друга, мальчики и девочки, вы можете сделать уже сейчас.
Беседа «Наши отношения»
Воспитатель: Как вы думаете, что мальчик может сделать для девочки?
Дети: Подать куртку, пальто; пропускать впереди себя в дверях; уступать стул; помогать перейти лужу, собирать игрушки; защищать, если кто-то обидит девочку.
Воспитатель: А как должна вести себя девочка?
Дети: Она должна уметь принимать помощь мальчиков, поблагодарить или, в случае необходимости, вежливо отказаться, сказав «спасибо»; должна быть хозяйственной; помогать мальчикам, следить за своим внешним видом и т.д.
Игра «Кто сильнее»
Воспитатель: Представьте, что наши мальчики - рыцари и сейчас мы проведём среди них «рыцарский турнир» и выберем самого сильного мальчика. Игра заключается в том, что бы положить руку соперника на стол. Выигрывает тот, чья рука оказывается сильнее.
Игра-драматизация «Спящая красавица»
Воспитатель: А теперь мы с вами вспомним сказку Ш.Перро «Спящая красавица».
Девочки по очереди изображают спящую красавицу. Мальчики подходят к ней и пытаются подобрать хорошие, добрые, сказочные слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящую красавицу.
Воспитатель: Все мальчики молодцы, разбудили своих красавиц и нам пора возвращаться в настоящее время.
Воспитатель: Мы сегодня с вами танцевали, играли, думали. Это умеют делать и мальчики и девочки, и в этом вы похожи друг на друга. Но всё-таки мальчики сильнее девочек, и они могут защищать девочек от разных неприятностей. И вы знаете про это стих.
Мальчики и девочки –
Все у нас равны, (читает мальчик)
Только помнить (читают девочки)
Мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
Воспитатель: А как это – защищать?
Дети: Помочь подняться девочке, если она упала. Найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки. Пропустить вперёд в дверях и многое другое.
Воспитатель: Многое сегодня на занятии узнала я от вас, много нового узнали вы от меня, но объясните мне, пожалуйста, из чего же сделаны такие красивые девочки и такие симпатичные мальчики.
Дети: Девочки сделаны из помады, бантиков, косметики т.д. Мальчики сделаны из самолётиков, танков, пистолетов и т.д.
Воспитатель: Я предлагаю вам пофантазировать, и нарисовать друг другу в подарок рисунок, кто из чего сделан. (Дети выполняют задание под песню «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»)
По окончанию работы воспитатель предлагает детям подарить свои рисунки и подарки, которые они приготовили вместе с родителями друг другу.
Дети обмениваются подарками под песню «Дружба крепкая…».