Продолжительность проекта: среднесрочный (02.04.2018г. – 20.04.2018г.)
Тип проекта: информационно-творческий, групповой, практико-ориентировочный проект с вариативным результатом.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 5–6 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. Проблема современности в том, что на фоне кажущегося благополучия информационного пространства, предоставляющего огромный объем познавательных, развивающих программ, передач, компьютерных игр, дети воспринимают предметы и явления окружающего мира как данность – «Он такой, потому что такой, и другим быть не может».
В некоторой степени инертность, пассивность мышления, снижение познавательной активности, отсутствие пытливости ума не толкает ребенка на более глубокое изучение свойств предмета или явления. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе, но помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Дети свободны в своем творчестве.
Цель проекта: создание благоприятных условий, способствующих успешному развитию каждого ребенка, реализации творческих способностей, развитию познавательного интереса и связной речи в процессе создания мультипликационного фильма методом покадровой съемки с применением цифровых технологий в рисованной и силуэтной технике.
Задачи проекта:
Для детей:
- Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
- Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
- Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Формировать художественные навыки и умения.
- Формировать навыки связной речи.
- Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
- Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
Для педагога:
- Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе.
- Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- Наблюдение за развитием навыков и интересов воспитанников.
- Активизировать пассивный и активный словарь детей (мультипликация, режиссер, сценарист, художник, аниматор, композитор, оператор).
- Консультирование родителей по вопросу «Секреты мультипликации».
Для родителей:
- Формирование компетентности в области всестороннего развития их детей.
- Активное участие в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
- Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: рисование рисунка «Мой любимый герой мультфильма».
Для социальных партнеров:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр».
Название итогового мероприятия проекта: Премьера мультфильмов «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного).
Этапы проекта:
I – Подготовительный этап
II – Основной этап
III – Заключительный этап
Продукты проекта:
для детей:
- Игрушки с оптическим эффектом, рисунки, аппликация, выставка рисунков «Мой любимый герой мультфильма»; создание мультфильмов своими руками «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного);
для педагогов:
- Презентации, показ мультфильмов, созданных детьми «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного);
для родителей:
- афиша; показ мультфильмов, созданных детьми «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного); фотоотчет о проделанной работе.
для социальных партнеров:
- показ мультфильмов «Заюшкина избушка», созданных детьми (рисованного и силуэтного).
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- стимулирование детей к достижению того или иного результата;
- достижение определённой и реальной цели, продукта проектной деятельности;
- использование разных видов продуктивной деятельности в одном проекте;
- проявление познавательной, творческой, деловой активности, самостоятельности, а также освоенных ранее знаний и умений;
- формирование коммуникативных навыков и нравственных качеств.
- У детей появляется возможность внести свой вклад в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.
для педагогов:
- Обобщение опыта работы с детьми по теме «Мультляндия – страна волшебников»;
для родителей:
- Развитие навыков взаимодействия с ребенком;
для социальных партнеров:
- Воспитание культурного, социально адаптированного человека к жизни в обществе.
Актуальность
Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами - большую часть из которых занимает телевизионная система.
В последние годы возник определённый вакуум в качественной отечественной мультпродукции для детей и молодежи, а современное телевизионное пространство заполонили низкопробные западные мультфильмы: или пошлые, или пропагандирующие агрессию, злость и аморальное поведение, рассчитанные в основном на уже на школьников и взрослых. На нашем рынке только-только стали появляться мультфильмы, опирающиеся в своём создании на классическую школу отечественной мультипликации.
В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион детей. Но если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного.
Теперь, благодаря новым технологиям и современному оснащению детского сада, дошкольники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себя в новом качестве.
Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. В рамках занятий по мультипликации дошкольники имеют возможность закрепить навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, их свойствами и возможностями, освоить различные виды техник художественно-творческих работ, познакомятся с компьютером и видеокамерой, а также приобретут первые навыки профессии мультипликатора. А самое главное – дети приобретут ценный опыт взаимодействия и сотворчества в коллективе сверстников и взрослых.
Гипотеза: предполагаю, что при создании коллективного мультфильма у детей происходит не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, а также раскрепощение мышления, совершенствуются навыки общения друг с другом, с взрослыми.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Подготовительный этап:
- Выбор темы.
- Подбор методической литературы по теме.
- Постановка цели. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Выдвижение гипотезы исследования.
- Поиск материала по мультипликации.
- Изучение истории возникновения мультипликации.
- Виды мультфильмов.
- Изучение процесса создания мультфильма.
- Разработка алгоритма работы над мультфильмом.
- Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
Основной этап
- Погружение в сказку.
- Раскадровка.
- Разработка и создание персонажей и декораций.
- Оживление персонажей.
- Обыгрывание сюжета.
- Съемка мультфильма.
- Монтаж отснятого материала на компьютере.
- Озвучивание (распределение ролей).
Организационный компонент. Реализация проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта - мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству.
- Дидактические игры и упражнения: «Угадай героя мультфильма», «Найди тень», «Собери картинку», «Пазлы» по мотивам мультфильмов;
- Сюжетно-ролевая игра «Мультипликаторы»;
- Викторина «Знаток мультфильмов»;
- В рамках проекта провели беседу: «Мой любимый мультфильм»;
- «Мультляндия – страна волшебников» (Как оживить картинку. Различные механизмы анимации);
- Презентация «Мультляндия – страна волшебников»;
- Просмотр мультфильмов, сделанных в различных техниках (пластилиновый, рисованный, кукольный);
- Театрализация сказки «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников.
- Беседы: «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».
- Путешествие в мультляндию (рассказ об анимации и мультипликации);
- Просмотр первого мультфильма «Каток», режиссер Иванов-Вано, 1920г.;
- Презентация «Путешествие в мультляндию»;
- Просмотр видеоролика «Как делали Незнайку на луне».
- «Путешествие в прошлое - детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы).
- Просмотр диафильмов.
Образовательная область: «Речевое развитие»
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»;
- Организованна выставка рисунков «Мой любимый герой мультфильма»;
- Загадывание и отгадывание загадок про мультфильмы;
- «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями мультипликации: сценарист, режиссер, аниматор, актер, композитор, оператор);
- Презентация «Волшебники мультипликации».
- Озвучивание мультфильмов «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма.
- Игрушки с оптическим эффектом:
- «Бегущий человечек» (блокнот с изображением движущегося человечка) или цветок с улыбкой;
- «Рыбка в аквариуме» (вертушка);
- «Птица в клетке (листы с раскруткой);
- Аппликация «Избушка лубяная, избушка ледяная» (раскрашивание фона нетрадиционной техникой рисования);
- «Рисование сказки» (раскадровка);
- Коллективная работа «Афиша»;
- Раскрашивание картинок-раскрасок «Герои мультфильмов» (свободное время);
- Прослушивание аудиозаписей «Песни из мультфильмов».
- Съемка мультфильмов «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного) по кадрам.
- Монтаж мультфильмов «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного) с помощью программы Windows Movie Maker.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развитие основных видов движений: ходьба, бег, прыжки; научить останавливаться по сигналу, выполнять правила игры. Развитие мелкой моторики рук.
- Подвижные игры: «Белка, стрелка, колесо, тарелка», «Колобок»;
- Физминутки: «Буратино», «Колобок»,
Заключительный этап
На заключительном этапе состоялась сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр», на которой была показана премьера мультфильмов «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного) для детей своей группы и детей старшей группы №4, оформлен фотоотчет для родителей по результатам проведенной работы.
Предполагаемый результат
В рамках проекта дети получат определенные знания, умения и навыки:
- Проявят эмоциональную отзывчивость, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
- Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
- Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты.
- Дети познакомятся с алгоритмом создания мультфильма и у них появиться опыт производства мультфильма.
- Дети познакомятся с профессиями людей, работающих над созданием мультфильмов и с некоторыми видами мультипликационных фильмов.
- Дети научаться планировать свои действия (свою деятельность).
- Познакомятся с устройством компьютера, фото и видео техники;
- Дети являются активными участниками в съемочном процессе; озвучивают своих героев, таким образом происходит сотворчество взрослого и ребёнка.
- Ожидается обогащение активного словаря новыми словами, образными выражениями.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация).
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от результатов совместной деятельности.
Результаты реализации проекта
Проект «Мультляндия – страна волшебников» - предоставил каждому ребенку возможность получать новую интересную познавательную информацию, развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать универсальные предпосылки исследовательской деятельности. Результатом участия в проекте также становятся раскрепощение мышления, умение думать нестандартно, развитие творческого потенциала, формирование умения анализировать, наблюдать, фантазировать, сравнивать, сочувствовать, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности, а также совершенствование навыков общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Подводя итоги творческого проекта, можно однозначно сказать, что создавать мультфильмы своими руками не только увлекательно, но полезно. Хотя мы обнаружили, что это очень долгий и трудный процесс, он многому может нас научить. Процесс создания мультфильмов помогает развивать фантазию, мелкую моторику пальцев, учит быть терпеливыми, целеустремленными и последовательными. Создание мультфильмов может также стать прекрасной темой для семейного творчества.
Презентация проекта
Мультфильмы своими руками «Заюшкина избушка» (рисованный и силуэтный), фотоотчет для родителей.
Продукт проектной деятельности
Изготовление игрушек с оптическим эффектом: «Птица в клетке», «Рыбка в аквариуме», «Движущийся человечек»; аппликация «Избушка лубяная, избушка ледяная»; коллективная работа «Афиша». Организованна выставка рисунков в группе «Мой любимый герой мультфильма». Создание мультфильмов своими руками «Заюшкина избушка» (рисованного и силуэтного).
Итоги
Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности по данному проекту. Получили знания о мультфильмах и различных механизмов анимации; расширили представления о профессиях мультипликаторов; повысился интерес к мультфильмам и любознательность детей; сформировалось желание создавать мультфильмы самостоятельно.
Рефлексивный компонент
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний о мультфильмах, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Проект «Мультляндия – страна волшебников» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки.
Литература
- Заглада Л. Дети и мультипликация. // Мир семьи. – 2005. - №11.
- Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Куприянов Н. Занятия анимацией – «Витамин игры»// Искусство в школе, 2007, т.в. 4.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.
- Тихонова Е. Мультипликация – синтез искусств. // Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
- Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. – М.: Молодая гвардия, 1986.
- Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии. // Искусство в школе. 2009. № 6. С 13-16.
- Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Издательство Робинс, 2012. 66с.
- Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С.54–59
- Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. //
- Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007. 175 с.
- Милборн А.Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.
- Тимофеева Л.Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10. С. 25 – 28
- Долгова А.Т. Создание мультфильма своими руками посредством проектной деятельности в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 22-25.