Пояснительная записка.
Данная программа дополнительного учебного курса по изобразительному искусству рассчитана на учащихся первого класса и соответствует стандартным требованиям. Содержание данной программы должно отвечать на вопрос: «Чем будет полезна ученику данная программа?»
Актуальность программы заключается в трёх основных причинах её использования:
- способствует развитию творческих возможностей учащихся;
- корректирует навыки письма, развивает моторику рук;
- позволяет учащимся эмоционально выражать чувства на бумаге, а значит, способствует адаптации учащихся в первом классе.
Данная программа знакомит учащихся со спецификой работы гуашью, кистью. Учит детей компоновать лист, смешивать краски. Первые уроки знакомят учащихся с основами цветоведения: цветовой круг, теплые и холодные цвета, цветовой и тоновой контраст. Учащиеся учатся приемам рисования, знакомятся с цветом, мазком, линией и пятном. На последующих уроках даются понятия как ритм, конструкция, композиция. Изучение теоретического материала гармонично сочетается с выполнением творческих задач, которые ставятся перед учениками с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки контингента.
Изучение практического и теоретического материала сопровождается большим количеством наглядного материала с применением ИКТ, желательно наглядный показ практической работы самим учителем с использованием документ-камеры. Данная авторская программа дает возможность подготовить учащихся к освоению основного курса по изобразительному искусству в школе.
Учащиеся с удовольствием посещают эти уроки об этом подтверждают рисунки детей, практически на каждом рисунке дети дорисовывают солнце – знак удовольствия, любви, тепла (при постановки практических задач не всегда оговаривались погодные условия).
Цели авторской программы:
- формирование познавательного интереса к изобразительному искусству;
- теоретическое и практическое знакомство с основными приемами в живописи;
- воспитывать аккуратность и желание трудиться.
Основные задачи авторской программы:
- создание условий для формирования и развития у учащихся познавательного интереса к изобразительному искусству;
- формирование представление о возможностях мира красок;
- формирование практических умений и навыков;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное, что окружает в жизни;
- воспитание бережного отношения к материалам и инструментам живописи.
Авторская программа рассчитана на 17 часов, с учетом 1 раз в неделю, учащиеся должны иметь папку листов формата А3, гуашевые краски, кисти натуральные размером № 3, № 8, палитру, стакан для воды, салфетку (по возможности фартук с нарукавниками или халат).
Достоинства: учащимся предоставляется возможность реализовать свое отношение к новому школьному миру, раскрепощаться и вдохновляться на уроках живописи, проявлять свое творчество и фантазию.
Недостатки: работа требует аккуратности, следует соблюдать некоторые правила поведения, чтобы не разлить воду, не измазать краской соседа по парте и не перепачкаться самому.
Учебно-тематический план
№ | Тема уроков |
Практическая деятельность |
Планируемый результат |
Кол часов |
1 |
Введение. Основные цвета. |
Рисование осенних цветов «Астры» без пред. рисунка |
Смешать три основных цвета и получить составные цвета |
1 |
2 |
Цветовой круг. Спектр. |
Рисование радуги без пред. рисунка |
Сопоставить цвета согласно спектру. |
1 |
3 |
Цвет, мазок, линия и пятно. |
Рисование дерева осенью на земле без предварительного рисунка |
Выполнить эскиз дерева с падающими осенними листьями, уметь компоновать лист |
1 |
4 |
Теплые и холодные цвета (Закат и рассвет). |
Рисование силуэтов деревьев на фоне желто-красного и бело-голубого неба без пред. рисунка |
Выполнить эскиз дерева, компоновать лист, выбрать нужную гамму красок |
2 |
5 |
Ритм. Цветовой контраст. |
Рисование орнамента в цвете. Коврик для собачки |
Эскиз в цвете орнамента |
2 |
6 |
Конструкция предметов |
Рисование кувшина |
Выполнить эскиз кувшина с учетом компоновки, уметь строить конструкцию |
1 |
7 |
Контрасты. |
Рисование черно – белых предметов (чашка, кувшин) |
Выполнить эскиз сосуда с учетом компоновки, конструкции и контраста. |
1 |
8 |
Композиция в изобразительном искусстве. |
Рисование игрушек с предварительным рисунком. |
Выполнить эскиз игрушки, разместить на листе с учетом их размеров. |
1 |
9 |
Сюжетная композиция. |
Рисование сюжета из любимой сказки с предварительным рисунком |
Выбирать сюжет к сказке с учетом компоновки и перспективы. |
2 |
10 |
Монотипия |
Рисование бабочки с использованием приема оттиска |
Сделать оттиск, дорисовать бабочку с учетом симметрии. |
1 |
11 |
Животные вокруг нас |
Рисование домашних или диких животных |
Выполнить эскиз в цвете животных, указать на их характерные особенности |
1 |
12 |
Коллективная работа «Елка к Новому году». Снежинки |
Выполнять эскиз игрушки, уккасить , вырезать и приклеить на ватман, где уже нарисована елка. Выполнить эскиз снежинки. |
Украсить общую елку к празднику.Елка может служить украшением интерьера. Снежинками можно украсить пространство около елки. |
2 |
13 |
Праздник. Итоговый урок. |
Рисование праздничного салюта без пред.рисунка |
Выполнить эскиз в цвете салюта с использованием знаний полученных на уроках |
1 |
|
|
|
Итого |
17 |
Содержание авторской программы по изобразительному искусству для учащихся 1 класса «Живопись»
Тема № 1. Введение. Основные цвета. (1 час)
Теория. Знакомство с основными и составными цветами. Учащиеся самостоятельно смешивают основные цвета, комментируют и озвучивают результат.
Учитель наглядно показывает весь процесс рисования осенних цветов, где смешать цвет с желтым цветом, а где добавить холодный цвет.
Практика. Учащиеся должны повторить процесс, после чего подвести итог.
Детские работы
Тема № 2. Цветовой круг. Спектр. (1 час)
Теория. Знакомство с цветовым кругом, последовательность цветов с учетом их смешения. Учителем используется наглядный материал и рисование на компьютере.
Практика. Учитель предлагает учащимся нарисовать радугу в той последовательности, в которой расположены цвета в цветовом круге.
Детские работы
Тема № 3. Цвет, мазок, линия. (1 час)
Теория. Знакомство с основами компоновки листа, линии горизонта, как рисовать дерево. Учитель показывает наглядно, как можно изображать падающую осеннюю листву пятном.
Практика. Учитель предлагает учащимся выполнить в цвете без предварительного рисунка осеннее дерево с падающей листвой.
Детские работы
Тема № 4. Теплые и холодные цвета. (2 часа)
Теория. Знакомство с теплыми и холодными цветами, дети учатся различать, сопоставлять теплые и холодные цвета.
Практика. Учитель предлагает выполнить закат в теплых цветах, а на фоне теплого неба силуэты деревьев, на втором уроке аналогичная работа только небо в холодных тонах – бело-голубое.
Детские работы
Тема № 5. Ритм. Цветовой контраст. (2 часа)
Теория. Знакомство с видами орнамента, с формами орнамента. Узнают какую роль играет ритм в живописи и в орнаменте, как правильно изображать орнамент на листе.
Практика. Учитель предлагает выполнить набросок простым карандашом предполагаемого орнамента, сделать акцент на вид орнамента. На втором уроке решить задачу в цвете, выбрать нужную гамму красок и раскрасить орнамент.
Детские работы
Тема № 6. Конструкция предметов. (1 час)
Теория. Знакомство с элементарными законами построения конструкции: компоновка, построение, прорисовка. Научить детей соблюдать пропорции предмета, соизмерять симметрию предмета.
Практика. Учитель предлагает учащимся нарисовать простым карандашом кувшин (пример учитель показала на доске), затем его украсить по своему усмотрению, проявить фантазию и закрепить материал прошлого урока.
Детские работы
Тема № 7. Контрасты. (1 час)
Теория. Дать понятие об ахроматических и хроматических цветах. Научить различать цветовую гамма в черно-белых оттенках и уметь подбирать нужный тон.
Практика. Учитель предлагает нарисовать кувшин в черно-белых цветах, проявить мышление и закрепить пройденный материал о компоновке листа.
Детские работы
Тема № 8. Композиция в изобразительном искусстве. (1 час)
Теория. Знакомство с основами композиции происходит на примере любимых игрушек, которые бывают большие и маленькие, мягкие и резиновые, пластмассовые и металлические. Учитель с помощью настоящих игрушек демонстрирует ученикам, как можно расставить игрушки в определенную композицию, так чтобы они дополняли друг друга.
Практика. Учитель предлагает зарисовать игрушки, которые служили примером при объяснении или придумать и нарисовать свои любимые игрушки, проявить воображение и фантазию.
Детские работы
Тема № 9. Сюжетная композиция. (2 часа)
Теория. Знакомство с основами рисования сюжетной композиции, с законом перспективы линейной и воздушной. Показать соизмеримость друг с другом вещей в сюжете. Научить выделять главное в сюжете.
Практика. Учитель предлагает ученикам выполнить сюжетную композицию на тему «Сказка» с учетом компоновки и перспективы. На одном уроке дети работают над наброском простым карандашом, на втором задачу решают в цвете.
Детские работы
Тема № 10. Монотипия. (1 час)
Теория. Знакомство с удивительной техникой монотипией. Научить выполнять монотипию и развивать фантазию, мышление, воображение. Закреплять знания о симметрии, цветовой гармонии.
Практика. Учитель предлагает выполнить монотипию, дорисовать и оформить ее в виде бабочки. Цветовую гамму выбирают самостоятельно.
Детские работы
Тема № 11. Животные вокруг нас. (1 час)
Теория. Знакомство с особенностями диких и домашних животных, их характерами, повадками и как это можно изобразить на листе бумаги (учитель демонстрирует это на доске или листе бумаги). Повторяем материал о компоновке листа.
Практика. Учитель предлагает ученикам нарисовать любого животного, выразить особенности животного, тем самым развивать память мышление.
Детские работы
Тема № 12. Коллективная работа. Елка к новому году. Снежинки (2 час)
Теория. Знакомство с техникой граттаж.
Практика. Тема рассчитана на два урока: на первом уроке проводится подготовка, ученики покрывают лист бумаги масляной пастелью, используя разные цвета, затем покрывают пастель черной гуашью. На втором уроке зубочисткой или пером процарапывают снежинки, они получаются цветными.
Детские работы
Тема № 13. Праздник. Итоговый урок. (1 час)
Теория. Беседа о праздниках, как их отмечают, и главное нужно найти ответ на вопрос «Какого цвета праздник?»
Практика. Учитель предлагает нарисовать праздник «Новый год». Предлагает использовать все свои знания полученные на дополнительном уроке. Пусть это урок будет праздником.
Детские работы
Использованная литература
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5 – 8 кл.: Ч.2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2001.
- В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. Комплект «Изобразительное искусство». – 1–4 классы. 2008.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1984.
- Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для стедентов худож.-граф. Фак.пед.ин-тов. – 2 изд., доп и переаб. – М.: Просвещение 1980.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.