ЦЕЛИ:
- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА;
- упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.
Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.
Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед обращается к детям:
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.
Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые изображены на схемах на доске.
2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)
Логопед: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну, где живут маленькие слова. Давайте послушаем звуковое письмо, которое нам Фея».
Игра «Письмо Феи». Дети слушают письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Фея. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе красивые дома. (За) улицах ходят модные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) новых автомобилях. (На) городом протекает узкая река. (Под) реке водится вкусная рыба. Наш город лучше всех!»
Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить ошибки Феи.
3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под
Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:
«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри;
НА – когда предмет находится сверху;
ПОД – когда предмет находится внизу;
ЗА – когда предмет находится сзади.
Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».
В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под берёзкой и в берлоге -
Вы заметили предлоги?
4. Составление предложений с предлогами (по картинке)
Логопед: «У Феи есть друг – мальчик Федя. (Выставляется плоскостное изображение героя). У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Федя любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с лёгким мячом)
Мяч лови, и мяч бросай,
предложение составляй!
Дети составляют предложения.
Какой полоской обозначаем предложение?
Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок?
Почему на первом месте находится полоска с высокой палочкой?
Что поставим в конце предложения?
Сколько слов в предложении?
Назови 1-е слово в предложении (третье, четвертое).
Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?
(Дети по очереди работают у стола со схемами)
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.
5. Динамическая пауза
В комнате сижу и слышу (присесть, руки возле ушек)
Дождик капает на крышу (движение рук над головой сверху вниз)
А под стол залез котёнок (присесть)
И уснул там как котёнок (сложить руки под ушком)
6. Выделение предлогов из стихотворных текстов
В поле, в доме, на сосне,
За рекой, в лесу, во сне,
Под берёзкой и в берлоге -
Вы заметили предлоги?
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом
Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Фея же во всем любит порядок. Помогите ей, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)
Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.
Примеры предложений:
- Котенок спрятался под диван.
- Незнайка увидел машинку под креслом.
- Платья висят в шкафу.
- Книги стоят на полке.
- Мальчик спрятался за дерево.
8. Итог занятия, оценка деятельности детей
- На этом наше занятие окончено. Вы все очень хорошо поработали!!!