Цель: обобщение и уточнение знаний детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;
- закрепление и практическое употребление предлогов В, НА.
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: проектор, солнышко из картона, прищепки жёлтого цвета, звукозапись с голосами птиц, гофрированная бумага, клей-карандаш, корзинка с угощениями.
Ход занятия
Логопед: - Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.
Садитесь на свои места. (садятся на стулья). Дети, сегодня я получила письмо. Давайте прочитаем о чём там пишут.
Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Помогите нам пожалуйста. Уже давно должна была наступить весна но, никак не хочет зима уходит из нашего леса. Даже солнечные лучи пропали.
- Ну что, ребята, поможем лесным жителям? Для этого нам нужно будет справиться с заданиями ,потом в лесу весна обязательно наступит..Перед дорогой потренируем язычок чтобы внятно чётко говорить.
Логопед: В старину чтобы весна наступила быстрее прогоняли зиму закличками. Давайте мы тоже попробуем. У меня храниться бабушкин сундучок. Посмотрю быть может здесь найдём какую-нибудь помощь. Да, ребята тут храниться закличка..Я прочитаю вам а затем вместе повторим.
Уходи скорей зима!
Ведь весне придти пора,
Перестань скорее злиться
Мы устали холодиться!
Логопед: - Ну вот зиму прогнали. Появляется солнышко… Ну почему-то без лучиков…А для того чтобы появились лучи, нам с вами нужно будет охарактеризовать солнышко. Какое оно – весеннее солнышко? (детям раздаю жёлтые прищепки, дети говорят и прикрепляют «лучи-прищепки») Молодцы!!! Засияло солнышко!!!
Сейчас нужно будет вспомнить весенние месяцы. Кто назовёт их? (слайды)
Дети: - Март, апрель, май.
Логопед: - Правильно, первый месяц весны - март. Март открывает весну. Весеннее солнце борется с холодами. Этот месяц называют «Зимоборка». Апрель называют «Снегогоном», почему как вы думаете?
Логопед: - Потому что солнце прогоняет последние остатки снега. Последний месяц-май . Месяц зелени и цветов самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Его называют «Цветень».
Логопед: Каким весной становиться небо? (голубое, светлое, безоблачное)
А солнце? (тёплое, яркое, ласковое, весеннее)
Кто из вас, ребята, знает что такое капель?
Дети: - Это когда сосульки быстро тают и капельки воды часто-часто капают с крыш.
Логопед: -Правильно, а хотите послушать как звенит капель? (звуковая запись капели)
Упражнение фонетической ритмики
Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети!)
Птицы весело поют: чик чирик… ЧИРИК!
Тает снег: ах… АХ!
Бегут ручьи: блл… БЛЛ
Мать-и-мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф… ФФФ!
Его гладит лучик солнца золотой: ааа… ААА!
Логопед: - А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку. Дыхательная гимнастика.
Логопед: - Ребята, представьте, что мы оказались в весеннем лесу. В лесу дышится легко, сделайте глубокий вдох носом, а выдохните через ротик. (3 раза)
Логопед: - На этой полянке разместилось много перелетных птиц. Они наконец-то закончили свой длинный и тяжёлый перелёт. Какие перелётные птицы вы знаете?
Дети: -Журавли, ласточки, соловьи (слайды).
Логопед: - Ребята, мы птиц увидели. А сейчас давайте послушаем как птицы поют и угадаем их. (звукзапись с пением птиц)
Логопед: - Молодцы. А почему эти птицы не остались зимовать у нас как остальные зимующие?
Дети: - Потому что многие птицы питаются насекомыми а они зимой прячутся.
Логопед: - А весной с насекомыми что случается?
Дети: - Они просыпаются и начинают летать, ползать, бегать.
Логопед: - Ребята и правда. А посмотрите паучок ползает. Мы с вами знаем физкультминутку про него. Давайте отдохнём немного.
Физкультминутка «Паучок» (под музыку)
Логопед: - Внимание на экран! Посмотрите кого вы видите на экране?
Дети: - Лесных жителей.
Игра «Кто, где зимовал?»
Логопед. Давайте с вами поиграем в игру «Кто, где зимовал?»
Дети:
- Медведь спал в берлоге.
- Лиса жила в норке.
- Белка жила в дупле.
- Волк зимовал в логове.
- Ёжик спал в норе.
Логопед: Какое маленькое слово мы произносим чтобы определить где зимовали звери?
Дети: Маленькое слово «в».
- Весеннее солнце пригревает всё сильнее, появились проталины. Проталины - это место на земле, где растаял снег.
Логопед: Как называется то место где растаял снег? (проталины)
Логопед: На проталинах появились первоцветы - подснежники. А давайте мы с вами превратимся в подснежники. (Садятся на корточки и ладошками закрывают лицо). Представьте, что мы находимся под землей. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты, ну вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы. Покажите как вы раскрылись. Вот подул весенний ветерок, а подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны. Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только на них любоваться.
Логопед: А сейчас все подойдите к столам. Мы с вами сделаем подснежники из бумаги и подарим нашим мамочкам.
Логопед: Молодцы, ребята. Какие нежные подснежники у вас получились!
Ребята, я нашла новое письмо. Это скорее всего какая то загадка. Помогите это письмо расшифровать.
Итог занятия.