Современные педагогические технологии на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В современном мире важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Согласно национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", …новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». 

В то же время в обществе растет потребность в качестве образования и востребованность успешных людей, хорошо владеющих иностранным языком в профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.

Исходя из этого, целью педагогической деятельности учителя иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.

Коммуникативная компетенция включает:

  • лингвистическую компетенцию - знание определенного словарного запаса, синтаксических правил и уметь их использовать для построения связного высказывания;
  • социолингвистическую компетенцию - способность использовать языковые формы, исходя из ситуации общения;
  • социокультурную компетенцию - желание вступать в общение с другими, знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Очень трудно овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка. Как помочь детям заговорить на английском языке? Необходимо использовать такие педагогические технологии, чтобы ребятам на уроке было интересно, чтобы учеба имела значимый для учащихся смысл.

Что такое педагогическая технология? Существует несколько определений этого понятия.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Одним из современных эффективных средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, является использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Применение ИКТ способствует восприятию аутентичной речи, запоминанию конструкций предложений, характерных для живой, разговорной речи. Использование сети Интернет создает естественную языковую среду, дает уникальную возможность общаться с носителями языка, пополнить словарный запас, формирует навыки и умения всех видов речевой деятельности. Осуществляя поиск информации в Интернете, составляя презентации к урокам, ученики овладевают умением самостоятельно получать новые знания, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом.
  • Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью.
  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Игровые технологии также играют большую роль при обучении иностранному языку. Игра посильна практически каждому ученику. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Игры вызывают у детей положительные эмоции, которые, в свою очередь облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшает психологический климат на уроке.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.
Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Игры помогают проконтролировать учеников в нестандартных условиях в занимательной форме. Когда ученик играет, у него быстрее работает мышление, углубляются чувства, он активен и внимателен. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний из учебной деятельности в реальную. На уроках применяются лексические, грамматические, фонетические, орфографические игры, игры- соревнования, конкурсы, разыгрывание ситуаций «В магазине», «В кафе», «Прием гостей», «На улице», пресс-конференции, интервью. Это дает возможность связать обучение иностранному языку с ситуациями общения в реальной жизни.

Речь- это продукт творческой деятельности учащихся. Следовательно, чтобы речь была наиболее продуктивной, нужно развивать творческие и мыслительные способности детей. В этом учителю иностранного языка помогает технология современного проектного обучения. Метод проектов позволяет привлечь к работе слабых учеников наравне с сильными, повысить интерес обучаемых к иностранному языку.

Систематическое применение этой методики способствует укреплению мотивации, значительно повышает эффективность обучения. У школьников формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Ученые выделяют следующие типы проектов:

  • Практико-ориентированный проект. С самого начала обозначен результат деятельности, который сориентирован на социальные интересы.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
  • Ролевой (игровой) проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Также проекты могут быть:

  • литературно-творческие
  • естественно-научные
  • экологические проекты
  • языковые (лингвистические)
  • культурологические проекты
  • спортивные проекты
  • географические проекты
  • исторические проекты
  • музыкальные проекты

Проект дает возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Это могут быть презентации, буклеты, книжки про английские буквы, открытки, закладки и многие другие работы.

При работе над разными видами проекта используется индивидуальная, парная или групповая форма работы. Это учит школьников общаться друг с другом, вести совместный поиск решения задачи, принимать решения, представлять совместно полученные результаты. У ребят формируется стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, но и за дело других.

Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль, поэтому метод проектов целесообразно применять в конце изучения темы.

В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Метод проектов - это реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который, будучи вовлеченным в проектную деятельность, вынужден постоянно учиться.

Применение на уроках современных педагогических технологий позволяет добиться устойчивых результатов. Ученики начинают осознавать, где и как они смогут применить полученные знания. У них формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение, появляется стимул к реальному общению на иностранном языке.

Список использованной литературы.

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" / приказ президента РФ Д.А.Медведева N271 от 04 февраля 2010 г.
  2. Полат Е.СМетод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
  3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.