Цель: Показать педагогам с помощью игрового сюжета, способность умения детьми, логически мыслить и находить пути решения с помощью глубоких знаний о космосе.
Задачи:
- Закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 10;
- Упражнять в счете в пределах 20, соотносить число с количеством предметов;
- Развивать умения разгадывать ребусы; учить ориентироваться на листе в клетку, путём последовательного соединения точек с обозначенными цифрами;
- Учить измерять с помощью условной меры, объем в ёмкости сыпучего материала;
- Упражнять в сравнении чисел, умение читать числовые выражения, употребляя знаки < > =;
- Развивать умение различать геометрические фигуры и сравнивать их по цвету, размеру, форме и толщине, используя математическое лото;
Упражнять в ориентировке по карте-схеме; - Закрепить умение делить целое на части;
- Развивать логическое мышление (сообразительность, смекалку, находчивость);
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение внимательно слушать, понимать и отвечать на вопрос, поднимая руку;
- Развивать творческие способности, умение конструировать из цветной бумаги модели космических кораблей.
Используемый материал: электронная презентация, мяч, листы в крупную клетку. Касса цифр, набор: «мировые головоломки», геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, сухой бассейн, конверт, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
- Ребята, сегодня к нам пришло письмо, давайте посмотрим от кого оно? (на экране появляются инопланетяне). Ребята, как вы думаете кто это? (ответы детей)
- Да, ребята, это инопланетяне и в письме говориться о том, что они приглашают нас в гости в космос, для того, чтобы мы их научили думать, мыслить, читать, считать, играть в игры, узнать дружные ли вы ребята.
- Ну, что, хотите отправиться в путешествие? А на чем же мы туда отправимся? Чтобы это узнать, нам нужно выполнить задание. Занимайте свои места. (Дети садятся за столы, воспитатель предлагает им выполнить задание на листе в крупную клетку.)
- Соедините точки с цифрами от 1 до 20. Что у вас получилось? (ответы детей - ракета).
- Как вы думаете, наша ракета готова к полету? (Да)
- А я думаю, нет. Каждый космический корабль имеет свое название. Если мы отгадаем ребус, то узнаем название своего корабля.
На экране ребус:
ВО100К
(Дети вместе с воспитателем отгадывают ребус – «ВОСТОК»)
- Перед полётом, мы оденем, космические костюмы-скафандры и отправимся в путь! (дети одевают костюмы).
- А сейчас в путь! (дети становятся в круг) Начать обратный отсчет 10 9 8…0 Пуск! Полетели! (звучит «космическая музыка», на экране ракета летит в космос)
- Ребята, чтобы не сбиться с курса инопланетяне прислали нам карту звездного неба, она поможет нам в дальнейшем пути. (Воспитатель показывает карту с этапами заданий).
- Ребята, а вы планеты знаете?
Давайте поиграем в игру: «Я начну, а вы продолжайте». (Воспитатель каждому бросает мяч, а ребята ловят и отвечают на вопрос. (Слайды с изображением планет).
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз… Меркурий,
два… Венера,
три…Земля,
четыре…Марс,
пять…Юпитер,
шесть…Сатурн,
семь…Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон.
- Какая самая яркая звезда? (солнце)
- Какая планета спутник Земли? (луна)
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Гагарин)
- Как вы думаете, какой формы и какого цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса? (Ответы детей) (Все ответы транслируются на экране).
- Молодцы! Вы многое знаете про космос. Нас пригласили в необычное путешествие, в математическое, значит и планеты будут тоже математические.
- Ой, ребята, смотрите, какая-то звезда упала, а в ней записка:
«Здравствуйте, земляне, приветствуем вас в нашей математической Галактике. Мы рады видеть вас. Мы знаем, что вы скоро станете школьниками, а для этого вы должны много знать. Мы приготовили для вас необычные задания. Сможете ли их выполнить? Желаем вам успехов!»
- Давайте посмотрим на карту, где же находится первое задание?
Планета сравнений (под музыку входит звездочёт, дети садятся за столы)
Звездочёт – Здравствуйте, ребята! Я звездочёт и очень люблю считать звезды, изучать их и наблюдать за ними в подзорную трубу, но я не умею определять какое число больше, какое меньше и какие числа равны. Вы мне поможете посчитать созвездия и сравнить их? (Ответы детей)
Ребята, посмотрите на звёздное небо. Это созвездие «рыбы», давайте посчитаем, сколько звёзд в этом созвездии? (Ответы детей 6) Звездочёт рассматривает созвездия и просит детей выложить карточки с цифрой обозначающей количество звёзд. Это созвездие «рака», дети считают звёзды. (Ответы детей 5)
Выложите карточку с цифрой обозначающей количество звёзд. А теперь давайте сравним и поставим знак (< > =). Ребята, давайте прочитаем выражение 6 больше, чем 5. На сколько? (Ответы детей на 1).
(Затем звездочёт сравнивает ещё два созвездия «лебедя» и «большого пса» (12 >13) На сколько? (Ответы детей на 1).
«Большая медведица» и «Дракон» (17>15)
- Расставьте знаки и прочитайте числовые выражения.
Звездочёт: Молодцы, справились, с заданием! Спасибо вам, ребята, теперь я умею сравнивать созвездия и читать математические выражения!
Воспитатель: Ребята, ну что нужно отправляться в путь на другую математическую планету под названием «Измерение». (Звучит космическая музыка).
Воспитатель предлагает детям новое задание.
- Ребята, инопланетяне оставили два сосуда, для того чтобы мы их наполнили звёздной пылью, и определили в каком сосуде звёздной пыли больше? Как нам это сделать? (На столе стоят два сосуда разные по форме и по величине, нужно определить разное или одинаковое количество камешков вместится в эти сосуды). (Ответы детей - с помощью мерки)
Сколько мерок в первом сосуде? Во втором? Делаем вывод, что в сосудах разное количество.
- Молодцы, справились! Вы, наверное, уже устали, давайте отдохнем и исполним космическую зарядку! (Звучит музыка)
- Ребята, поступил сигнал тревоги все по местам!(музыкальный сигнал, дети садятся за столы). К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Мы спасемся, если правильно соберем все осколки. Перед вами части из которых нужно составить геометрическую фигуру по схеме, но прежде чем вы приступите к заданию, давайте вспомним какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей).
- Справились и с этим непростым заданием. Метеориты нам теперь не угрожают.
- Вы, наверное, уже устали, давайте отдохнем.
(Дети садятся на коврики, звучит плавная музыка, зажигаются звёзды)
Гимнастика для глаз
Мы звездочку увидали,
Глазки вверх подняли.
Вот звезды полетели
Глазки вправо посмотрели.
Глазки влево посмотрели.
А теперь звезда внизу
Вправо, влево
Глазки закрыли, глазки отдохнули.
- Все дальше и дальше летит ракета в космическое пространство. Вот мы и приближаемся к далекой, неизвестной, еще никем, не обнаруженной планете, где живут наши друзья инопланетяне. (На столе стоят куклы инопланетяне и приветствуют детей). Ребята, давайте мы вместе сконструируем для наших друзей космические корабли, и они будут прилетать к нам в гости!
(Дети из геометрических шаблонов составляют космические корабли и клеят на общую заготовку).
Какие замечательные получились у вас космические корабли! По своему разные и необычные.
Воспитатель подводит итог.
- Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что вам запомнилось больше всего? Какие задания?
- Ребята, а чему бы вы ещё научили инопланетян? (Ответы детей)
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и обязательно будете настоящими космонавтами! А теперь пора отправляться в обратную дорогу, домой, на нашу любимую планету Земля, в наш детский сад.