Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цели: познакомить с приемами умножения и деления на 10. Совершенствовать вычислительные навыки навыки устного счёта, умение решать задачи, развивать внимание и логическое мышление.
Педагогические задачи: дать первичное представление об умножении и делении числа на 10, продолжать формировать умения находить результат действия деления с помощью примера на умножение, развивать вычислительные навыки, продолжать работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: умение правильно умножать и делить на число 10, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения, умение выделять геометрические фигуры, применение формулы периметра квадрата.
Метапредметные УУД:
- Регулятивные: умение формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того ,что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке.
- Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Коммуникативные: оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать, слышать и понимать партнеров, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и четко выражать свои мысли.
- Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявление самостоятельности, личной ответственности.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и групповая работа, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, электронная доска, доска, карточки с заданием, математический веер, карта путешествия, сундучок с призами.
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие и побудем командой моряков. С нами на борту присутствуют пассажиры. Только от нашей слаженной, дружной работы, зависит найдем ли мы сегодня клад.
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним правила поведения на корабле (Отвечаем по руке, задание дослушиваем до конца, сидим ровно прямо).
- Чтобы отправиться в путь нам нужно проложить курс корабля. Найдем значение данных математических выражений, показывая ответы на математическом веере.
(Выводим картинку корабля на электронную доску).
- Ребята, прочитайте данные математические выражения, назвав их компоненты и найдите значение (если дети затрудняются, необходимо напомнить арифметическое действие).
- 14 + 6 (1 слагаемое - 14, 2 слагаемое – 6, сумма равна 20).
- 43 - 4 (Уменьшаемое – 43, вычитаемое – 4, разность равна 39).
- 16 : 4 (Делимое – 16, делитель – 4, частное равно 4).
- 4 * 3 (1 множитель – 4, 2 множитель -3, произведение равно 12).
- 8 * 0 (1 множитель – 8, 2 множитель - 0, произведение равно 0).
- 40 - 33 (Уменьшаемое – 40, вычитаемое – 33, разность равна 7).
- 5 * 10 (1 множитель – 5, 2 множитель -10, произведение равно 50).
- 24 : 4 (Делимое – 24, делитель – 4, частное равно 6).
- 10 * 5 (1 множитель – 10, 2 множитель - 5, произведение равно 50).
- 17 + 15 (1 слагаемое - 17, 2 слагаемое – 17, сумма равна 32).
- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Считали математические выражения, вспоминали название математических компонентов).
- Молодцы! Мы отправляем наш корабль в добрый путь!
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а что вы заметили, работая с данными математическими выражениями? (Мы заметили, что два выражения с одинаковыми числами и одинаковым результатом. Это 5*10 и 10*5).
Учитель записывает выражение на доске (5*10 … 10*5).
- Ребята, сравните это выражение. Какой знак мы поставим? (Равно.)
- Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражения? (Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей результат умножения не изменяется).
- Вычислите значение этих выражений, заменяя умножение сложением (Один ребенок работает у доски. 5* 10 = 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5 = 50 и 10 * 5 = 10+10+10+10+10 = 50)
- Хорошо. Ребята, чтобы дальше отправиться в путь на нашем корабле, нам нужно составить по этим выражениям два примера на деление (50 : 10 = 5 и 50 : 5 = 10)
- А как вы нашли значение выражений? (Зная значение произведения чисел 5 и 10, можно найти их частное)
- Какое правило взаимосвязи компонентов и результата действия вам помогло? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)
- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом.
А кто догадался, что это за приём? (Приём умножения и деления на число 10)
- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Сравнивали выражения, повторяли переместительное свойство умножения и деления).
- Молодцы, отправляемся далее в наше путешествие.< /p>
- Проверьте своё предположение, откройте с. 74 и прочитайте задачи урока.
- Прочитайте объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой.
- Послушаем объяснение и обратим наше внимание на электронную доску (Числа от 1 до 100. Приемы умножения и деления на 10).
- Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике? (От перестановки множителей результат умножения не изменяется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой ).
- Хорошо, что мы сейчас с вами сделали? (Убедились, что наши предположения правильны).
- Отправляемся дальше в наше увлекательное путешествие.
4. Физминутка
- Мы с вами моряки и нам необходимо быть внимательными, чтобы не попасть в руки к пиратам или не наткнуться на айсберг.
Игра «Запрещенное движение». Учитель говорит запретное движение, а дети должны быть внимательными и не повторять его, если учитель сказал или показал его.
5. Работа по учебнику
Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите: сегодняшнее число, Классная работа.
Цифра вроде буквы О —
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
- Какое число будем прописывать? (10)
- Что можно сказать о числе 10? (чётное, двузначное, круглое, 1 десяток, 0 ед., в числовом ряду стоит после числа 9, перед числом 11)
- Что в жизни бывает круглым? (Солнце, арбуз, мяч, часы, пуговица и т.п.)
- А в математике? (Круг, шар, числа)
- Какие числа называют круглыми? (Круглыми называют числа, оканчивающиеся на ноль).
- Назовите все круглые числа в числовом ряду до 100? (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90).
- Назовите самое маленькое круглое двузначное число? Самое маленькое круглое трехзначное число? (10; 100).
- Прописываем число 10 через клеточку.
(Прописная цифра 1. - Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.
Прописная цифра 0. - Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.)
- Молодцы, наш корабль плывет дальше.
- №1 стр.74 – фронтальная работа.
Составление таблицы. Дети устно поочередно читают примеры.
- Как связаны между собой четыре столбика примеров? (При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4 столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель).
10 * 2 = 20 | 2 * 10 = 20 |
20 : 2 = 10 |
20 : 10 = 2 |
10 * 3 = 30 |
3 * 10 = 30 |
30 : 3 = 10 |
30 : 10 = 3 |
10 * 4 = 40 |
4 * 10 = 40 |
40 : 4 = 10 |
40 : 10 = 4 |
10 * 5 = 50 |
5 * 10 = 50 |
50 : 5 = 10 |
50 : 10 = 5 |
10 * 6 = 60 |
6 * 10 = 60 |
60 : 6 = 10 |
60 : 10 = 6 |
10 * 7 = 70 |
7 * 10 = 70 |
70 : 7 = 10 |
70 : 10 = 7 |
10 * 8 = 80 |
8 * 10 = 80 |
80 : 8 = 10 |
80 : 10 = 8 |
10 * 9 = 90 |
9 * 10 = 90 |
90 : 9 = 10 |
90 : 10 = 9 |
10 * 10 = 100 |
10 * 10 = 100 |
100 : 10 = 10 |
100 : 10 = 10 |
- Ребята, какой вывод мы можем сделать об умножении и делении на 10? (Вывод: при умножении на 10 к числу справа дописывается 0.
При делении на 10 у числа 0 убирается!)
Дети читают на электронной доске стихотворение-правило.
- Наш корабль доплыл до середины пути, продолжаем наш путь. Что мы сейчас делали? (Выявили правило умножения и деления на 10.)
6. Физминутка
- Моряки должны быть не только внимательными, но и ловкими и смелыми.
- Как мы будем плыть на спасательной шлюпке? (Упражнение гребля)
- Как будем залезать по висячей лестнице? (Упражнение как будто лезем по лестнице руками)
- Как будем смотреть вдаль? (Упражнение тянемся на мысочках)
7. Закрепление изученного материала
- Ребята, как называется кухня на корабле? (Камбуз)
- Как называют повара на корабле? (Кок)
- Кок приготовил нам пирожки, но (скажу вам по секрету) кок – это бывший пират и он не умеет считать. Нам ему необходимо помочь разложить пирожки. Читаем условие задачи на стр.74 № 3.
Задача №3.
- Прочитай задачу про себя.
- Прочитай вслух.
- Сколько пирожков раскладывал повар? (40)
- Как он их раскладывал? (Поровну).
- Что значит «поровну»? (На каждую тарелку одинаковое количество).
- Как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (По 1 пирожку на каждую тарелку).
(Один ученик работает у доски. 10 магнитных тарелок закрепляем на доске, раскладываем пирожки (из бумаги) по тарелкам).
- Сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (1)
- Поровну разложили все 40 пирожков? (Нет).
- Уточните, как будем раскладывать пирожки? (До тех пор, пока все не закончатся).
- Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (По 4 пирожка).
- Запишите решение задачи и ответ.
40:10=4 (п.)
Ответ: на каждой тарелке по 4 пирожка.
- Что обозначает число 40? (Количество пирожков)
- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)
-Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).
- Решим 2 задачи обратные данной (с помощью магнитных рисунков составляем условие задач).
1. Повар разложил 40 пирожков на тарелки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. На сколько тарелок повар разложил пирожки?
40: 4 = 10 (т.)
Ответ: на 10 тарелок.
- Что обозначает число 40? (количество пирожков)
- Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).
- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)
2. Повар разложил на 10 тарелок пирожки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. Сколько всего пирожков было?
10 * 4 = 40 (п.)
Ответ: 40 пирожков всего.
- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)
- Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).
- Что обозначает число 40? (Количество пирожков)
- Молодцы! Что мы сейчас с вами делали? (Решали задачу и составляли задачи обратной данной).
- Хорошо, наш корабль следует дальше. И перед нами разрушенный мост. Чтобы проплыть дальше, нам необходимо восстановить мост, решая примеры самостоятельно (Выводим картинку моста с примерами на электронную доску. Примеры из №5 с.74. Решаем в столбик. После выполнения задания проверка.)
- 74 – 58 = 16
- 46 + 37 = 83
- 83 – 29 = 54
- 64 + 36 = 100
- Молодцы! Корабль наш держит путь далее и мы с вами находим сундук с сокровищами. Чтобы открыть сундук нам надо узнать длину его стороны, зная уже периметр.
- Какую фигуру представляет сундук? (Квадрат)
- Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)
- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон)
- Прочитайте задание №4 на стр.74.
- Какая формула периметра квадрата?
(Р = а + а +а +а
Р = а * 4)
- Чему равен периметр квадрата по условию задачи? (20 см.)
- Подставьте это значение в равенство (а * 4 = 20.)
- Что у вас получилось? (Уравнение.)
- Решите уравнение и узнайте длину стороны этого квадрата.
а * 4 =20
а = 20:4
а =5
Ответ: а = 5 см.
- Молодцы! Что мы сейчас делали? (Закрепляли изученный материал)
8. Рефлексия
- Решение задания по компьютеру № 1.
Работа в группах.
- Мы продолжаем наше путешествие и находим на острове бутылку с посланием. На листочках детям дается задание составить числовые выражения на деление. Проверка проходит фронтально.
- Составьте числовые выражения на деление.
1) 3, 30, 10 0, 50, 4, 10, 40 60, 6, 5
30 : 3 = 10
100 : 10 = 10
50 : 5 = 10
40 : 4 = 10
60 : 6 = 10
2) 90, 70, 7, 80,9 ,10, 100, 20, 8, 2
90 : 9 = 10
70 : 7 = 10
80 : 8 = 10
100 : 10 = 10
20 : 2 = 10
Фронтальная проверка.
9. Подведение итогов урока
- Ребята, мы с вами возвращаемся домой из нашего увлекательного путешествия.
- Какую тайну математики вы сегодня открыли? Чему научились? Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? (Мы освоили приемы умножения и деления на 10.)
- Какое правило использовали при умножении числа на 10? (При умножении на 10 к числу справа дописывается 0.)
- Как находить результат при делении круглого числа на 10? (При делении на 10 у числа 0 убирается.)
- Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями и нашли сундук с сокровищами. Спасибо вам за хорошую работу.
Выставление отметок.
10. Домашнее задание
- Открываем наш бортовой журнал – дневник и записываем домашнее задание. Учебник – стр.74 № 6.
Сундучок с призами – шоколадные монеты.