Приемы умножения и деления на 10. 2-й класс, "Школа России"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: овладение новыми знаниями.

Цели: познакомить с приемами умножения и деления на 10. Совершенствовать вычислительные навыки навыки устного счёта, умение решать задачи, развивать  внимание и логическое мышление.

Педагогические задачи: дать первичное представление об умножении и делении числа на 10, продолжать формировать умения находить результат действия деления с помощью примера на умножение, развивать вычислительные навыки, продолжать работу над задачами.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: умение правильно умножать и делить на число 10, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения, умение выделять геометрические фигуры, применение формулы периметра квадрата.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: умение формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того ,что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке.
  • Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Коммуникативные: оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать, слышать и понимать партнеров, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и четко выражать свои мысли.
  • Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявление самостоятельности, личной ответственности.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная и групповая работа, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, электронная доска, доска, карточки с заданием, математический веер, карта путешествия, сундучок с призами.

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие и побудем командой моряков. С нами на борту присутствуют пассажиры. Только от нашей слаженной, дружной работы, зависит найдем ли мы сегодня клад.

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним правила поведения на корабле (Отвечаем по руке, задание дослушиваем до конца, сидим ровно прямо).

- Чтобы отправиться в путь нам нужно проложить курс корабля. Найдем значение данных математических выражений, показывая ответы на математическом веере.

(Выводим картинку корабля на электронную доску).

- Ребята, прочитайте данные математические выражения, назвав их компоненты и найдите значение (если дети затрудняются, необходимо напомнить арифметическое действие).

- 14 + 6 (1 слагаемое - 14, 2 слагаемое – 6, сумма равна 20).

- 43 - 4 (Уменьшаемое – 43, вычитаемое – 4, разность равна 39).

- 16 : 4 (Делимое – 16, делитель – 4, частное равно 4).

- 4 * 3 (1 множитель – 4, 2 множитель -3, произведение равно 12).

- 8 * 0 (1 множитель – 8, 2 множитель - 0, произведение равно 0).

- 40 - 33 (Уменьшаемое – 40, вычитаемое – 33, разность равна 7).

- 5 * 10 (1 множитель – 5, 2 множитель -10, произведение равно 50).

- 24 : 4 (Делимое – 24, делитель – 4, частное равно 6).

- 10 * 5 (1 множитель – 10, 2 множитель - 5, произведение равно 50).

- 17 + 15 (1 слагаемое - 17, 2 слагаемое – 17, сумма равна 32).

- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Считали математические выражения, вспоминали название математических компонентов).

- Молодцы! Мы отправляем наш корабль в добрый путь!

3. Самоопределение к деятельности

- Ребята, а что вы заметили, работая с данными  математическими выражениями? (Мы заметили, что два выражения с одинаковыми числами и одинаковым результатом. Это 5*10 и 10*5).

Учитель записывает выражение на доске (5*10 … 10*5).

- Ребята, сравните это выражение. Какой знак мы поставим? (Равно.)

- Какое математическое свойство вы  использовали для сравнения выражения? (Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей результат умножения не изменяется).

 - Вычислите  значение этих выражений, заменяя умножение сложением  (Один ребенок работает у доски. 5* 10 = 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5 = 50 и 10 * 5 = 10+10+10+10+10 = 50)

- Хорошо. Ребята, чтобы дальше отправиться в путь на нашем корабле, нам нужно составить по этим выражениям два примера на деление (50 : 10 = 5  и 50 : 5 = 10)

- А как вы нашли значение  выражений? (Зная значение произведения чисел 5 и 10, можно найти их частное)

- Какое правило взаимосвязи компонентов и результата действия вам помогло? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)

- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом.
А кто догадался, что это за приём? (Приём умножения и деления на число 10)

- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Сравнивали выражения, повторяли переместительное свойство умножения и деления).

- Молодцы, отправляемся далее в наше путешествие.< /p>

- Проверьте своё предположение, откройте с. 74 и прочитайте задачи урока.

- Прочитайте объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой.

- Послушаем объяснение и обратим наше внимание на электронную доску (Числа от 1 до 100. Приемы умножения и деления на 10).

- Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике? (От перестановки множителей результат умножения не изменяется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой ).

- Хорошо, что мы сейчас с вами сделали? (Убедились, что наши предположения правильны).

- Отправляемся дальше в наше увлекательное путешествие.

4. Физминутка

- Мы с вами моряки и нам необходимо быть внимательными, чтобы не попасть в руки к пиратам или не наткнуться на айсберг.
Игра «Запрещенное движение». Учитель говорит запретное движение, а дети должны быть внимательными и не повторять его, если учитель сказал или показал его.

5. Работа по учебнику

Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите: сегодняшнее  число, Классная работа.

Цифра вроде буквы О —
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.

- Какое число будем прописывать? (10)

- Что можно сказать о числе 10? (чётное, двузначное, круглое, 1 десяток, 0 ед., в числовом ряду стоит после числа 9, перед числом 11)

- Что в жизни  бывает круглым? (Солнце, арбуз, мяч, часы, пуговица и т.п.)

- А в математике? (Круг, шар, числа)

- Какие числа называют круглыми? (Круглыми называют числа, оканчивающиеся на ноль).

- Назовите все круглые числа в числовом ряду до 100? (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90).

- Назовите самое маленькое круглое двузначное число? Самое маленькое  круглое трехзначное число? (10; 100).

- Прописываем число 10 через клеточку.

(Прописная цифра 1. - Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.

Прописная цифра 0. - Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.)

- Молодцы, наш корабль плывет дальше.

- №1 стр.74 – фронтальная работа.

Составление таблицы. Дети устно поочередно читают примеры.

- Как связаны между собой четыре столбика примеров? (При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4 столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель).

10 * 2 = 20

2 * 10 = 20

20 : 2 = 10

20 : 10 = 2

10 * 3 = 30

3 * 10 = 30

30 : 3 = 10

30 : 10 = 3

10 * 4 = 40

4 * 10 = 40

40 : 4 = 10

40 : 10 = 4

10 * 5 = 50

5 * 10 = 50

50 : 5 = 10

50 : 10 = 5

10 * 6 = 60

6 * 10 = 60

60 : 6 = 10

60 : 10 = 6

10 * 7 = 70

7 * 10 = 70

70 : 7 = 10

70 : 10 = 7

10 * 8 = 80

8 * 10 = 80

80 : 8 = 10

80 : 10 = 8

10 * 9 = 90

9 * 10 = 90

90 : 9 = 10

90 : 10 = 9

10 * 10 = 100

10 * 10 = 100

100 : 10 = 10

100 : 10 = 10

- Ребята, какой вывод мы можем сделать об умножении и делении на 10? (Вывод: при умножении на 10  к числу справа дописывается 0.

При делении на 10 у числа 0 убирается!)

Дети читают на электронной доске стихотворение-правило.


- Наш корабль доплыл до середины пути, продолжаем наш путь. Что мы сейчас делали? (Выявили правило умножения и деления на 10.)

6. Физминутка

- Моряки должны быть не только внимательными, но и ловкими и смелыми.

- Как мы будем плыть на спасательной шлюпке? (Упражнение гребля)

- Как будем залезать по висячей лестнице? (Упражнение как будто лезем по лестнице руками)

- Как будем смотреть вдаль? (Упражнение тянемся на мысочках)

7. Закрепление изученного материала

- Ребята, как называется кухня на корабле? (Камбуз)

- Как называют повара на корабле? (Кок)

- Кок приготовил нам пирожки, но (скажу вам по секрету) кок – это бывший пират и он не умеет считать. Нам ему необходимо помочь разложить пирожки. Читаем условие задачи на стр.74 № 3.

Задача №3.

- Прочитай задачу про себя.

- Прочитай вслух.

- Сколько пирожков раскладывал повар? (40)

- Как он их раскладывал? (Поровну).

- Что значит «поровну»? (На каждую тарелку одинаковое количество).

- Как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (По 1 пирожку на каждую тарелку).

(Один ученик работает у доски. 10 магнитных тарелок закрепляем на доске, раскладываем пирожки (из бумаги) по тарелкам).

- Сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (1)  

- Поровну разложили все 40 пирожков? (Нет).

- Уточните, как будем раскладывать пирожки? (До тех пор, пока все не закончатся).

- Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (По 4 пирожка).

- Запишите решение задачи и ответ.

40:10=4 (п.)

Ответ: на каждой тарелке по 4 пирожка.

- Что обозначает число 40?  (Количество пирожков)

- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)

-Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).

- Решим 2 задачи обратные данной (с помощью магнитных рисунков составляем условие задач).

1. Повар разложил 40 пирожков на тарелки.  В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. На сколько тарелок повар разложил пирожки?

40: 4 = 10 (т.)

Ответ: на 10 тарелок.

- Что обозначает число 40?  (количество пирожков)

- Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).

- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)

2. Повар разложил на 10 тарелок пирожки. В каждой тарелке получилось по 4 пирожка. Сколько всего пирожков было?

10 * 4 = 40 (п.)

Ответ: 40 пирожков всего.

- Что обозначает число 10? (Количество тарелок)

- Что обозначает число 4? (Сколько пирожков на каждой тарелке).

- Что обозначает число 40?  (Количество пирожков)

- Молодцы! Что мы сейчас с вами делали? (Решали задачу и составляли задачи обратной данной).

- Хорошо, наш корабль следует дальше. И перед нами разрушенный мост. Чтобы проплыть дальше, нам необходимо восстановить мост, решая примеры самостоятельно (Выводим картинку моста с примерами на электронную доску. Примеры из №5 с.74. Решаем в столбик. После выполнения задания проверка.)

  • 74 – 58 = 16
  • 46 + 37 = 83
  • 83 – 29 = 54
  • 64 + 36 = 100

- Молодцы! Корабль наш держит путь далее и мы с вами находим сундук с сокровищами. Чтобы открыть сундук нам надо узнать длину его стороны, зная уже периметр.

- Какую фигуру представляет сундук? (Квадрат)

- Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)

- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)

- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон)

- Прочитайте задание №4 на стр.74.

- Какая формула периметра квадрата?

(Р = а + а +а +а
Р = а * 4)

- Чему равен периметр квадрата по условию задачи? (20 см.)

- Подставьте это значение в равенство (а * 4 = 20.)

- Что у вас получилось? (Уравнение.)

- Решите уравнение и узнайте длину стороны этого квадрата.

а * 4 =20
а = 20:4
а =5

Ответ: а = 5 см.

- Молодцы! Что мы сейчас делали? (Закрепляли изученный материал)

8. Рефлексия

- Решение задания по компьютеру № 1.

Работа в группах.

- Мы продолжаем наше путешествие и находим на острове бутылку с посланием. На листочках детям дается задание составить числовые выражения на деление. Проверка проходит фронтально.

- Составьте числовые выражения на деление.

1) 3, 30, 10 0, 50, 4, 10, 40 60, 6, 5
30 : 3 = 10
100 : 10 = 10
50 : 5 = 10
40 : 4 = 10
60 : 6 = 10

2) 90, 70, 7, 80,9 ,10, 100, 20, 8, 2
90 : 9 = 10
70 : 7 = 10
80 : 8 = 10

100 : 10 = 10
20 : 2 = 10

Фронтальная проверка.

9. Подведение итогов урока

- Ребята, мы с вами возвращаемся домой из нашего увлекательного путешествия.

- Какую тайну математики вы сегодня открыли? Чему научились? Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? (Мы освоили приемы умножения и деления на 10.)

- Какое правило использовали при умножении числа на 10? (При умножении на 10 к числу справа дописывается 0.)

- Как находить результат при делении круглого числа на 10? (При делении на 10 у числа 0 убирается.)

- Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями и нашли сундук с сокровищами. Спасибо вам за хорошую работу.

Выставление отметок.

10. Домашнее задание

- Открываем наш бортовой журнал – дневник и записываем домашнее задание. Учебник – стр.74 № 6.

Сундучок с призами – шоколадные монеты.