Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р]. Тема: «В поисках сокровищ»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Цель: Автоматизация звука [Р] в словах.

Задачи:

Обучающая:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах.

Развивающие:

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
  • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.
  • Совершенствовать лексико-грамматические категории.
  • Развивать целостное восприятие, общую и мелкую моторику.

Воспитывающая:

  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

  • картинки к артикуляционным упражнениям;
  • пиратская бутылка с посланием и картой;
  • разрезная картинка корабля;
  • картинка с островами;
  • карточки на игру «что возьмём, а что оставим»;
  • детская удочка с магнитом;
  • предметные картинки в форме рыбок, 3ведёрка;
  • сундучок с шоколадными монетами;
  • картинка лабиринт со зверями;
  • музыкальное сопровождение: шум волн, голоса чаек;

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сегодня мы отправимся на поиски пиратских сокровищ.

Как ты думаешь, где можно найти пиратский клад? (на острове) А что нам понадобится для путешествия и поиска? (корабль, карта, ружье, провизия).

Какой звук чаще других повторяется в этих словах? (звук Р). Он сегодня будет сопровождать нас.

Уточнение артикуляции звука «Р», характеристика по акустическим признакам

Логопед: Расскажи о звуке «Р»? Что делают губы, зубы, язык, когда мы его произносим?

Р: Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.

Логопед: Что ещё ты знаешь о звуке «Р»?

Р: Звук «Р»- согласный звук, произносится твёрдо и звонко с голосом.

Обобщение ответа: звук [Р] согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Логопед: Как же мы попадём на остров?

Р: Поплывём на корабле.

Логопед: Преступаем к строительству.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

«Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

«Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

«Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

«Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.

«Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

После каждого артикуляционного упражнения ребёнок складывает разрезную картинку( пазл).

Л: Наш корабль построен! Все на борт.

Автоматизация звука в чистоговорках

Тра-тра-тра – встало солнышко с утра.
Ра-ра-ра - капитан на корабле.
Ру-ру-ру – взял подзорную трубу.
Тра-тра-тра – дуют сильные ветра.
Ра-ра-ра - отправляться нам пора.
Ор-ор-ор – взяли мы с собой топор.
Ру -ру-ру – я тебя с собой беру.

Игра: «Что возьмём, а что оставим»

Л: Но прежде чем отправиться в путь, нам надо собрать провизию. Мы поиграем в игру «что возьмём, а что оставим». С собой возьмём только слова со звуком «Р». (Логопед выставляет рисунки. Ребёнок рассматривает их и называет предметы какие возьмёт, а какой предмет не будет брать.)

Картинки:

  • Груша, виноград, банан, гранат

Л: Что мы возьмём? А что брать не будем брать?

Р: возьмём грушу, виноград, гранат, а банан брать не будем.

  •  Картошка, помидор, морковка, капуста

Р: возьмём картошку, помидор, морковку, а капусту брать не будем.

  • Крыжовник, клубника, брусника, смородина

Р: возьмём крыжовник, бруснику, смородину, а клубнику брать не будем.

Л: И так, отдать швартовый. Мы отплаваем.

Игра: «Посчитай острова». Согласование существительного с числительными.

Логопед показывает ребенку картинку моря с множеством островов, последний отмечен крестиком. Как много препятствий, чтобы их проплыть кораблю, нужно посчитать острова.

Один остров
Два острова
Три острова
Четыре острова
Пять островов.
Шесть островов.

Л: Ура! Мы доплыли до нужного нам острова.

Давай немного отдохнем.

Физминутка «Море»

Море очень широко, (Ребёнок широко разводит руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседает, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняет движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводит руки в сторону, приподняв плечи.)

Игра: «Рыбалка»

Л: Сейчас мы с тобой отправимся на рыбалку. Ребенок берёт удочку и ловит рыбки-картинки. Поймав «рыбку» ребенок называет картинку, изображенную на ней.

«Разложи улов по ведёркам». Закрепление навыка звукового анализа.

Л: Какой большой улов ты поймал. Давай распределим нашу рыбу по ведёркам. (логопед дает ребенку 3 ведёрка) В первое ведёрко клади рыбки-картинки, в названии которых звук [Р] в начале слова, со звуком [Р] в середине – в среднее ведёрко, со звуком [Р] в конце слова в последнее ведёрко.

Упражнение “Лабиринт”

Л: Чтобы на острове найти сокровища, нужно пройти в глубь острова.

Перед ребёнком лабиринт с картинками рыси, носорога, жирафа, зебры, крокодила.

По пути мы встретим разных животных, назови их.

Мы прошли все испытания и пришли в глубь острова. Вот и сундук с сокровищами. Ребенок открывает сундук, в котором спрятаны шоколадные монетки. Теперь ты настоящий кладоискатель.

Итог занятия

Логопед. Молодец. Наше путешествие за сокровищами закончилось. Путь был долгим и трудным.

  • Тебе понравилось путешествие?
  • Что тебе понравилось больше всего?
  • Какое испытание вызвало затруднение?
  • Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Литература

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. М., 2007.