Пояснительная записка
В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Эмоциональные проблемы, трудности волевого самоконтроля, различные соматические заболевания, психоневрологические проблемы являются ощутимой проблемой среди детей и взрослых. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе).
Занятия для развития эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии в сенсорной комнате дают возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной комнате создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и ребенком. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психологических навыков. В условиях сенсорной комнаты посредствам арт - терапии можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. Она позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир обрести уверенность в себе. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Также занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипуляторной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координацией.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений своей работы я выбрала «Коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы посредством арт – терапии детей дошкольного возраста».
Целью программы: коррекция и развитие сенсорной и эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии дошкольников, адаптация к новым условиям жизни, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- обучать детей понимать собственное эмоциональное состояние посредством арт-терапии, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации, снижать беспокойства и агрессивность;
- развивать навыки саморегуляции и релаксации, для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для восстановления душевного равновесия;
- развивать познавательные психические процессы и личностные качества, уверенность в себе;
- формировать и развивать тонкую моторику рук, повышать уровень тактильного восприятия, умение обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышающие эмоциональную устойчивость ребенка;
- повышать сплоченность группы.
Объектом программы выступают дети 5–6 лет.
Предмет программы: эмоциональная-волевая и когнитивная сфера ребенка по средством арт – терапии старшего дошкольного возраста.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методические средства работы:
- физические игры и упражнения;
- музыкальное сопровождение;
- танцевальные игры;
- игры на развитие навыков общения;
- рисование, кляксография;
- пальчиковая гимнастика;
- подвижные и малоподвижные игры,
- словесные игры;
- релаксационные упражнения.
Методы и техники:
- телесная терапия;
- игротеропия;
- сказкатеропия;
- светотерапия;
- Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
- музыкотерапия;
- комплекс упражнений на развитие эмоционально-волевой и когнитивной сферы;
- дыхательные упражнения;
- комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
- малоподвижные и подвижные игры на снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.
Объем программы рассчитан на 55 занятий с детьми от 5 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю педагогом-психологом, продолжительность занятий составляет 20 минут. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная: проводятся с детьми, входящими в коррекционно-развивающие группы.
Структура занятий: все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Материальное оснащение: оборудование сенсорной комнаты, игрушки, карточки с изображением эмоций, игры на развитие эмоций.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка по средством арт-терапии. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика. Основные процедуры:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- элементы психодрамы;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- рисование, кляксография.
Часть 3. Релаксация
Целью этой части является:
- упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
- дыхательную гимнастику, которая действует успокаивающе на нервную систему;
- мимическую гимнастику, которая направлена на снятие общего напряжения.
Часть 4. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Предполагаемый результат:
- снятие негативных реакций;
- эмоциональное благополучие, которое обеспечивает эффективное развитие способностей каждого ребенка;
- развитие разговорной речи, пополнения словарного запаса слов детей;
- развитие познавательных процессов: память, воображение, слуховое и зрительное внимание, восприятие, наглядно-образное мышление.
Программа состоит из четырех блоков.
Блок l. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.
Блок ll. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.
Блок lll. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.
Блок lV. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми.
Границы применения. Данная коррекционно-развивающая программа «В мире эмоций» предназначена для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ специализированного и общеобразовательного видов.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ п/п |
Названия |
Цель |
Форма |
Кол-во |
1. |
«Знакомство волшебной комнатой» |
Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию. |
Индивидуальная |
1 |
2 - 3. |
«Цвета и настроение» |
Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности. |
Индивидуальная |
2 |
4. |
«Помощь друзей» |
Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, активизация тактильной чувствительности, развитие общей моторики. Создание положительного эмоционального настроя. |
Индивидуальная |
1 |
5. |
«Дружба начинается с улыбки» |
Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики. |
Индивидуальная |
1 |
6 - 7. |
«Комплименты» |
Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. |
Индивидуальная |
2 |
8. |
«Давайте представим» |
Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение Саморегуляция психического состояния. Развитие смелости и уверенности в себе. мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения. |
Индивидуальная |
1 |
9. |
«Моя любимая игрушка» |
Развития умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. |
Индивидуальная |
1 |
10. |
«Будьте внимательны» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов. |
Индивидуальная |
1 |
11. |
«Назови себя» |
Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений. |
Индивидуальная |
1 |
12. |
«Прогулка по волшебному лесу» |
Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитывание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку. |
Индивидуальная |
1 |
13. |
«Солнечный зайчик». |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия, активизация внимания, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. |
Индивидуальная |
1 |
14 - 15. |
«У страха глаза велики» |
продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей; |
Индивидуальная |
2 |
16. |
«Перевоплощение» |
учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. |
Индивидуальная |
1 |
17. |
«Путешествие на необитаемый остров» |
закрепление умение анализировать элементарную контурную схему «Лабиринт»; |
Индивидуальная |
1 |
18. |
«Разноцветный букет» |
Развитие двигательных навыков, целенаправленной деятельности. Развитие моторики, координации движений, пространственных представлений, точности и плавности движений. Профилактика скелетно-мышечных зажимов. Взаимодействие друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. |
Индивидуальная |
1 |
19. |
«Зима» |
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения; формировать навык сотрудничества, взаимодействия. |
Индивидуальная |
1 |
20. |
«Послушай и угадай» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мелкой моторики и двигательной координации. Развитие пространственных представлений, воображения, внимания. Активизация самоконтроля, навыков целенаправленной деятельности. |
Индивидуальная |
1 |
21 - 22. |
«Передача чувств» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, умения подражать движениям взрослого, координация движений, развитие общей и мелкой моторики, снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом. |
Индивидуальная |
2 |
23. |
«Волшебники» |
Развитие слухового внимания, фразовой речи при ответах на вопросы. Развитие наблюдательности и зрительной памяти, восприятия (по цвету). Развитие внимания, умения концентрироваться, умения передавать эмоции художественными средствами Совершенствование координации движений. |
Индивидуальная |
1 |
24. |
«Моя любимая игрушка» |
Развитие моторики, координации движений. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью развитие умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Снижение скелетно-мышечных зажимов. |
Индивидуальная |
1 |
25. |
«Чувства» |
Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом. |
Индивидуальная |
1 |
26. |
«Путешествие к Радужке» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, развитие восприятия цвета, общей моторики, умение передавать эмоции художественными средствами. |
Индивидуальная |
1 |
27 - 28. |
«Снежные снежинки» |
Умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. |
Индивидуальная |
2 |
29. |
«Отгадай, что в мешочке» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативизма. Развитие умения пользоваться художественными средствами. |
Индивидуальная |
1 |
30 - 31. |
«Аквалампа» |
Снижение психоэмоционального напряжения. Развития фантазии, умения чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами. Развитие мелкой моторики рук и координации движений. |
Индивидуальная |
2 |
32 -33. |
«Путешествие к звездам» |
Развитие мимики и пантомимики, плавности, точности, координации движений, воображения Развитие внимания, речи, образности слухового восприятия. Создание бодрого настроения, Умения отражать и отгадывать настроение. |
Индивидуальная |
2 |
34. |
«У зеркала» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, общей и мелкой моторики, активизация внимания. |
Индивидуальная |
1 |
35 - 36. |
«Отдых на море» (релаксация с использованием сенсорного оборудования) |
Мышечное расслабление, снижение телесного и психоэмоционального напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, правилами игры. |
Индивидуальная |
2 |
37. |
"Волшебный клубочек". |
Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка, создание доверительных отношений, активизация внимания. |
Индивидуальная |
1 |
38. |
«Полет птицы» |
Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. |
Индивидуальная |
1 |
39. |
«Три характера» |
Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие внимания, восприятия. Развитие умения подражать движениям взрослого. |
Индивидуальная |
1 |
40. |
«Затейники» |
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. |
Индивидуальная |
1 |
41. |
«Тактильные шарики» |
Развитие логики, внимание, память, восприятие. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. |
Индивидуальная |
1 |
42. |
«Мы соскучились друг по другу» |
Релаксация и развитие воображения. Развития эмоционально-волевой сферы. |
Индивидуальная |
1 |
43. |
«Доброе животное» |
Развитие эмоционально-волевой сферы. Релаксация и развитие воображения. Развитие внимания, воображения. |
Индивидуальная |
|
44. |
«Сказка об утенке» |
формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния. |
Индивидуальная |
1 |
45. |
« Веселые игры» |
Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения. |
Индивидуальная |
1 |
46 – 47. |
«Волшебное путешествие» |
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развитие психических функций; способствовать снятию |
Индивидуальная |
2 |
48. |
«Найди друга» |
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения развитие умения пользоваться художественными средствами. |
Индивидуальная |
1 |
49. |
«Черепашки» |
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения. |
Индивидуальная |
1 |
50. |
«Тренируем эмоции» |
Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения. |
Индивидуальная |
1 |
51. |
Мини этюд «Солнце» |
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения. |
Индивидуальная |
1 |
52. |
«Могучий лев» |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов. |
Индивидуальная |
1 |
53. |
Мини-этюд «Ожерелье» |
Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения. Взаимопомощь, эмпатия |
Индивидуальная |
1 |
54. |
Мини-этюд «Грибочки» |
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения. |
Индивидуальная |
1 |
55. |
Мини-этюд «Капельки» |
Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. |
Индивидуальная |
1 |
ВСЕГО |
|
|
|
55 |
Библиография
- Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию. Санкт – Петербург.
- Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей 4–5 лет: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160с.
- Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет. – М.: Генезис, 2007.- 111с.
- 7. Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие/ М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НГО «МОДЭК», 2008. – 336 с. – (серия «Библиотека педагога-практика»)
- Домилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ Т.А. Домилина, В.Я. Зендгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Библиотека психолога образования)
- Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. – 64 с. (Психологическая служба)