Цель: Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Тип урока: Урок – открытие нового знания.
Планируемые результаты.
- Предметные: ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания.
- Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
- Универсальные учебные действия (метапредметные ):
- Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
- Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические - устанавливают причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, авторская презентация по теме урока,
интернет-ресурс.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, аудиоколонки, ноутбуки.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Если будет трудно, я вам помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Сядьте правильно. Откройте тетради и расположите их правильно, наклонно. От последней работы отступите 2 рабочих строки. Давайте запишем число и классная работа.
2. Целеполагание и актуализация знаний
А теперь давайте определим тему урока. Внимание на экран.
Ой, посмотрите, буквы играют.
А на какие две группы можно разделить буквы, которые принимают участие в игре? (Да, на буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные)
Кто мне назовёт гласные звуки?
А согласные?
А как можно ещё назвать эти согласные звуки? (шипящие)
Давайте подумаем, на какие 2 группы по твёрдости, мягкости можно разделить согласные звуки. (твёрдые, мягкие)
Назовите твердые звуки.
Мягкие звуки.
В первом классе вы уже знакомились с буквосочетаниями, которые можно составить из данных букв. Назовите эти буквосочетания.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки.
А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? (Знать правила)
Сегодня на нашем уроке мы и будем тренироваться в написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
3. Чистописание
Но писать нужно не только грамотно, но и красиво. Поэтому в начале мы поупражняемся в написании буквосочетания ШИ. Давайте напишем правильно и красиво это буквосочетание.
Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.
Дети пишут.
Посмотрите внимательно и найдите то буквосочетание, которое на ваш взгляд получилось красиво. Обведите его в кружок желтым карандашом.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Хорошо, ребята, прочитайте ещё раз буквосочетание, которое вы учились красиво писать. Первый звук [ш]. Какой он твердый или мягкий? Второй звук [ы]. Слышим звук [ы], а пишем букву и. Почему? Какой звук обозначает буква и? Вспомните какую работу выполняет звук [и]? (Смягчает впереди стоящий согласный звук) А буква И показывает на письме мягкость предшествующих согласных звуков. В сочетании ши звук [ш] – твердый! Почему звуку [и] не удалось выполнить свою работу? А вы заметили, буква И не принимала участие в игре.
Какие ещё буквы не играли? А почему так? Если мы будем подробно анализировать сочетания ча-ща, чу-щу, то тоже заметим противоречия – буквы а и у обозначают твердость предшествующих звуков. В данных сочетаниях у них не получается это сделать, так как предшествующие звуки – мягкие.
Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Обратимся к страничке для любознательных. СЛАЙД
В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими и обозначать их мягкость нет необходимости. Правила написания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.
А если вам захотелось раскрыть все тайны исторических написаний, то более подробную информацию вы можете найти в дополнительных источниках: в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях.
4.1. Работа с учебником.
А теперь давайте прочитаем, что говорится о правописании этих буквосочетаний в наших учебниках. Откройте учебник на стр. 11 и найдите сведения о языке. Кто нам прочитает?
4.2. Запись слов под диктовку.
Потренируемся писать слова с данными буквосочетаниями под диктовку.
а) Чтобы написать правильно слова, нужно спланировать свои действия.
Прочитайте пункты плана. Вы согласны с таким порядком выполнения действий?
Расположите их в правильном порядке.
- Внимательно послушать.
- Определить буквосочетание.
- Вспомнить правило.
- Записать слово.
б) Переходим к записи слов.
Кто считает, что хорошо справится с этим заданием, нарисуйте вначале строки кружок жёлтого цвета, те, кто считает, что может допустить ошибки – кружок красного цвета.
Лыжи, щука, чай, шина, роща, чудеса.
Проверьте запись слов самостоятельно.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Подчеркните простым карандашом буквосочетание, в котором, на ваш взгляд, допущена ошибка.
(А теперь ещё раз каждый сам проверит свою работу, сверив её с экраном.)
Оцените свою работу, нарисуйте после последнего слова кружок жёлтого цвета, если не было ошибок, и красного цвета, если были ошибки.
Поднимите руку, у кого в начале и в конце работы кружки жёлтого цвета. Молодцы! Ваш прогноз оправдался.
Поднимите руку, у кого кружки разного цвета. Вам я рекомендую быть внимательнее, не забывать написание слов.
5. Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Вставь букву». Послушайте и подскажите мне буквы.
Знаем твердо, что жи-ши
Пишем только с буквой и.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву у!
Работа с учебником. Развитие речи.
Упр. 22 с.14 (1). Составим предложение из слов. Запишем полученное предложение. Какие цвета вы бы использовали, если бы решили нарисовать картинку к этому предложению?
6. Закрепление знаний и способов действий. Работа с ноутбуками
А теперь выполним интерактивное задание, будете работать в паре и получите оценку. Ваша оценка будет зависеть не только от умения применять изученное правило, но и от умения работать в паре.
Наведите курсор на значок на рабочем столе. Щёлкните по нему.
Выберите слово. Прочитайте, посоветуйтесь в паре, договоритесь между собой.
Дети работают.
Поднимите руку, у кого оценка 5, 4. А кому даны рекомендации?
Молодцы, вы хорошо поработали. Смогли применить правило и поработать в паре. Если что-то не получилось, не расстраивайтесь, у вас ещё будет возможность научиться исправить свои ошибки.
7. Рефлексия. Подведение итогов
- Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.
- Какую цель перед собой ставили в начале урока?
- Всё ли у вас получилось на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
- О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?
8. Домашнее задание
Продолжить выполнять упр. 22 стр.14. Задание будет выдано в Дневнике.ру.